ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2905/2023 от 19.12.2023 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Удычак Э.В. дело № 33а-2905/2023

(№ дела в суде первой инстанции 2а-3114/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 декабря 2023 года г. Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Хапачевой Р.А.,

судей – Шишева Б.А. и Бзегежевой Н.Ш.,

при секретаре судебного заседания – Меретуковой З.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления ЗАГС Республики Адыгея в лице начальника ФИО3 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Прокурора г. Майкоп к Управлению ЗАГС Республики Адыгея о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления ЗАГС Республики Адыгея, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований п. 4 ст. 9 федерального закона от 15.11.1997 -ФЗ «Об актах гражданского состояния», в части оказания государственной регистрации актов гражданского состояния и оказания иных юридически значимых действий в отделе ЗАГС г. Майкопа, отраженных в представлении прокуратуры города Майкопа от 28.03.2023г. , а именно выдаче документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака в день обращения гражданина.

Обязать Управление ЗАГС Республики Адыгея привести в соответствие с требованиями федерального законодательства п. 1 приказа Управления ЗАГС РА от 20.12.2021г. в части оказания государственной регистрации актов гражданского состояния и оказания иных юридически значимых действий в отделе ЗАГС г. Майкоп, а именно выдаче документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака в день обращения гражданина».

Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения административного ответчика Управления ЗАГС Республики Адыгея в лице начальника ФИО3, поддержавшей доводы, апелляционной жалобы, старшего помощника прокурора г. Майкопа ФИО4, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, заинтересованного лица ЗАГСа г. Майкопа Управления ЗАГС Республики Адыгея в лице заведующей отделом ФИО5, полагавшей доводы, приведенные в жалобе, подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец прокурор г. Майкоп обратился в суд с административным иском к Управлению ЗАГС Республики Адыгея (далее - Управление) о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой г. Майкопа проведена проверка по обращению ФИО6 о несогласии с действиями должностных лиц отдела ЗАГС г. Майкопа. Установлено, что ФИО10 10.01.2023 лично обратилась в отдел ЗАГС г. Майкопа с заявлением о выдаче справки, подтверждающей наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния. При этом, работниками отдела ЗАГС г. Майкопа ей в устном порядке сообщили о необходимости предварительной записи для получения данной услуги. Основанием для принятия отделом ЗАГС г. Майкопа решения об отказе стал пункт 1 приказа Управления ЗАГС Республики Адыгея «О порядке работы органов ЗАГС Республики Адыгея на период действия III этапа снятия ограничительных мероприятий в условиях ограничительных мероприятий в условиях эпидемиологического распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния и оказание иных юридически значимых действий осуществляется по предварительной записи. Данный приказ издан на основании Указа Главы Республики Адыгея от 08.03.2020 № 27 «О введении режима повышенной готовности», действие которого приостановлено Указом Главы Республики Адыгея от 09.06.2022 № 56. Требования об осуществлении государственной регистрации гражданского состояния и оказания иных юридически значимых действий по предварительной записи также содержатся в приказе ЗАГС Республики Адыгея от 20.12.2021 Считает, что вышеуказанные приказы Управления ЗАГС Республики Адыгея противоречат нормативным правовым актам, обладающим высшей юридической силой, а также правам граждан на своевременное получение услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

28.03.2023 прокуратурой города в адрес начальника Управления ЗАГС Республики Адыгея внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого в его удовлетворении отказано, о чем сообщено в ответе Управления ЗАГС Республики Адыгея от 04.05.2023 за исх.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Управления ЗАГС Республики Адыгея, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», в части оказания государственной регистрации актов гражданского состояния и оказания иных юридически значимых действий в отделе ЗАГС г. Майкопа, отраженных в представлении прокуратуры г. Майкопа от 28.03.2023 , а именно выдаче документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака в день обращения гражданина; обязать Управление ЗАГС Республики Адыгея привести в соответствие с требованиями федерального законодательства пункт 1 приказа Управления ЗАГС Республики Адыгея от 20.12.2021 в части оказания государственной регистрации актов гражданского состояния и оказания иных юридически значимых действий в отделе ЗАГС г. Майкоп, а именно выдаче документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака в день обращения гражданина.

Помощник прокурора г. Майкоп ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил удовлетворить..

Представитель ответчика Управления ЗАГС Республики Адыгея в лице начальника Управления ФИО3 требования. не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме. Отметила, что ФИО10 обращалась с устной просьбой о возможности получения справки. ФИО10 разъяснено, что производит государственную регистрацию актов гражданского состояния и оказывает иные юридически значимые действия в порядке очередности обращения за получением услуг по предварительной записи, для чего ей представлена информация о дате, на которую можно записаться на прием для предоставления необходимой ей услуги, либо предложено указать дату, удобную самой ФИО10 для обращения за услугой, по ее желанию. Режим предварительной записи установлен для удобства граждан. Указала на то, что ФИО10 не подавала заявление о предоставлении услуги.

Представитель заинтересованного лица ЗАГС г. Майкоп ФИО7 суду пояснила, что имеется определенный порядок приема граждан, просила в удовлетворении административных исковых требований, отказать.

Заинтересованное лицо ФИО10 в судебном заседании отметила, что обратилась в ЗАГС для получения справок, в помещение ЗАГСа она зашла по очереди, однако, в приеме документов и выдаче справки ей было отказано из-за отсутствия предварительной записи, тогда как у нее имелись все документы, но сотрудник не стала смотреть на документы, в консультациях она не нуждалась и хотела получить повторные документы в день обращения в орган ЗАГСа, как того требует закон. На требования выдать письменный отказ работниками ЗАГС ей было отказано, ввиду чего она обратилась в прокуратуру города за защитой своих прав. Просила иск прокурора удовлетворить.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе административный ответчик Управления ЗАГС Республики Адыгея в лице начальника ФИО3, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований административного искового заявления отказать. Отмечает, что нарушений сроков оказания услуг ни в отделе ЗАГС г. Майкопа, ни по Управлению в целом не имеется. Указывает на то, что решение суда первой инстанции об отмене приказа Управления об оказании услуг населению по предварительной записи никаким образом не разрешает вопрос об оказании услуги по предоставлению справки из органов ЗАГС в день обращения, а наоборот, дезорганизует работу государственного органа, приведет к нарушению трудовых, социальных прав государственных гражданских служащих республики.

На апелляционную жалобу поступили письменные возражения от старшего помощника прокурора г. Майкопа ФИО4, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО10 10.01.2023 лично обратилась в отдел ЗАГС г. Майкопа с заявлением о выдаче справки, подтверждающей наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния. При этом работниками отдела ЗАГС г. Майкопа ей в устном форме сообщено о необходимости предварительной записи для получения данной услуги.

Основанием для принятия отделом ЗАГС г. Майкопа такого решения стал пункт 1 приказа Управления ЗАГС Республики Адыгея № 42-д «О порядке работы органов ЗАГС Республики Адыгея на период действия III этапа снятия ограничительных мероприятий в условиях ограничительных мероприятий в условиях эпидемиологического распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому осуществление государственной регистрации актов гражданского состояния и оказание иных юридически значимых действий осуществляется по предварительной записи.

Данный приказ издан на основании Указа Главы Республики Адыгея от 18.03.2020 № 27 «О введении режима повышенной готовности», действие которого приостановлено Указом Главы Республики Адыгея от 09.06.2022 № 56.

Требования об осуществлении государственной регистрации актов гражданского состояния и оказания иных юридически значимых действий по предварительной записи также содержатся в приказе ЗАГС Республики Адыгея от 20.12.2021 № 64-д.

Вместе с тем, согласно пункту 2.1 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» (далее - Закон № 143-Ф3), лицу, не состоящему в браке, по его просьбе выдается документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака заявителя на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 143-Ф3 лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в день обращения. Лицу, не состоящему в браке, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака заявителя выдается в день обращения.

Иной порядок, в том числе по предварительной записи, и сроки предоставления данных услуг федеральным законодательством не предусмотрены.

В связи с указанными нарушениями, прокуратурой города 28.03.2023 в адрес начальника Управления ЗАГС Республики Адыгея внесено представление об устранении выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, в его удовлетворении отказано, о чем сообщено в ответе Управления ЗАГС Республики Адыгея от 04.05.2023 за исх. 335.

В своем ответе на представление прокурора Управление ЗАГС Республики Адыгея ссылается на пункт 5 Приказа Минюста России от 28.12.2018 № 307 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» (далее - Регламент), в соответствии с которым специалистом архива, осуществляющим прием граждан, оказана консультативная помощь по вопросу получения данной услуги, а именно: разъяснены требования действующего законодательства, в частности пункта 2.1 статьи 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» согласно которым лицу, не состоящему в браке, по его просьбе выдается документ об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака заявителя на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния; разъяснен порядок подачи заявления, перечень документов, необходимых для предоставления услуги по выдаче необходимого ей документа и требования, предъявляемые к этим документам, а также указан размер пошлины за выдачу одного документа, то есть дана вся необходимая информация о порядке предоставления услуги.

Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении требований, суд исходил из того, что днем обращения считается дата подачи письменного заявления и подача необходимого пакета документов, в то время как ФИО10 в день обращения в органы ЗАГСа не оказана услуга, поскольку сотрудник ЗАГСа, а именно допрошенная в судебном заседании суда первой инстанции свидетель ФИО8, не выясняла наличие или отсутствие заявления и иных документов, отказав в приеме, сославшись на отсутствие предварительной записи у лица просившего услугу на получение повторных документов. Судом первой инстанции отмечено, что соответствующее заявление может составляться сотрудником ЗАГСа в момент оказания такой услуги, что не отрицалось административным ответчиком по настоящему делу.

Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.

Ссылка в ответе административного ответчика на осуществление консультативной помощи в виде разъяснения требований законодательства, как верно отражено судом первой инстанции является необоснованной.

Так, согласно пункту 5 Регламента информация по вопросам предоставления государственной услуги включает в себя в том числе сведения о порядке получения консультаций по вопросам предоставления государственной услуги.

В соответствии с пунктом 6 Регламента консультации по вопросам государственной услуги также предоставляются специалистами органов ЗАГС, МФЦ.

Как пояснила в судебном заседании суда первой инстанции ФИО10, с просьбой о консультации по вопросам предоставления государственной услуги не обращалась. Целью ее обращения в ЗАГС являлось получение государственной услуги по выдаче документа об отсутствии факта государственной регистрации заключения брака.

В статье 8 Регламента перечислен исчерпывающий перечень наименований государственных услуг. Данными услугами являются: государственная регистрация актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение); установление отцовства, перемена имени и смерть), включая выдачу повторных свидетельств (справок); иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния; внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния; восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.

Кроме того, необоснованной является ссылка в ответе административного ответчика на пункт 80.1 Регламента, с указанием на невозможность оказания государственной услуги в связи отсутствием оснований для начала выполнения административной процедуры.

Согласно пункту 80.1 Регламента основанием для начала выполнения административной процедуры по приему и внесению сведений в ЕГР ЗАГС, формирование автоматически заявления о выдаче повторного документа является личное обращение заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением документов, указанных в пунктах 23, 35, 37 Регламента.

Согласно пунктам 80.2, 80.3, 80.4, 80.5, 80.6, 80.7 Регламента специалист, ответственный за выдачу повторных документов, проверяет представленные заявителем документы и правильность их оформления.

После проверки представленных документов специалист вносит сведения в ЕГР ЗАГС и формирует автоматически заявление о выдаче повторного свидетельства.

На заявлении проставляются дата принятия заявления о выдаче повторного документа, регистрационный номер, фамилия и инициалы специалиста, принявшего данное заявление, а также ставится подпись специалиста.

Если необходимые документы отсутствуют либо не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, специалист уведомляет заявителя о том, что обнаружены препятствия для предоставления государственной услуги по выдаче повторных документов, сообщает заявителю о выявленных недостатках в представленных документах и предлагает принять меры к их устранению.

При наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче повторных документов, указанных в пунктах 42, 43, 47 Административного регламента, специалист возвращает документы с объяснением причин отказа.

По требованию заявителя руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, выдает письменный отказ в выдаче документа.

Результатом административной процедуры является формирование автоматически заявления о выдаче повторного документа либо возврат заявителю представленных документов с объяснением причин отказа в устной форме, либо выдача письменного отказа в выдаче повторного документа.

Таким образом, из вышеприведенного следует, что специалист органа ЗАГСа, необоснованно отказала в принятии ФИО10, не проверив документы у данного лица и сославшись на отсутствие предварительной записи. Более того, судебная коллегия отмечает, что письменный отказ по требованию заявителя также не предоставлен, с учетом того, что факт обращения ФИО13 к административному ответчику, последним не отрицался.

При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Представленный в судебное заседание суда апелляционной инстанции административным ответчиком блокнот с записями фамилий лиц записанных на прием не может быть признан судебной коллегией надлежавшим доказательством установленного порядка предварительной записи на прием.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких данных, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Управления ЗАГС Республики Адыгея в лице начальника ФИО3 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Майкопский городской суд Республики Адыгея.

Председательствующий – Р.А. Хапачева

Судьи - Б.А. Шишев

ФИО1