РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Сайбель В.В. Дело № 33а-287/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2018 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.
судей Зеленского А.М., Струковой А.А.
при секретаре Зининой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Зимовина А.П. на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 19 октября 2017 года, которым оставлен без удовлетворения административный иск Зимовина А.П. к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании отказа в предоставлении услуги по присвоению адреса земельному участку с кадастровым номером № и хозяйственному строению с кадастровым номером №.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зимовин А.П. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м для организации крестьянского хозяйства из состава земель сельскохозяйственного назначения. В октябре 2012 года ему было выдано администрацией МО «Ковровское сельское поселение» разрешение на строительство объектов крестьянско-фермерского хозяйства на указанном земельном участке на срок до 8 октября 2022 года и в последующем возведено хозяйственное строение общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, которое поставлено на государственный кадастровый учет под № и на которое в упрощенном порядке 23 декабря 2016 года зарегистрировано право собственности. 28 июня 2017 года Зимовин А.П. обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением о предоставлении услуги по присвоению земельному участку и расположенному на нем объекту недвижимости, в чем решением от 3 июля 2017 года отказано без указания соответствующих мотивов. По утверждению административного истца, отказ в присвоении адреса объектам адресации не основан на законе и нарушает его права, учитывая невозможность получения почтовой корреспонденции, вызов специализированных служб и т.д.
Судом вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе Зимовин А.П. просит решение отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о присвоении адресов вышеперечисленным объектам и об отсутствии законных оснований для присвоения адреса, подлежащего внесению в ФИАС.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене с вынесением нового решения ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Принимая решение об отказе в административном иске, суд первой инстанции исходил из того, что обязательные адресоообразующие элементы имеются в отношении земельного участка и объекта недвижимости, истцом не представлено доказательств необходимости присвоения дополнительных адресообразующих элементов, почтовый адрес у крестьянско-фермерского хозяйства Зимовина А.П. установлен по месту его регистрации по месту жительства, а само по себе отсутствие указания на основание к отказу в предоставлении соответствующей услуги по присвоению адреса не нарушает законных прав и интересов Зимовина А.П.
С такими суждениями нельзя согласиться.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами.
Под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ).
Объектом адресации является один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес (п. 3 ст. 2 названного Федерального закона).
В силу п.п. 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
Этими Правилами предусмотрено, что адрес, присвоенный объекту адресации, должен отвечать, в частности, требованию обязательности, то есть каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес в соответствии с настоящими Правилами (п. «б» п. 3); объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства (п. 5).
Согласно п. 8 Правил присвоение адреса земельному участку осуществляется, в частности, в случае выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет; в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства - в случаях выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения.
При этом по смыслу п. 47 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 12 августа 2015 года № 832) в отношении объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов, населенный пункт не является обязательным адресообразующим элементом для всех видов объектов адресации.
В дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, структура адреса земельного участка включает в себя в обязательном порядке только номер земельного участка (п. 49 Правил), а структура адреса здания, сооружения или объекта незавершенного строительства - тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства (п. 50 Правил).
Перечень типов зданий (сооружений) утвержден приказом Министерства финансов РФ от 5 ноября 2015 года № 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" и включает в себя дом, корпус, строение и шахту.
Пунктом 40 Правил определен исчерпывающий перечень оснований отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, которых по данному делу не усматривается.
Так, с заявлением о присвоении адреса сформированному земельному участку и объекту недвижимости, учтенному в государственном кадастре недвижимости, обратилось надлежащее лицо (их собственник), представив все необходимые документы в отношении объектов, подлежащих адресации.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет и в отношении расположенного на нем сооружения было выдано разрешение на строительство и определен тип сооружения (строение), а право собственности Зимовина А.П. на земельный участок и строение не оспорено и не признано отсутствующим, у органа местного самоуправления городского округа возникла обязанности по присвоению адресов земельному участку и строению.
Указание на отсутствие оснований к присвоению адреса в немотивированном оспариваемом решении администрации городского округа от 3 июля 2017 года не опровергает этих выводов.
Содержащиеся в решении суда первой инстанции суждения о том, что земельный участок и строение имеют адреса, описанные в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах, являются ошибочными при том, что в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок и в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о праве собственности Зимовина А.П. на строение указан не адрес объектов, а их местоположение.
Наличие у крестьянско-фермерского хозяйства Зимовина А.П. почтового адреса по месту жительства последнего не освобождает окружную администрации от обязанности по присвоению адреса земельному участку и строению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии закону оспариваемого отказа в присвоении адреса, нарушении этим решением администрации городского округа требования обязательности присвоения адреса объектам адресации и о нарушении оспариваемым решением окружной администрации законных прав и интересов административного истца, в связи с чем решение об отказе а административном иске не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 19 октября 2017 года отменить и вынести новое решение, которым административный иск Зимовина А.П. к администрации МО «Зеленоградский городской округ» об оспаривании отказа в предоставлении услуги по присвоению адреса земельному участку с кадастровым номером № и хозяйственному строению с кадастровым номером № удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 3 июля 2017 года об отказе в присвоении адреса объектам адресации.
Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» принять решение о присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером № и хозяйственному строению с кадастровым номером №.
Председательствующий
Судьи