ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2905 от 28.08.2020 Тверского областного суда (Тверская область)

69RS0014-02-2020-001895-12

Дело № 33а-2905 судья Громова Е.В. 2020 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 августа 2020 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Сергуненко П.А. и Васильевой Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Алиевым М.Я.

с участием прокурора Никифорова С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Сергуненко П.А.

дело по апелляционной жалобе Рассоловой Татьяны Рашитовны на решение Конаковского городского суда Тверской области от 17 августа 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления Рассоловой Татьяны Рашитовны к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района, заинтересованные лица Волкова Светлана Игоревна, Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Конаковского района №161/1163-4 от 01.08.2020 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 1 Волковой Светланы Игоревны» отказать».

Судебная коллегия

установила:

Рассолова Татьяна Рашитовна обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Конаковского района о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Конаковского района №161/1163-4 от 01.08.2020 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1 Волковой Светланы Игоревны».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что она выдвинутая в порядке самовыдвижения. Постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 25.07.2020 № 158/1142-4 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1. Постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01.08.2020 №161/1163-4 Волкова Светлана Игоревна, выдвинутая избирательным объединением «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» также зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1.

Постановлением от 01.08.2020 №161/1163-4 о регистрации Волковой С.И. кандидатом в депутаты подлежит отмене, как принятое с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, поскольку имелись основания для отказа в регистрации кандидата, предусмотренные пп.«в», «в.1» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, 21 июля 2020 года в территориальную избирательную комиссию Конаковского района уполномоченным представителем Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьяновым Н.С. представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по многомандатным избирательным округам, в том числе заявления каждого из кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района № 157/1132-4 от 23 июля 2020 года заверен список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по многомандатным избирательным округам, выдвинутый Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

23 июля 2020 г. Волковой С.И. в территориальную избирательную комиссию Конаковского района представлены документы для выдвижения и регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский по Новозавидовскому двухмандатному округу №1.

В нарушение части 9 статьи 30 Избирательного кодекса Тверской области список кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», включал 2 листа и не прошит. Полагает, что список кандидатов по многомандатным избирательным округам оформлен с нарушением закона. В соответствии с подпунктом «г» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области, список кандидатов является обязательным документом для выдвижения кандидата.

В соответствии с пунктом «в. 1» части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Так, копия решения о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в нарушение части 3 статьи 32 Избирательного кодекса Тверской области заверена не нотариально и не руководителем постоянно действующего органа избирательного объединения, а иным лицом. В качестве избирательного объединения выступало Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». В соответствии с пунктом 5.7. Устава КПРФ, постоянно действующим руководящим органом местного отделения КПРФ является Комитет (горком, райком и так далее), который избирается Конференцией соответствующего местного отделения КПРФ и ей подотчётен. Согласно пункту 5.12. Устава КПРФ, для решения политических, организационных и текущих вопросов, а также для руководства деятельностью местного отделения партии между заседаниями, Комитет избирает из своего состава Бюро Комитета, которое подотчётно Комитету местного отделения КПРФ. В соответствии с пунктом 5.14. Устава КПРФ, руководство деятельностью Комитета и его Бюро осуществляется первым секретарем Комитета, который избирается и освобождается от должности Комитетом. Таким образом, копия решения о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» должна заверяться либо нотариально, либо первым секретарем Комитета местного отделения. Таким образом, копия решения о создании избирательного объединения, являющаяся обязательным документом для выдвижения кандидата, оформлена с нарушением закона. Также, представленное решение о создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не соответствует требованиям пункта 5.1 Устава КПРФ. Решение о создании представляет собой постановление общественной организации. В соответствии с пунктом 5.1 Устава КПРФ, местное отделение КПРФ (городское, районное и так далее) создаётся на Учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления (муниципального образования) по решению Комитета или Бюро Комитета соответствующего регионального отделения КПРФ с учётом особенностей административно-территориального деления субъекта Российской Федерации. Таким образом, уставом не предусмотрен такой порядок создания местного отделения как реорганизация общественной организации.

В соответствии с пунктом 5.8 Устава КПРФ, по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления. Таким образом, Уставом КПРФ предусмотрено выдвижение списка кандидатов местным отделением только после согласования с Бюро Комитета регионального отделения. Однако, в территориальную избирательную комиссию в качестве решения о выдвижении списка кандидатов представлено Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года. В качестве документа, подтверждающего согласование с соответствующим органом политической партии, представлено Постановление Бюро Комитета Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 07 июля 2020 года. В момент принятия решения о выдвижении списка кандидатов по многомандатным избирательным округам Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отсутствовало согласование с Бюро Комитета регионального отделения партии предусмотренное пунктом 5.8 Устава КПРФ.

Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения», представляемое в соответствии с подпунктом «д» части 3 статьи 32 Избирательного кодекса ТО, содержит неоговоренное исправление шариковой ручкой в сведениях об адресе места жительства уполномоченного представителя.

17 августа 2020 года в суд первой инстанции Рассоловой Т.В. представлены дополнительные основания по административному исковому заявлению, поименованные как дополнения к административному исковому заявлению.

Определением суда, выраженного протокольной формы от 17 августа 2020 года, дополнения приняты судом к рассмотрению.

Согласно представленным дополнениям, по правилам ч.2 ст.33 Закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении, среди прочих сведений, указываются основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Пп.«в» ч. 2.2 названной статьи предусмотрена обязанность кандидата представить документ, подтверждающий сведения об основном месте работы. Волковой С.И. в подтверждение вышеуказанных сведений представлены копии трудовой книжки и справки с места работы, оригинал справки с места работы Волковой С.И. не представлялся. Также, указанная копия справки не может свидетельствовать, что Волкова С.И. работает в указанной организации на момент объявления выборов и предоставления документов для выдвижения в Избирательную комиссию, и не содержит сведений о том, что названное место работы для Волковой С.И. является основным, и не исключает возможности работы в указанной организации по совместительству. Копия трудовой книжки, представленная Волковой С.И. не заверена работодателем, отсутствуют слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия); дата заверения копии, надпись о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия. Указанная копия заверена только самой Волковой С.И.. Работодатель обязан по заявлению работника выдать ему копию ведущейся работодателем трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки (ст.62 ТК РФ, п.7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225. Заверенной копией документа считается копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие её юридическую значимость (пп.25 п.3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013, утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 №1185-ст). ГОСТ Р 7.0.97-2016 (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 №2004-ст) распространяется на организационно-распорядительные документы: уставы, положения, правила, инструкции, регламенты, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, договоры, акты, письма, справки и другие документы, в том числе включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 №299), класс 0200000. Отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «Подпись» и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа) (п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016). Если копия выдаётся для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия, и заверяется печатью организации.

Оспариваемое постановление №161/1163-4 нарушает пассивное избирательное право административного истца - право быть избранным депутатом Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1 (пп.27 ст.2 равенство (равенство перед законом, равенство прав), гарантированное Конституцией Российской Федерации (ч.1 и 2 ст. 19), так как допускает возможность участия в выборах гражданина, который стал зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1, несмотря на наличие нарушений, препятствующих его регистрации.

Представитель административного истца Рассоловой Т.Р. Красильников П.А. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям. Допущенные нарушения свидетельствуют об отсутствии у избирательной комиссии права осуществить регистрацию кандидата в депутаты Волковой С.И.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Конаковского района по доверенности Офицерова Н.М. в судебном заседании с доводами административного истца не согласилась, пояснила, что указанные нарушения носят малозначительный характер и на момент принятия решения о регистрации кандидата они располагали всеми необходимыми документами и сведениями в полном объёме. Считает, что недочёты в оформлении документов и частичное несоблюдение форм не являются основанием для отказа в регистрации кандидата. Также считает, что должен быть предоставлен оригинал справки с места работы. При этом содержащаяся в справке информация имеет больше значения для решения, чем надпись «копия верна». Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованное лицо Волкова С.И. в судебном заседании с исковыми требованиями административного истца не согласилась, поддержала позицию ТИК Конаковского района. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Волковой С.И. по доверенности Колесников А.А. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, считает требования истца не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что копия трудовой книжки заверена в законном порядке, имеется запись «копия верна», подпись должностного лица, печать. Сомнений в подлинности быть не может, подписана тем лицом, у кого осуществляет трудовую деятельность лицо, заявившее намерение стать кандидатом в депутаты. По нарушению процедуры выдвижения, то их нет, все действия выполнены по Уставу, зацикливание на п.5.8 без учёта других моментов говорит о непрофессионализме того, кто готовил иск, просто не удосужился почитать Устав. Нарушений не имелось, которые могли бы повлиять на права и законные интересы административного истца. Полагает, что иск подан с нарушением требований законодательства, так как отсутствует подтверждение нарушения прав истца. Указано, что нарушено право административного истца на равенство субъектов пассивного избирательного права. Вместе с тем, неравенство по каким-то причинам подразумевает предоставление преимущества одной из сторон. Сказать в данном случае, какое преимущество представляло административному истцу, принятое решение о регистрации кандидата не представляется возможным. Документы по Закону 67-ФЗ были представлены, данные в согласии были указаны в полном объёме.

Конаковский межрайонный прокурор Скобелев В.А. в судебном заседании дал заключение об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца. Недостатки, указанные в иске незначительные и не могут повлиять на регистрацию кандидата в депутаты.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Рассоловой Т.Р. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, об удовлетворении заявленных требований. Повторяя доводы административного искового заявления указано, что судом неверно оценены фактические обстоятельства по делу. Полагает, что суд, применяя нормы ст.38 Закона № 67-ФЗ, ст.ст.30, 32, 102 Избирательного кодекса Тверской области, должен прийти к выводу, что допущенные нарушения в документах, представленных в избирательную комиссию районным отделением КПРФ для заверения списка кандидатов, которые нашли подтверждение в ходе судебного заседания, являются самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидату и самостоятельным основанием для отмены решения о регистрации кандидата в депутаты в судебном порядке. Допущенные по мнению апеллянта нарушения затрагивают права административного истца на равенство, т.к. допускает возможность участия в выборах гражданина, который стал зарегистрированным кандидатом в депутаты, несмотря на наличие нарушений, препятствовавших его регистрации.

В дополнениях к апелляционной жалобе апеллянт ссылается на ненадлежащее оформление документов об основном месте работы Волковой С.И. Волковой С.И. для подтверждения вышеуказанных сведений представлены копия трудовой книжки и копия справки с места работы, оригинал справки с места работы Волковой С.И. не представлялся. Также, указанная копия справки не может свидетельствовать, что Волкова С.И. работает в указанной организации на момент объявления выборов и предоставления документов для выдвижения в Избирательную комиссию, и не содержит сведений о том, что названное место работы для Волковой С.И. является основным, и не исключает возможности работы в указанной организации по совместительству. Копия трудовой книжки, представленная Волковой С.И. не заверена работодателем, от­сутствуют слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственно­ручная подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия); дата заверения копии, надпись о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия. Указанная копия заверена только самой Волковой С.И. Такие документы не соответствуют требованиям ст. 62 ТК РФ, п. 7 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225; пп. 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Рассоловой Т.Р. Красильников П.А. доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме по изложенным в них основаниям.

Заинтересованное лицо Волкова С.И. полагала решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не подлежащими удовлетворению.

Представители Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьянов Н.С и Плюхин А.А. возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней. Полагали обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

По заключению прокурора Никифорова С.А. апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам и дополнений к ней удовлетворению не подлежит, решение суда является законным и обоснованным. Недостатки в оформлении документов не влияют на законность обжалуемого постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата. Сведения о недостоверности представленных сведений о трудовой деятельности Волковой С.И., отсутствуют.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заслушав выступления участвовавших в суде апелляционной инстанции лиц и заключение прокурора, судебная коллегия оснований для отмены или изменения судебного акта не находит, в силу следующего.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд первой инстанции в установленные ч. 4 ст. 240 КАС РФ сроки, поскольку административное исковое заявление направлено в суд 11 августа 2020 года посредством почтовой связи при обжаловании постановления Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01 августа 2020 года №161/1163-4.

Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из не установления предусмотренных законом оснований для признания незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 01 августа 2020 г. №161/1163-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1 Волковой Светланы Игоревны».

Не согласиться с указанными выводами судебная коллегия оснований не усматривает в силу следующего.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу п. 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пп. «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п.п. «в1»).

Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ род занятий - это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.

В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого же федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).

Регистрация кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований при их выдвижении политической партией (ее структурным подразделением) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии решения о выдвижении, принятого политической партией (пункты 1 и 16 статьи 38 данного федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Аналогичные требования закреплены и в ст. 32 Избирательного кодекса Тверской области.

Решением Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский от 29 декабря 2014 г. №33 утверждена на срок десять лет до 28 декабря 2024 года схема пяти двухмандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский (Приложение № 1).

В Приложении № 1 указаны пять избирательных округов, в том числе Новозавидовский двухмандатный избирательный округ № 1.

22 июня 2020 года решением Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский №15 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва на 13 сентября 2020 г.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области №01-13/273 от 28 декабря 2007 года на территориальную избирательную комиссию Конаковского района возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии муниципального образования «городское поселение - поселок Новозавидовский» Конаковского района Тверской области.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 12.05.2016 № 176/2220-5 сформирована территориальная избирательная комиссия Конаковского района сроком полномочий 2016-2021 годы.

Постановлением Избирательной комиссии Тверской области от 12.05.2016 №176/221-5 председателем территориальной избирательной комиссии Конаковского района сроком полномочий 2016-2021 годы назначен Фомченко С.П.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Избирательного кодекса Тверской области от 07.04.2003 года №20-30 выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов, на выборные должности местного самоуправления и представление в соответствующую избирательную комиссию документов о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) осуществляются не ранее чем через 3 дня и не позднее чем через 30 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов - до 18 часов по московскому времени.

Рассолова Татьяна Рашитовна, постановлением территориальной избирательной комиссии Конаковского района от 25.07.2020 года №158/1142-4, зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1.

21 июля 2020 года в Территориальную избирательную комиссию Конаковского района уполномоченным представителем Конаковского местного отделения КПФР Косьяновым Н.С. с сопроводительным письмом поданы документы для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва, выдвинутого Конаковским местным отделением КПРФ по многомандатным избирательным округам, а именно:

- копия Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Тверское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (ОГРН 1026900000951, зарегистрировано 16.10.2002 г.), выданного 19 марта 2014 года, учетный № <данные изъяты>. Копия свидетельства заверена 25.06.2019 г. нотариусом Торжокского районного нотариального округа Тверской области Рубежиной Е.С., зарегистрирована в реестре № <данные изъяты>

- копия Постановления Конференции Тверской областной политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 29 января 2002 года о преобразовании местных и первичных организаций Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Тверской областной организации КПРФ, в местные и первичные отделения Коммунистической партии Российской Федерации. К Постановлению прилагается список местных отделений, в который входит Конаковское местное отделение. Постановление подписано первым секретарем Тверского областного комитета Коммунистической партии РФ Зорькиным В.А., копия постановления заверена первым секретарем Тверского областного отделения КПРФ Воробьевой Л.Ф.;

- Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 г. № б/н, из которого следует, что в соответствии с п.5.8 Устава политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и на основании протокола счетной комиссии пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года о результатах тайного голосования, выдвинуты кандидаты по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва списком в следующем составе:

1. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 1

1.1. Е.А,

1.2. С.И.

2. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4

2.1. А.В.

2.2. Е.И.

3. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5

3.1. Р.Н.

3.2. О.В.. Результаты голосования: за - 6 чел., против - нет.

- Постановление Бюро Комитета Тверского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 07 июля 2020 г. № 01-8/52-26, за подписью первого секретаря Комитета Воробьевой Л.Ф., принятое на основании п.6.11 Устава партии, о согласовании кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва списком:

1. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 1

1.1. Е.А,

1.2. С.И.

2. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4

2.1. А.В.

2.2. Е.И.

3. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5

3.1. Р.Н.

3.2. О.В.

- Список кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва, выдвинутых Конаковским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным (многомандатным) избирательным округам:

1. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 1

1. Е.А,

2. С.И.

2. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4

1. А.В.

2. Е.И.

3. По Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 5

1. Р.Н.

2. О.В.

В данном Списке по каждому кандидату в депутаты указаны фамилия, имя и отчество каждого включенного в Список кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование или код органа, выдавшего паспорт, номер и наименование многомандатных избирательных округов, по которым выдвигается каждый кандидат.

- Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения «Конаковское местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Косьянова Николая Семеновича, <данные изъяты> года рождения, адрес места жительства: <данные изъяты> вид документа: паспорт <данные изъяты>, выдан <данные изъяты> г., род занятий: пенсионер. В адресе уполномоченного представителя имеются неоговоренные исправления в номере дома;

- заявления кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу № 4 - Е.И., С.И., О.В., Р.Н., Е.А., А.В. о согласии баллотироваться.

- заявление уполномоченного представителя Конаковского местного отделения политической партии КПРФ Косьянова Н.С. с указанием номера телефона для своевременного информирования.

01 августа 2020 года Территориальной избирательной комиссией Конаковского района принято постановление №161/1163-4 о регистрации Волковой Светланы Игоревны в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский пятого созыва по Новозавидовскому двухмандатному избирательному округу №1.

Из материалов дела следует, что Волковой С.И. в обоснование основного места работы – <данные изъяты> оператором <данные изъяты> (единой государственной автоматизированной информационной системы) в Территориальную избирательную комиссию представлена копия трудовой книжки серия и номер <данные изъяты> (л.д. 48-49); копия справки <данные изъяты> от 09.07.2020 о том, что Волкова С.И. <данные изъяты> года рождения, работает в <данные изъяты>» в должности оператора <данные изъяты> с 03.09.2012г. по настоящее время (л.д. 54). По мнению апеллянта на копии трудовой книжки при заверении отсутствует слово «Верно», дата заверения копии, надпись о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия.

Также аналогичные сведения о месте работы Волковой С.И. отражены в Биографических данных кандидата в депутаты от 24.07.2020 (л.д. 52).

Согласно пункту 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:

заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (подпункт «б»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

В силу пункта 24 статьи 38 этого же федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого же федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).

В заявлении Волковой С.И. о согласии баллотироваться указаны сведения о её работе (занятости), документы, подтверждающие данные обстоятельства, представлены.

Анализ положений избирательного законодательства, в том числе статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 указанного закона, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права.

Совокупность вышеуказанных представленных копий документов подтверждают основное место работы и должность Волковой С.И. Имеющиеся по мнению апеллянта недостатки в оформлении копий документов на их полноту и достоверность об основном месте работы и должности кандидата в депутаты не влияют, информацию о нём не искажают.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что довод административного истца о допущенных Волковой С.И. нарушениях избирательного законодательства при подтверждении сведений о своей трудовой деятельности заявлен только в дополнениях к административному исковому заявлению 17 августа 2020 года (л.д.96-98), принятых судом к рассмотрению определением от 17 августа 2020 года определением протокольной формы (л.д.118-121).

В отношении дополнительно заявленного в судебном заседании представителем административного истца основания требования судебная коллегия применяет положения части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которой административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Данный срок является специальным по отношению к общим положениям указанного кодекса о сроках и не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 этой же статьи).

В данном случае административным истцом пропущен срок обращения в суд с дополнительным требованием, поскольку оспариваемое решение избирательной комиссией принято 01 августа 2020 года, а дополнительное основание его обжалования заявлено представителем административного истца в ходе судебного заседания 17 августа 2020 года, то есть по истечении десяти дней.

Согласно части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

В ТИК Конаковского района уполномоченным представителем Конаковского местного отделения политической партии КПРФ Косьяновым Н.С. представлен полный перечень документов, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «ж» пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, а также заявления кандидатов о согласии баллотироваться.

Представленный в Территориальную избирательную комиссию Список кандидатов в депутаты скреплен и подписан уполномоченным представителем избирательного объединения - первым секретарем Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» Косьяновым Н.С. Печатью избирательного объединения список не заверен, поскольку Комитет Конаковского местного отделения политической партии КПРФ юридическим лицом не является.

В нарушение требований п. 14.4 ст.35 Федерального закона № 67-ФЗ представленный в ТИК Конаковского района Список кандидатов в депутаты не прошит. Постановление Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года «О назначении уполномоченного представителя избирательного объединения» содержит неоговоренное исправление шариковой ручкой в сведениях об адресе месте жительства уполномоченного представителя Косьянова Н.С. (номер дома).

Вместе с тем, Территориальная избирательная комиссия не указала на недостатки оформления этих документов при проверке документов кандидата и избирательного объединения, его выдвинувшего. Данные недостатки не могут являться основанием для отказа в регистрации кандидата, поскольку сам список кандидатов в депутаты и постановление местного отделения политической партии о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, предусмотренные подпунктами «а», «в» п. 14.1 статьи 35 ФЗ № 67-ФЗ представлены. Такие нарушения не влияют на полноту и объективность информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, в связи с чем признаются судебной коллегией несущественными, не влияющими на законность оспариваемого постановления избирательной комиссии.

Доводы административного истца о ненадлежащем заверении копии Постановления Конференции Тверской областной политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 29 января 2002 года о преобразовании местных и первичных организаций Общероссийской политической общественной организации «Коммунистическая партия Российской Федерации», входящих в состав Тверской областной организации КПРФ, в местные и первичные отделения Коммунистической партии Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются, поскольку копия постановления заверена первым секретарем Тверского областного отделения КПРФ Воробьевой Л.Ф., как лицом, имеющим право действовать от имени Тверского областного отделения КПРФ.

Доводы административного истца о нарушениях, допущенных при создании Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», судебной коллегией отклоняются, как выходящие за рамки рассматриваемых правоотношений по защите избирательных прав, предмета и основания административного искового заявления.

Вопреки доводам административного истца, Бюро Комитета Тверского областного отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации» постановлением № <данные изъяты> г. согласовало список кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов в депутаты Совета депутатов городского поселения поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области (утв. Постановлением Пленума Комитета Конаковского местного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» от 03 июля 2020 года), в соответствии с полномочиями, предоставленными п.6.11 Устава КПРФ. Одномоментное утверждение списка и его согласование ни действующим избирательным законодательством, ни Уставом КПРФ, не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки, представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и не опровергнуты.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рассоловой Татьяны Рашитовны без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи