ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-28702/2015 от 03.12.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья–< Ф.И.О. >1 дело <...>а-28702/2015

Апелляционное определение

03 декабря 2015 года <...>

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >12

судей < Ф.И.О. >11, ФИО1,

по докладу судьи < Ф.И.О. >11,

при секретаре < Ф.И.О. >3,

с участием прокурора < Ф.И.О. >4,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений, по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Лабинского районного суда Краснодарского края от <...>,

заслушав доклад судьи < Ф.И.О. >11, судебная коллегия

установила:

Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия министерства природных ресурсов и устранении выявленных нарушений.

В обоснование своих требований заявитель указывает, что в период с <...> по <...> в результате воздействия комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории <...> произошло значительное поднятие уровня воды в малых реках, в связи с чем, <...> решением главы администрации муниципального образования <...> на территории района введен режим чрезвычайной ситуации. <...> решением главы администрации Краснодарского края <...> на территории <...> также введен режим чрезвычайной ситуации.

В период с <...> по <...> в ходе поднятия уровня воды в <...> произошел размыв береговой полосы, прилегающей к территориям домовладений, расположенных по следующим адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>.

Особо сложная ситуация с размывом береговой полосы реки Кукса сложилась в <...> в границах КФХ < Ф.И.О. >5, которая осложнилась тем, что на берегу реки расположены капитальные строения обрушение которых может привести полному перекрытию русла реки.

Последствия данного обрушения могут послужить основанием для возникновения новой чрезвычайной ситуации.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...>.

Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края с привлечением независимых специалистов произвести обследование русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...> с целью установления наиболее поврежденных береговых полос, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <...> в июне 2015 года, а также определить наиболее уязвимые места береговой полосы, подверженные разрушению в случае возникновения новых чрезвычайных ситуаций.

На основании заключения подготовленного независимыми специалистами, обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществить берегоукрепление русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...>.

Обязать Министерство финансов Краснодарского края про извести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, про водимых Министерством природных ресурсов Краснодарского края на <...>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...> Краснодарского края на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами.

Обжалуемым решением Лабинского районного суда Краснодарского края от <...> заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и устранении выявленных нарушений удовлетворено полностью.

Суд постановил: признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплению русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...>.

Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края с привлечением независимых специалистов произвести обследование русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...> с целью установления наиболее поврежденных береговых полос, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <...> в июне 2015 года, а также определить наиболее уязвимые места береговой полосы, подверженные разрушению в случае возникновения новых чрезвычайных ситуаций.

На основании заключения подготовленного независимыми специалистами, обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края осуществить берегоукрепление русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...>.

Обязать Министерство финансов Краснодарского края про извести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, про водимых Министерством природных ресурсов Краснодарского края на <...>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...> Краснодарского края на основании заключения, подготовленного независимыми специалистами.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу, помощник Лабинского межрайонного прокурора < Ф.И.О. >7, представитель администрации МО <...> Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >8, глава администрации Владимирского сельского поселения <...>< Ф.И.О. >9 просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >6 просившую отменить судебный акт и принять по делу новое решение, а так же прокурора < Ф.И.О. >4, представителя администрации МО <...> Краснодарского края < Ф.И.О. >10, главу администрации Владимирского сельского поселения <...>< Ф.И.О. >9 просивших оставить без изменения решение суда, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от <...> № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не рассмотренные до <...> апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 3 статьи 35 Федерального закона от <...><...> «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, прав и свобод неопределенного круга лиц.

Проверкой установлено, что в период с <...> по <...> в результате воздействия комплекса неблагоприятных метеорологических явлений на территории <...> произошло значительное поднятие уровня воды в малых реках, в связи с чем, <...> Решением главы администрации муниципального образования <...> на территории района введен режим чрезвычайной ситуации.

<...> Решением главы администрации Краснодарского края <...> на территории <...> также введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно положений ст. 1 Федерального закона от <...> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», под ликвидацией чрезвычайных ситуаций подразумевается про ведение аварийно­спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей.

Согласно ст. 3 указанного закона, к основным целям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Также из положений ст. 18 вышеуказанного закона следует, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Водным кодексом РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации (далее - водные объекты).

Река Кукса полностью расположена на территории Краснодарского края, является федеральной собственностью, следовательно, обязанность по осуществлению негативного воздействия вод реки Кукса и ликвидации его последствий возлагается на министерство природных ресурсов Краснодарского края.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к основным принципам организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится: заблаговременное, плановое проведение мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Пунктом «е» ч. 1 ст. 11 Закона определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности: осуществление и финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Положения о Министерстве при родных ресурсов Краснодарского края (далее Министерство), утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...>, министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в сфере использования, охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод (водных отношений) и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края (п. 1 Положения).

Так разделом 3.4. Положения определены полномочия Министерства в области водных отношений, а именно: осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Краснодарского края, выполнение мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Краснодарского края. К таким мероприятиям относится: увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы; по противопаводковой защите, включая уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, а также проектные работы (п. <...> Положения).

Суд учитывает, что приказом Министерства природных ресурсов РФ от <...><...> утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с данным перечнем к мероприятиям по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в Федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации относятся и мероприятия по противопаводковой защите, включая уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы (пп.4 п.2 перечня).

Кроме того, Приказом Минприроды России ОТ <...><...> утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Согласно п. 16 данных указаний, основной формой негативного воздействия вод является затопление и подтопление прибрежных территорий при прохождении весеннего половодья и летне-осенних паводков. В этом случае мероприятие включают в себя: увеличение пропускной способности русел рек, их расчистку, спрямление и дноуглубление, а также расчистку водоемов и водотоков; уполаживание берегов; биогенное закрепление берегов; укрепление берегов песчано-­гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках.

Как следует из материалов дела и установлено судом в период с <...> по <...> в ходе поднятия уровня воды в <...> произошел размыв береговой полосы, прилегающей к территориям домовладений, расположенных но следующим адресам: <...>; <...>; <...>; <...>; <...>; <...>.

Особо сложная ситуация с размывом береговой полосы реки Кукса сложилась в <...> в границах КФХ < Ф.И.О. >5, которая осложнилась тем, что на берегу реки расположены капитальные строения обрушение которых может привести полному перекрытию русла реки.

Последствия данного обрушения могут послужить основанием для возникновения новой чрезвычайной ситуации.

Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований Лабинского межрайонного прокурора поскольку неисполнение Министерством природных ресурсов Краснодарского края требований Федерального закона от <...> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закона Краснодарского края от <...> N2 132·КЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», выразившееся в непринятии мер по расчистке, берегоукреплению русла <...>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...>, грубо нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, а также может создать условия для угрозы жизни и здоровья граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации и может причинить крупный ущерб жителям Владимирского сельского поселения проживающим на территориях <...> и <...>, а также причинить существенный вред хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории вышеуказанных населенных пунктов.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N2 746 от <...> утверждено Положение «О Министерстве финансов Краснодарского края».

Пунктом 2.14 Положения определено, что к одной из основных задач Министерства относится: организация в установленном порядке исполнение судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов по обращению взыскания па средства краевого бюджета по денежным обязательствам получателей средств краевого бюджета, на средства государственных бюджетных учреждений Краснодарского края, обеспечение учета и хранения исполнительных документов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов и иных документов, связанных с их исполнением.

Также, Положением о Министерстве финансов Краснодарского края определены его функции, согласно п. 3.57 Министерство финансов Краснодарского края в пределах установленной компетенции осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации по организации и ведению мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу о необходимости обязать Министерство финансов Краснодарского края произвести дополнительное финансирование берегоукрепительных мероприятий, проводимых Министерством природных ресурсов Краснодарского края на <...>, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...> Краснодарского края.

Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно признал незаконным бездействие Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по берегоукреплепию русла реки Кукса, протекающей через территорию Владимирского сельского поселения <...>.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда

определила:

решение Лабинского районного суда Краснодарского края от <...> - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края - оставить без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -