ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2905/20 от 29.01.2020 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-2905/2020 Судья: Осипова Е.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 29 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.,

судей

с участием прокурора

Ильичёвой Е.В., Шеломановой Л.В.

Скибенко С.А.

при секретаре

В.

рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-5070/19 по апелляционной жалобе Г.А.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 декабря 2019 года по административному иску Г.А.В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, участковой избирательной комиссии №... об оспаривании решений.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителей административного истца Г.А.В.Ш. и Л. (по доверенностям), возражения представителя административного ответчика – председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское П., представителя заинтересованного лица Санкт-Петербургского регионального отделения «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» - Л. (по доверенности, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Скибенко С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Г.А.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (далее – ИКМО Смольнинское), участковой избирательной комиссии №... (далее – УИК №...), в котором, после уточнения требований в соответствии со статьёй 46 КАС Российской Федерации (л.д. 47 том 2), просил признать незаконным решение названной участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №... на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №....

В этом же иске административный истец оспаривал законность принятого ИКМО Смольнинское решения об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №....

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Г.А.В. просил суд возложить на ИКМО Смольнинское обязанность принять решение об определении результатов выборов без учета протокола об итогах голосования по избирательному участку №... в течение семи дней со дня вынесения решения судом первой инстанции, обратив принятое решение к немедленному исполнению (том 2 л.д. 47).

К. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к ИКМО Смольнинское, УИК №..., в котором просил признать незаконным решение ИКМО Смольнинское об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №... (т. 1 л.д. 30-33).

В обоснование административного иска Г.А.В., К. ссылались на то обстоятельство, что являлись кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва, однако <дата> при проведении голосования и последующем установлении итогов голосования на избирательном участке УИК №... участковой избирательной комиссией допущены существенные нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований», что является основанием для отмены решения УИК №... об итогах голосования и решение ИКМО Смольнинское об определении результатов выборов.

По мнению истцов, указанные решения избирательных комиссий являются незаконными, поскольку к участию в голосовании на избирательном участке №... допускались как курсанты, еще не заключившие контракт и не имевшие ранее места жительства на территории муниципального округа Смольнинское, так и курсанты, заключившие контракт, но не проживающие и не зарегистрированные на территории воинской части в границах указанного избирательного округа, что являлось основанием для исключения их из списка избирателей.

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> административные дела по административным искам К., Г.А.В. объединены в одно производство с присвоением административному делу номера №... (т. 1 л.д. 46-47).

Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> производство по административному делу по административному иску К. к ИКМО Смольнинское, УИК №... о признании незаконным решения ИКМО Смольнинское об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №... прекращено в связи с принятием судом первой инстанции отказа К. от административного иска (том 2 л.д. 40-41).

Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятым <дата>, в удовлетворении административного иска Г.А.В. отказано.

В апелляционной жалобе Г.А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и на нарушение судом норм материального права и процессуального права.

Административный истец Г.А.В., представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии №..., представитель заинтересованного лица Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, представитель Санкт-Петербургская избирательной комиссии, кандидат в депутаты В., получивший большее количество голосов избирателей по сравнению с истцом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством почтовой связи и электронной почты; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основных гарантиях избирательных прав).

Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее – Закон о выборах депутатов муниципальных советов).

При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.

Г.А.В. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по избирательному округу №... (том 1 л.д. 10, т. 2 л.д. 102 с оборотом).

<дата> состоялись выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва.

Итоги голосования на избирательном участке №... оформлены участковой избирательной комиссией протоколом об итогах голосования <дата> в 03 часа 50 минут (том 1 л.д. 11-12).

<дата> в 11 часов 50 минут окружной избирательной комиссией №... на основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования составлен протокол о результатах выборов по избирательному округу №... (л.д. 105-107 том 2).

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от <дата>№... выборы депутатов муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу №... признаны состоявшимися и действительными; избранными депутатами признаны: А., Б., В., К., Ч. (том 1 л.д. 131 с оборотом).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что нарушения проведения процедуры голосования, на которые ссылается истец, не имеют доказательств, в связи с чем, отсутствуют основания полагать, что на указанном избирательном участке имели место такие нарушения избирательного законодательства, с которыми Закон об основных гарантиях избирательных прав и Закон о выборах депутатов муниципальных советов связывают недействительность решения об итогах голосования и результатов выборов.

Данный вывод суда следует признать правильным.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, комиссии референдума, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные положения установлены пунктом 1 статьи 75 Закона об основных гарантиях избирательных прав.

В силу положений статьи 2, пункта 4 статьи 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав, избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 указанного Федерального закона).

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части (пункт 3 статьи 16 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части (пункт 6 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

В соответствии со статьей 3 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, активным избирательным правом обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа).

Включение избирательными комиссиями военнослужащих и членов их семей в списки избирателей связано с фактом регистрации их по месту жительства по адресу расположения воинской части, который устанавливается на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 названного Закона Российской Федерации, территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены особенности осуществления регистрационного учета военнослужащих и членов их семей.

Так, согласно названной выше норме Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав, Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (далее – Военная академия) принадлежит на праве оперативного управления учебно-научное здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое находится на территории избирательного участка №... (л.д. 146 том 1).

<дата> составлен акт о передаче начальником Военной академии ИКМО Смольнинское сведений о <...> избирателях для составления списка избирателей (л.д. 64 том 1).

<дата> председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское направил в УИК №... уточненные сведения об избирателях, являющихся военнослужащими по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 66).

Актом от <дата> списки избирателей переданы председателем УИК №... на хранение в Военную академию материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (л.д. 71 том 1).

Из представленных в материалы настоящего дела Военной академией списков избирателей на избирательном участке №... следует, что в них включены <...> избирателей, зарегистрированных по адресу: <адрес>.

Факт прохождения военный службы лицами, включенными в список избирателей, подтверждается выписками из приказа Министерства обороны Российской Федерации по личному составу по годам набора о зачислении в Военный институт (инженерно-технический) ВАМТО (том 1 л.д. 157-251).

Поскольку законодательство связывает формирование списков избирателей с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, а регистрация военнослужащих по месту нахождения воинских частей (института) допускается законом, постольку включение в списки избирателей военнослужащих, зарегистрированных по адресу: <адрес> следует признать законной и обоснованной.

Довод апелляционной жалобы Г.А.В. о том, что в представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области списках указано, что военнослужащие зарегистрированы по месту жительства по адресам в других населенных пунктах Российской Федерации, в связи с чем, они не могли быть включены в списки избирателей на избирательном участке №..., несостоятелен, так как в соответствии с абзацем 11 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.

Курсанты, обучающиеся в военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, вправе реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту нахождения таких учреждений, поскольку не имеют реальной возможности принять участие в голосовании в тех населённых пунктах, из которых прибыли для обучения и в которых в силу закона формально сохраняют право на жилые помещения.

Довод представителя административного истца о недопустимости доказательств - копий паспортов граждан Российской Федерации Г.., М., С., С., Г., приложенных к возражениям на иск в подтверждение тому, что по адресу <адрес> возможна регистрация курсантов, не может служить основанием для отмены решения суда и удовлетворения административного иска, поскольку из протокола судебного заседания, составленного <дата>, и принятого судом первой инстанции решения, не следует, что суд исследовал указанные документы в качестве доказательств по делу и использовал для своих выводов, изложенных в решении.

В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Доказательства наличия бесспорных нарушений, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

В соответствии со статьей 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Иные привёденные в апелляционной жалобе доводы не могут быть отнесены к обстоятельствам, служащим безусловным основаниям для отмены решения суда, предусмотренным статьёй 310 КАС Российской Федерации, либо к обстоятельствам, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 13 декабря 2019 года по административному делу № 2а-5070/19, оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: