ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2868/2022 от 24.08.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Жданкина И.В.

№ 33а-2868/2022 (10RS0006-01-2022-000623-86)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2022 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Кузнецовой И.А., Соляникова Р.В.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12 августа 2022 г. по административному делу № 2а-261/2022 по административному исковому заявлению Валовой Г. Л. к Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района об оспаривании решения об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

административный иск, с учетом уточненных требований, заявлен по тем основаниям, что при проведении выборов Главы Куркиекского сельского поселения решением Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района от 04.08.2022 № 50/283-5 Валовой Г.Л. было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения в порядке самовыдвижения в связи с нарушением требований части 3 статьи 22 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», поскольку подписные листы, представленные кандидатом Валовой Г.Л., изготовлены и оформлены не за счет избирательного фонда. Все требования Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» по оформлению документов административным истцом были соблюдены, в связи с чем, законное основание для отказа в регистрации кандидата отсутствует. 24 июля 2022 г. в 11 часов 24 минуты административным истцом была приобретена бумага для изготовления и оформления подписных листов, что подтверждается чеком на ее приобретение. 24 июля 2022 г., согласно подтверждению получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения, прием документов был осуществлен 24 июля 2022 г. в 12 часов 00 минут. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, были приняты Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района 26 июля 2022 г. в 16 часов 24 минуты, и, соответственно, были изготовлены за счет представленного избирательного фонда. В уточненном заявлении административный истец указала, что ею действительно была приобретена упаковка бумаги формата А4. Однако при изготовлении подписных листов в количестве восьми листов она использовала имеющуюся у нее в наличии и принадлежащую ей бумагу, подписные листы она изготовила на собственном принтере с использованием домашнего компьютера. Валова Г.Л. ошибочно представила кассовый чек на упаковку бумаги вместе с первым финансовым отчетом. В действительности она не использовала данную бумагу для изготовления подписных листов. Территориальная избирательная комиссия Лахденпохского района не вправе была требовать от нее представления данного первичного документа вместе с первым финансовым отчетом. Ссылаясь на нарушение пассивного избирательного права, административный истец просил суд признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района от 04.08.2022 № 50/283-5 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Г. Л.», обязать административного ответчика зарегистрировать административного истца кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства, имеющие значение для вынесения решения, неправильно применены нормы федерального законодательства. Указывает, что нарушений избирательного законодательства со стороны административного истца допущено не было. Приобретенная ею упаковка бумаги формата А4 при изготовлении подписных листов использована не была, использовала имеющуюся в наличии бумагу, подписные листы изготовила на собственном принтере с использованием домашнего компьютера, не использовала никаких иных источников средств для изготовления непосредственно подписных листов. Принятый судом товарный чек на 230 руб. был ошибочно представлен административным истцом в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района. Предоставление с первым финансовым отчетом первичных документов не предусмотрено ни нормами федерального закона, ни нормами республиканского закона. Суд ошибочно применил нормы подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункта «г» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия».

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Лахденпохского района и Территориальная избирательная комиссия Лахденпохского района полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района Васильков Г.А. полагал решение суда законным и обоснованным.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение Центральной избирательной комиссии Республики Карелия Футрика Г.Г. и заключение прокурора Ильмаста А.Н., полагавших решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно части 5 статьи 60 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии муниципального образования об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также Центральной избирательной комиссией Республики Карелия в порядке, предусмотренном статьей 59 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии муниципального образования, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией муниципального образования с нарушением требований, предусмотренных частями 14-16 статьи 26 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Законом.

Как следует из материалов дела, решением Совета Куркиекского сельского поселения IV созыва XXVIII заседания от 14.06.2022 № 28/126-4, опубликованным в газете «Куркиекский вестник» за № 7 (159) от 15.06.2022, на 11 сентября 2022 г. назначены выборы Главы Куркиекского сельского поселения.

Согласно постановлению Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 13.05.2022 № 8/75-7 Территориальная избирательная комиссия Лахденпохского района является комиссией, организующей выборы, на которую возложены полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципальных образований, расположенных на территории Лахденпохского муниципального района Республики Карелия.

24 июля 2022 г. в 12 часов 00 минут Валова Г.Л. обратилась в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Куркиекского сельского поселения.

24 июля 2022 г. в 12 часов 10 минут прием документов от Валовой Г.Л. был окончен и административным истцом получено подтверждение получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на должность Главы Куркиекского сельского поселения.

26 июля 2022 г. в 16 часов 24 минуты Валовой Г.Л. в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района были сданы следующие документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, сведения об изменениях в данных о кандидате.

Решением Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района от 04.08.2022 №50/283-5 «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Галины Леонидовны» в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта «г» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия» Валовой Г.Л. отказано в регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в связи с наличием на день, предшествующий дню заседания Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия».

Так, со ссылками на части 1 и 3 статьи 22, часть 1 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 46 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района в вышеуказанном решении было установлено, что для регистрации кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Г.Л. были представлены подписные листы, содержащие 14 подписей избирателей. Согласно представленным Валовой Г.Л. сведениям по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда с приложением первичного бухгалтерского документа (кассового чека) Валовой Г.Л. приобретена бумага для изготовления и оформления подписных листов в 11 часов 24 минуты 24 июля 2022 г. Согласно подтверждению получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения Валовой Г.Л. кандидат на должность Главы Куркиекского сельского поселения время окончания приема документов - 12 часов 10 минут 24 июля 2022 г. Иные документы, подтверждающие изготовление и оформление подписных листов кандидатом Валовой Г.Л. за счет избирательного фонда, созданного по факту окончания приема документов для уведомления о выдвижении кандидатом на должность Главы Куркиекского сельского поселения Валовой Г.Л., то есть позднее 12 часов 10 минут 24 июля 2022 г., вместе с документами, представленными кандидатом Валовой Г.Л. на регистрацию, в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района не представлены. Таким образом, Территориальная избирательная комиссия Лахденпохского района пришла к выводу, что в нарушение требований части 3 статьи 22 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» подписные листы, представленные кандидатом Валовой Г.Л., изготовлены и оформлены не за счет избирательного фонда.

9 августа 2022 г. Валова Г.Л. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное Валовой Г.Л. нарушение избирательного законодательства является существенным и неустранимым, при этом, наличие неустранимых нарушений, допущенных кандидатом при оформлении подписных листов, является самостоятельным и независимым основанием для отказа в регистрации кандидата.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции в силу следующего.

Пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Согласно подпунктам «в.1» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в частности, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с пунктами «г» и «ж» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются, в частности, все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Положениями пункта 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.

В силу частей 2 и 3 статьи 22 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых в порядке самовыдвижения, необходимо собрать подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с частью 9 статьи 7 настоящего Закона, но не менее 10 подписей. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о самовыдвижении кандидата. Подписные листы изготавливаются и оформляются за счет соответствующего избирательного фонда по формам согласно приложениям 6 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц.

Частью 1 статьи 42 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» предусмотрено, что кандидаты обязаны создать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии муниципального образования об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой комиссией. Создание кандидатом избирательного фонда необязательно, при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

В силу части 8 статьи 42 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» избирательные фонды кандидатов на должность главы муниципального образования могут создаваться за счет следующих средств: а) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования; в) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, которые в совокупности не могут превышать 5 процентов для каждого гражданина и 50 процентов для каждого юридического лица от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования.

Согласно части 17 статьи 42 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» на выборах органов местного самоуправления сельских поселений возможно создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей. В этом случае избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. Кандидат одновременно с представлением документов на регистрацию уведомляет избирательную комиссию муниципального образования о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета. Кандидат обязан вести учет поступления и расходования средств своего избирательного фонда, представлять финансовые отчеты в порядке, установленном статьей 46 настоящего Закона.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» кандидаты, избирательные объединения обязаны представить в соответствующие избирательные комиссии муниципальных образований два финансовых отчета: 1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета). К первому финансовому отчету прилагаются сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда и документ, подтверждающий указанный в отчете остаток средств избирательного фонда, выданный филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России»; 2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с частью 1 статьи 42 настоящего Закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 №658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан, а потому не может рассматриваться как нарушающее права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 №1858-О-О).

Как следует из материалов дела, 24 июля 2022 г. в период с 12 часов 00 минут до 12 часов 10 минут Территориальной избирательной комиссией Лахденпохского района осуществлялся прием соответствующих документов от Валовой Г.Л., в результате чего последней было получено подтверждение получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на должность Главы Куркиекского сельского поселения.

Кроме того, 24 июля 2022 г. Валова Г.Л. уведомила Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района в соответствии с частью 17 статьи 42 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета (л.д. 90).

Таким образом, избирательный фонд мог быть создан Валовой Г.Л. не ранее письменного уведомления Территориальной избирательной комиссии Лахденпохского района о самовыдвижении кандидата, то есть не ранее 12 часов 10 минут 24 июля 2022г.

Согласно информации, представленной Территориальной избирательной комиссией Лахденпохского района и Центральной избирательной комиссией Республики Карелия, по состоянию на 1 июля 2022 г. на территории Куркиекского сельского поселения зарегистрировано 1208 избирателей. Таким образом, формирование избирательного фонда Валовой Г.Л. в рассматриваем случае не являлось обязательным.

Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы с учетом положений пункта 1 статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 1 статьи 42 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» административный истец не уведомляла Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района о том, что она не создает избирательный фонд и не производит финансирование своей избирательной компании. Таким образом, положения законодательства, содержащие исключение из правила об изготовлении подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата, на Валову Г.Л. не распространяются.

Кроме того, из представленных Валовой Г.Л. в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района документов, в том числе из первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов Главы Куркиекского сельского поселения, учета поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата и кассового чека, следует, что в избирательный фонд Валовой Г.Л. поступили собственные денежные средства кандидата в размере 230 руб., которые направлены на приобретение бумаги (в количестве 1 шт. на сумму 215 руб.) и ручки (в количестве 1 шт. на сумму 15 руб.).

Указанные бумага и ручка были приобретены Валовой Г.Л. 24 июля 2022 г. в 11 часов 24 минуты, то есть за 46 минут до подачи документов для уведомления о выдвижении кандидата на должность Главы Куркиекского сельского поселения, то есть до создания избирательного фонда.

Документы, подтверждающие изготовление и оформление подписных листов за счет средств избирательного фонда, Валовой Г.Л. ни в Территориальную избирательную комиссию Лахденпохского района, ни в суд первой или апелляционной инстанции представлены не были.

К изменившейся позиции административного истца относительно материалов, используемых при изготовлении подписных листов и ошибочном представлении к отчету товарного чека на 230 руб., содержащейся в уточненных административных исковых требованиях и апелляционной жалобе, судебная коллегия относится критически, расценивая избранным способом защиты. Более того, исходя из пояснений административная истца, используемая бумага также была приобретена до создания избирательного фонда, что свидетельствует о несоблюдении административным истцом требований пункта 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 6 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке.

Содержащиеся в пункте 5 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положения о том, что допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц, распространяются лишь на граждан и юридических лиц, оказывающих финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, но не на кандидата.

Таким образом, при избрании административным истцом способа создания избирательного фонда без открытия специального избирательного счета только за счет собственных средств кандидата в соответствии с частью 17 статьи 42 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия» подписные листы должны были быть изготовлены Валовой Г.Л. только за счет средств избирательного фонда. При этом, как уже было установлено ранее, подписные листы были изготовлены Валовой Г.Л. за счет собственных средств путем приобретения бумаги до письменного уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении.

Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.

Как следствие, изготовление подписных листов не за счет средств избирательного фонда не соответствует требованиям, предъявляемым к порядку изготовления подписных листов, и в силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» влечет недействительность подписей избирателей.

Разрешая избирательный спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии на день вынесения оспариваемого решения документов, оформленных с нарушением избирательного закона, что влечет недействительность всех подписей в подписном листе.

При этом, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидат не вправе вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей.

Доводы апелляционной жалобы о том, что изготовление подписных листов не за счет средств избирательного фонда не является нарушением закона, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Неприменение административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения норм, устанавливающих в качестве основания для отказа в регистрации кандидата недостаточное количество достоверных подписей (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пункт «ж» части 14 статьи 26 Закона Республики Карелия «О муниципальных выборах в Республике Карелия»), как обоснованно указано судом первой инстанции, не может повлечь за собой признание незаконным оспариваемого решения. Обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое решение, изложены административным ответчиком ясно, доступно и с достаточной полнотой.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств.

Доводы апелляционной жалобы административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не могут послужить основанием к отмене состоявшегося решения суда.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 12 августа 2022г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи