Судья: Касаткина Е.Н. Дело <данные изъяты>а-29063/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Редченко Е.В., Елизаровой М.Ю., с участием прокурора Ищенко Е.И., при секретаре Кулаковой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО1 на решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1, ФИО3 к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты> Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа», заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения ФИО2, ФИО1, ФИО3, заключение прокурора Ищенко Е.И., установила: ФИО2, ФИО1, ФИО3 обратились в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты> "Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа». В обоснование требований указывалось, что оспариваемым решением была признано утратившим силу решение ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> и была утверждена новая схема избирательных округов. Данное решение административные истцы считали незаконным, поскольку на заседании комиссии в повестку дня не включался вопрос о признании утратившим силу решения ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты>; вопрос об отмене этого решения выносился на голосование дважды и по нему были приняты противоположные решения; действующим законодательством не предусмотрено понятие технической ошибки в численном составе избирателей, по мотиву наличия которой отменена старая схема избирательных округов. В связи с этим административные истцы считали, что с учетом отсутствия утвержденной повестки заседания ТИК от <данные изъяты> решение ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> утратившим силу признано не было, публикация в газете «<данные изъяты>» решения ТИК от <данные изъяты><данные изъяты> должна быть признана незаконной и подлежит отмене. Административные истцы отмечали, что в оспариваемом решении не указаны сведения о причинах отмены решения с прежней схемой избирательных округов, что нарушает положения статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Административные истцы ссылались, что содержание оспариваемого решения ТИК от <данные изъяты><данные изъяты> практически полностью повторяет решение <данные изъяты>, в связи с чем, по мнению административных истцов, следовало изменить решение <данные изъяты>, а не отменять его. По мнению административных истцов, в приложении <данные изъяты> имеется не схема границ округов, а административная карта Волоколамского муниципального района с указанием границ восьми поселений, входящих в городской округ, и данная карта не позволяет административным истцам определить границы избирательных округов, в которых они будут принимать участие в голосовании по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа. Административные истцы указывали, что избирательные округа №<данные изъяты> и 4 сформированы из части <данные изъяты> и отдельных поселений, которые не имеют общих границ с городом, что является нарушением закона. Кроме того, число избирателей избирательного округа <данные изъяты> (6 714 человек) превышает среднюю норму представительства более чем на 10 процентов (по другим округам от 8 242 до 8 575 человек), что недопустимо. Административные истцы отмечали, что при обосновании принятия новой схемы технической ошибкой в численном составе избирателей в округах <данные изъяты> и <данные изъяты>, является необоснованным изменение численного состава не только в этих двух округах, но и еще в двух других, за исключением округа <данные изъяты>. Административные истцы ссылались, что согласно тексту протокола заседания ТИК от <данные изъяты> оспариваемое решение в количестве четырех пунктов на заседании ТИК членам комиссии не оглашалось, в связи с чем не может считаться принятым и утвержденным. Кроме того, административные истцы считали, схема избирательных округов не может быть утверждена до принятия и до опубликования решения о назначении выборов. По мнению административных истцов, новая схема нарушит права жителей отдаленных от <данные изъяты> сел (Болычево, Карачарово, Шестаково), поскольку они вынуждены будут голосовать за кандидатов, баллотирующих которых они не знают, поскольку те являются жителями <данные изъяты>, будут отстаивать не жителей этих сел, проблемы которых им не знакомы, а по месту своего проживания и наоборот. В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО2 требования поддержал. Административный истец ФИО3 требования поддержал. Административный истец ФИО1 не явилась, была извещена. Председатель Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты>ФИО4 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя избирательно комиссии, отмечала, что оспариваемое решение не нарушат, свободы и законные интересы административных истцов. Решением Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Ищенко Е.И., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права этих граждан или их право на участие в референдуме. В соответствии со статьей <данные изъяты> от <данные изъяты> N 69/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Волоколамского муниципального района" установлена численность Совета депутатов - 24 депутата, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. При этом депутаты в Совет депутатов избираются: 20 депутатов - по четырем пятимандатным избирательным округам, 4 депутата - по одному четырехмандатному избирательному округу (часть 2). Полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа возлагаются Избирательной комиссией <данные изъяты> на территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> до формирования избирательной комиссии Волоколамского городского округа в порядке, установленном Федеральным законом от <данные изъяты> N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", <данные изъяты> N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в <данные изъяты>" (часть 4). Порядок образования избирательных округов предусмотрен статьей 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Так, для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума (пункт 1). Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки (пункт 2). Если новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа муниципального образования, она утверждается избирательной комиссией, организующей соответствующие выборы, не позднее чем через один месяц по истечении срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи (пункт 3). При проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации первого созыва, представительный орган муниципального образования первого созыва схема избирательных округов, определяемая организующей выборы избирательной комиссией, утверждается органом, указанным в законе или ином нормативном правовом акте, на основании которого проводятся соответствующие выборы. Если указанный орган не утвердит в установленный срок схему избирательных округов, эта схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов (пункт 3.1). Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: а) при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей; ... в) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий (пункт 4). Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения (пункт 7). В случае образования многомандатного избирательного округа число депутатских мандатов, подлежащих распределению в этом округе, не может превышать пять. Данное ограничение не применяется при выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также при выборах в органы местного самоуправления иного муниципального образования в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка (пункт 8). Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в соответствии с вышеприведенными положениями <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Волоколамского муниципального района <данные изъяты>» Совета депутатов Волоколамского городского округа состоит из 24 депутатов, из которых 20 депутатов избираются по четырем пятимандатным избирательным округам, 4 депутата - по одному четырехмандатному избирательному округу. Решением Избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа возложены на территориальную избирательную комиссию <данные изъяты>, до формирования избирательной комиссии Волоколамского городского округа. <данные изъяты> ТИК <данные изъяты> приняла оспариваемое решение <данные изъяты> «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа». Данным решением утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа (приложение <данные изъяты>), включая ее графическое изображение (приложение <данные изъяты>). Кроме того, признано утратившим силу решение ТИК <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа». Данное решение от <данные изъяты><данные изъяты> опубликовано в газете «<данные изъяты>» <данные изъяты><данные изъяты>. Принимая во внимание, что согласно законодательству выборы в Совет депутатов Волоколамского городского округа подлежали проведению по многомандатным избирательным округам, то формирование таких округов является правомерным. В утвержденной схеме многомандатных избирательных округов Волоколамского городского округа обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ, указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. При формировании многомандатных избирательных округов соблюдено примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. <данные изъяты> 8242/5= 1648,4 избирателей на один мандат, 2 округ - 6714/4=1678,5 избирателей на один мандат, 3 округ -8575/5=1715 избирателей на один мандат, 4 округ - 8260/5=1652 избирателей на один мандат, 5 округ - 8571/5=1714,2 избирателей на один мандат. С учетом средней нормы представительства избирателей 1681,75 человек на один мандат ((8242+6714+8575+8260+8571)избирателей/24мандата), отклонение от нее по округу <данные изъяты> (с наименьшей нормой представительства) составляет 9,915% ((1681,75-1648,4)/1681,75*5), а по избирательному округу <данные изъяты> (с наибольшей нормой представительства) 9,89% ((1715-681,75)/1681,75*5), что не превышает 10 процентов. Согласно схеме многомандатных избирательных округов избирательные округа составляют единую территорию. При этом не было допущено образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. Опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществлено в течение 5 дней с даты принятия в официальном печатном издании на территории <данные изъяты>. При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что оспариваемое решение об утверждении схемы избирательных округов принято в пределах полномочий ТИК <данные изъяты>, с соблюдением действующего законодательства. Данное решение принято на заседании ТИК <данные изъяты>, на котором присутствовали 7 членов ТИК с правом решающего голоса из 8, и за принятие новой схемы избирательных округов голосовали 5 человек из 7 присутствующих, что согласуется с положениями статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Утрата силы прежней схемы избирательных округов в случае утверждения новой схемы следует из общеправовых принципов, связанных с действием закона во времени. Одновременное применение на одних и тех же выборах двух схем избирательных округов невозможно. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемое решение не нарушает прав административных истцов ФИО2, ФИО1, ФИО3, поскольку из оспариваемого решения (его текстовой и графической частей) можно однозначно определить номер избирательного округа административных истцов. Доводы в апелляционной жалобе аналогичны доводам административного иска и подлежат отклонению. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Волоколамского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |