ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-28859/18 от 19.09.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Деева Е.Б. Дело № 33а-28859/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Комаровой О.В.,

при секретаре Горохове С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 19 сентября 2018 года апелляционную жалобу Ильиной Н. А. на решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 мая 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Ильиной Н. А. к администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа от 26 марта 2018 года в выдаче разрешения на строительство, об обязании выдать разрешение на строительство,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец Ильина Н.А. обратилась в суд с административным иском к административным ответчикам администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа от 26.03.2018 г. в выдаче разрешения на строительство, об обязании выдать разрешение на строительство. Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадь. 775 кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>. 26.03.2018 г. она обратилась в местную администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке. Решением администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 26.03.2018 г. ей было отказано в выдаче такого разрешения на строительство по причине несоответствия представленных документов ограничениям, установленным земельным и иным законодательством РФ, а именно: не представлено согласование с аэродромами «Жуковский», «Чкаловский» и «Черное». Считала такой отказ незаконным, не основанным на нормах действующего законодательства, ограничивающим ее, как собственника, в праве освоить земельный участок в соответствии с его назначением. Просила признать незаконными отказ администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 26.03.2018 г. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома; обязать администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области выдать ей разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области административный иск не признал.

Заинтересованное лицо Министерство строительного комплекса Московской области своего представителя в суд не направило.

Решением Люберецкого городского суда Московской области от 28.05.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разбирательством по административному делу установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 775 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под застройку жилых домов, объектами культурно-бытового и социального назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Решением администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 26.03.2018 г. было отказано в выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке, поскольку земельный участок находится в пределах приаэродромных территориях аэродромов «Чкаловский», «Раменское» и «Черное», в связи с чем необходимо согласование размещения объекта капитального строительства с собственниками аэродромов.

Свое решение по административному делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях получения разрешения и осуществления строительства; что предоставление застройщиком указанных вст.51 ГрК РФдокументов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство, с введением новых дополнений в ст.51 ГрК РФновыми ч.ч.12.1, 12.2 не допускается выдача разрешений на строительство, если проектная документация объектов капитального строительства не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ и ч.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч.1 ст.51 ГрК РФ).

В соответствие с ч.9 ст.51 ГрК РФ в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствие с ч.10 ст.51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (ч.11 ст.51 ГрК РФ). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в ч.13 ст.51 ГрК РФ и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

Административный истец представила с заявлением о выдаче разрешения на строительство на своем земельном участке индивидуального жилого дома все необходимые для этого документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Отказ в выдаче разрешения на строительство основан на обстоятельстве непредоставления согласования разрешения на строительство с аэродромами «Чкаловский», «Раменское» и «Черное».

Судебная коллегия не может согласиться с таким отказом, поскольку п.п.12.1-12.2 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действующей с изменениями на момент принятия оспариваемого решения) предусматривают необходимость проведения согласования разрешения на строительство с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти уже после выдачи разрешения на строительство в границах приаэродромной территории с одновременным допущением выдачи таким органом обязательного для исполнения предписания о прекращении действия разрешения на строительство в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории.

При таком положении дела требование административным ответчиком от административного истца согласования аэродромами «Чкаловский», «Раменское» и «Черное» разрешения на строительство является неправомерным.

Кроме того, запрет требования административным ответчиком, как органом, предоставляющим муниципальные услуги, от административного истца представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг, установлен и п.1 ч.1 ст. Федерального Закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, отказ административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство нельзя признать законным и обоснованным.

Что касается искового требования об обязании административного ответчика выдать разрешение на строительство, то оно не может быть удовлетворено, поскольку административным истцом не была дана оценка соответствия представленным административным истцом документам предъявляемым к ним градостроительным законодательством требованиям, а суд невправе подменять собойорганместного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие такого решения.

Судебная коллегия считает необходимым в качестве способа восстановления нарушенного права административного истца возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 26.03.2018 г. о выдаче разрешения на строительство.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения о частично удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Люберецкого городского суда Московской области от 28 мая 2018 года отменить, принять новое решение.

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа от 26 марта 2018 года в выдаче разрешения на строительство, об обязании выдать разрешение на строительство удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 26 марта 2018 года об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 26 марта 2018 года о выдаче разрешения на строительство.

В удовлетворении искового требования ФИО1 к администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Министерству строительного комплекса Московской области об обязании выдать разрешение на строительство отказать.

Председательствующий:

Судьи: