дело № 33а-2897/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.,
судей: Иском Е.П., Позднякова О.Ю.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
по апелляционной жалобе представителя Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения прокурора отдела Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Храмцовой Е.Б., представителя Управления Роскомнадзора по ДФО ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ссылаясь на то, что в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на сайте <данные изъяты> размещены материалы, содержащие публичную оферту о продаже за деньги электроудочек, использование которых запрещено законодательством РФ.
Свободный доступ к сайтам, на которых осуществляется деятельность по продаже электроудочек, не соответствует требованиям закона. Сведения, размещенные на данном интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения электроудочек, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года требования удовлетворены. Постановлено, признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Настоящее решение суда является основанием для включения страницы сайта в сети Интернет http://samus-fisher.su/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В апелляционной жалобе представитель Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что административным ответчиком по делу является Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу.
Полагает, что надлежащим ответчиком по данной категории дел должны являться лица, участвующие в распространении информации: владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена запрещенная информация, а при невозможности его установить – хостинг-провайдер.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 29 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 10 Закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации в Российской Федерации», статьей 26 Закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановлением Правительства РФ № 694 от 20.08.2009, утвердившем Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, ограничении доступа к сайту.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 1 ст. 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона: передача информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
В соответствии с ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 166-ФЗ Перечень указанных в части 4 настоящей статьи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов и порядок их уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 694 утвержден Перечень запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Так, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батарей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Частью 1 статьи 256 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено, в том числе, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений.
Административная ответственность за нарушение правил рыболовства предусмотрена статьями 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море стандартов (норм, правил) или условий лицензии» и 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ст. 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В п. 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с п.п. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Как следует из материалов дела межрайонной природоохранной прокуратурой Комсомольского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения законодательства, по результатам которой установлены нарушения требований действующего законодательства, а именно: на указанном интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги электроудочки, использование которых и их оборот запрещены законодательством Российской Федерации. Сведения, размещенные на данных интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения электроудочек, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению.
Учитывая, что приобретение электроудочек в конечном итоге может повлечь причинение ущерба водным биологическим ресурсам, которые согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ являются собственностью Российской Федерации, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, на сайте <данные изъяты> размещена информация, связанная с осуществлением деятельности по продаже электроудочек, которая способствует совершению правонарушений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Из представленного прокурором заявления усматривается, что целью его обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц является признание размещенной в сети Интернет информации вовлекающей неограниченный круг граждан, в приобретение электроудочек, запрещенных к распространению в Российской Федерации, а также последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия не принимает по следующим основаниям.
Как следует из приказа Роскомнадзора от 14.12.2017 № 249 «Об утверждении требований к способам (методам) ограничения доступа к информационным ресурсам, а также требований к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам» ограничение доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), доменным именам, указателям страниц сайтов в сети, сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайт в сети «Интернет», доступ к которому подлежит ограничению (далее - ограничение доступа), оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети (далее - оператор связи), должно осуществляться на основании сведений, получаемых от Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - выгрузка), в соответствии с частью 12 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Оператор связи, получивший в записи выгрузки информацию об указателе страницы сайта в сети «Интернет», доменном имени и сетевом адресе, должен ограничить доступ к соответствующему указателю страницы сайта в сети «Интернет». Иные способы (методы) ограничения доступа к информационным ресурсам не допускаются.
Как следует из положений ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, являются, в том числе (п.2): вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Следовательно, надлежащим административным ответчиком по делу будет выступать компетентный орган, имеющий полномочия по включению запрещенной информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Дальневосточному федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу – ФИО1, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий: Чемякина И.А.
Судьи: Иском Е.П.
Позднякова О.Ю.