ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2907/20 от 09.07.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-2907/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 09 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Боровского В.А., Морозовой С.Г.,

при секретаре Голушко П.Е.,

с участием прокурора Махмудова Э.Т.,

рассмотрела административное дело № 2а-500/2020 (47RS0011-01-2020-000180-96) по апелляционной жалобе местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 17 марта 2020 года по административному иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия незаконным, обязании привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями ГОСТ.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М.,судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области обратился в суд с настоящим административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение (далее – администрации МО Горбунковское сельское поселение) указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией МО Горбунковское сельское поселение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории поселения.

В ходе проверки выявлено неудовлетворительное состояние автомобильной дороги общего пользования местного значения «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево». Так, на участке с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м автомобильной дороги «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» имеется значительное количество дефектов (выбоины и проломы) покрытия проезжей части и обочин, превышающих предельные требования п. 5.2.4 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.

Автомобильная дорога «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» входит в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Горбунковское сельское поселение, утвержденный постановлением главы администрации МО Горбунковское сельское поселение от 24.12.2012 г. № 184.

Наличие дефектов дорожного покрытия влечет нарушение прав граждан на безопасные условия дорожного движения и создает угрозу для жизни, здоровья и имущества всех участников дорожного движения, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе лиц, проживающих на территории соответствующего поселения.

На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО Горбунковское сельское поселение, выразившиеся в непринятии мер по содержанию дорожного покрытия участка автомобильной дороги с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017; обязать административного ответчика в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести дорожное покрытие участка автомобильной дороги с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции административным ответчиком исковые требования признаны не были. В обоснование возражений ответчиком было представлено постановление администрации МО Горбунковское сельское поселение от 17.02.2020 г. № 31, согласно которому автомобильная дорога «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» (автомобильная дорога общего пользования от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина» с кадастровым номером 47:14:0000000:39329) была исключена из перечня дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах МО Горбунковское сельское поселение, поскольку в соответствии с экспертным заключением ООО «Единая оценочная компания», указанную автомобильную дорогу с кадастровым номером 47:14:0000000:39329, общей протяженностью 1,149 км, можно отнести к дорогам общего пользования регионального значения. Также ответчик пояснил, что администрацией МО Горбунковское сельское поселение был заявлен административный иск к Комитету по дорожному хозяйству Ленинградской области о признании дороги с кадастровым номером 47:14:0000000:39329, общей протяженностью 1,149 км дорогой общего пользования регионального значения. Решение Ломоносовского районного суда по административному делу 2а-80/2020 по данному административному иску не вступило в законную силу.

Обжалуемым решением от 17.03.2020 г. Ломоносовский районный суд Ленинградской области удовлетворил административные исковые требования прокурора, признал незаконным бездействие администрации МО Горбунковское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по содержанию дорожного покрытия участка автомобильной дороги с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м «От Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево» в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017; обязал администрацию МО Горбунковское сельское поселение в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести дорожное покрытие участка автомобильной дороги с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м «От Ропшинского шоссе до деревни Разбегаево» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 (л.д. 136-143).

В апелляционной жалобе администрация МО Горбунковское сельское поселение просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, выводы суда первой инстанции о наличии у ответчика права собственности на спорную автомобильную дорогу не подтверждены доказательствами, суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Ломоносовского районного суда по административному делу 2а-80/2020, которое обжаловано администрацией МО Горбунковское сельское поселение. По мнению подателя жалобы, суд также необоснованно не принял в качестве доказательства экспертное заключение ООО <данные изъяты> № 602/2019 от 17.12.2019 г., согласно которому дорогу с кадастровым номером 47:14:0000000:39329, общей протяженностью 1,149 км, можно отнести к дорогам общего пользования регионального значения. По мнению административного ответчика, в деле отсутствуют доказательства ненадлежащего содержания дороги, поскольку истцом не представлены акты контрольных осмотров либо обследования автомобильной дороги, составленные соответствующими органами, и содержащие измерения размеров выбоин, проломов и просадки в соответствии с ГОСТ. Ответ ОМВД Ломоносовского района Ленинградской области, по мнению ответчика, является недопустимым доказательством по делу, поскольку не имеет номера и даты, не является актом контрольного осмотра либо обследования автомобильной дороги, составлен без проведения инструментальных измерений дефектов дороги. Кроме того, заявленный истцом участок автомобильной дороги - с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м – превышает протяженность спорной автомобильной дороги, которая составляет 1,1157 км (л.д. 145-152).

В суд апелляционной инстанции поступили возражения прокурора Ломоносовского района Ленинградской области на апелляционную жалобу, в которых административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель Ленинградской областной прокуратуры Махмудов Э.Т. поддержал письменные возражения прокурора Ломоносовского района Ленинградской области на апелляционную жалобу.

В суд апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 169-172), в связи с чем коллегией по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) принято определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного закона и ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 № 48-оз «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

В силу положений ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности среди прочего относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.В силу ст. 12 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу требований п. 5.2.4, п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» обочины и разделительные полосы, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, влияющих на безопасность дорожного движения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области проведена проверка соблюдения администрацией МО Горбунковское сельское поселение требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения на территории поселения.

Прокуратурой Ломоносовского района Ленинградской области был направлен запрос начальнику ОГИБДД ОМВД России по Ломоносовскому району Ленинградской области о предоставлении информации о соответствии требованиям законодательства о безопасности дорожного движения автомобильной дороги, расположенной от Ропшинского шоссе до Стрельнинского шоссе (участок дороги от поворота на д. Верхняя мыза и до перекрестка со Стрельнинским шоссе (л.д. 20).

В соответствии с ответом заместителя начальника ОГИБДД ОМВД России по Ломоносовскому району Ленинградской области, указанная выше дорога является автомобильной дорогой общего пользования местного значения «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» в границах населенных пунктов д. Велигонты и д. Разбегаево Ломоносовского района Ленинградской области. Дорога входит перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации МО Горбунковское сельское поселение. Автомобильная дорога в настоящее время имеет значительное количество дефектов покрытия проезжей части и обочин, превышающих предельные требования п. 5.2.4 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на участке с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м в направлении от автомобильной дороги «Ропша – Марьино» к автомобильной дороге «Стрельна – Кипень – Гатчина» (л.д. 21-22).

Дорога от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево, протяженностью 1,1157 км, тип покрытия – асфальт, включена в перечень дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах МО Горбунковское сельское поселение, утвержденный постановлением местной администрации МО Горбунковское сельское поселение № 184 от 24.12.2012 г. (л.д. 25-27).

Администрация МО Горбунковское сельское поселение обратилась в ООО <данные изъяты> с целью проведения экспертизы. Согласно заключению № 602/2019 от 17.12.2019 г., автомобильную дорогу общего пользования от шоссе «Ропша-Марьино» до шоссе «Стрельна-Кипень-Гатчина» с кадастровым номером 47:14:0000000:39329, общей протяженностью 1,149 км можно отнести к дорогам общего пользования регионального значения (л.д. 74-93).

Постановлением администрации МО Горбунковское сельское поселение от 17.02.2020 г. № 31, т.е. после подачи настоящего административного иска в суд, на основании заключения ООО <данные изъяты>, из перечня дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах МО Горбунковское сельское поселение исключена автомобильная дорога «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» протяженностью 1,1157 км (л.д. 72-73).

Согласно выписке из ЕГРН от 06.12.2019 г. сооружение с кадастровым номером 47:14:0000000:39329 – автомобильная дорога, расположенная по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты, д. Разбегаево, имеет протяженность 1149 м, площадь застройки 7564,56 кв.м, имущественные права не зарегистрированы (л.д. 51-61).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований прокурора Ломоносовского района Ленинградской области в связи со следующим.

Судом обоснованно не были приняты в качестве доказательства отнесения автомобильной дороги к дорогам регионального значения заключение ООО <данные изъяты>№ 602/2019 от 17.12.2019 г. и Постановление администрации МО Горбунковское сельское поселение от 17.02.2020 г. № 31, поскольку указанная автомобильная дорога с 2012 года включена в перечень дорог общего пользования местного значения в населенных пунктах МО Горбунковское сельское поселение.

В соответствии с ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

Решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по отнесению автомобильной дороги «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, не принималось.

Решением Ломоносовского районного суда по административному делу № 2а-80/2020 администрации МО Горбунковское сельское поселение отказано в удовлетворении административного иска о признании дороги с кадастровым номером 47:14:0000000:39329, общей протяженностью 1,149 км дорогой общего пользования регионального значения. Решение в законную силу не вступило.

Ответчик сослался на то, что административный иск о признании автомобильной дороги дорогой общего пользования регионального значения был подан в суд в 2019 году, однако, еще с 2012 года, с которого данная дорога включена в перечень дорог местного значения, администрация МО Горбунковское сельское поселение должна была осуществлять обязанности по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево»,

В силу частей 9, 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказать выполнение требуемых законом действий в отношении названной дороги, представить доказательства надлежащего состояния дорожного покрытия, возложена на администрацию МО Горбунковское сельское поселение. Однако требуемых доказательств материалы дела ответчиком представлено не было.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что в материалах дела отсутствует надлежащим образом составленный акт контрольного осмотра либо обследования автомобильной дороги, также не принимается судом апелляционной инстанции.

В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», на полицию возложена обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, ответ на запрос прокурора, данный заместителем начальника ОГИБДД ОМВД России по Ломоносовскому району Ленинградской области о том, что автомобильная дорога «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево»имеет значительное количество дефектов покрытия проезжей части и обочин, превышающих предельные требования п. 5.2.4 и п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 на участке с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м в направлении от автомобильной дороги «Ропша – Марьино» к автомобильной дороге «Стрельна – Кипень – Гатчина», с приложением фотографий дороги, является информацией, предоставленной компетентным, уполномоченным органом в сфере безопасности дорожного движения.

Отсутствие инструментальных измерений дефектов дороги не может являться основанием для освобождения администрации МО Горбунковское сельское поселение от обязанности привести дорожное покрытие участка автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В соответствии с таблицей 5.3 ГОСТа, от размера дефекта зависят только сроки устранения данного дефекта.

В данном случае, наличие дефектов дорожного покрытия подтверждено заместителем начальника ОГИБДД ОМВД России по Ломоносовскому району Ленинградской области с приложением фотографий дороги. Доказательств иного, а именно, соответствия автомобильной дороги «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево» требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ответчиком в материалы дела не представлено.

Также не принимается довод жалобы административного ответчика о том, что заявленный истцом к ремонту участок автомобильной дороги - с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м – превышает протяженность спорной автомобильной дороги, которая составляет 1,1157 км.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от 06.12.2019 г. сооружение с кадастровым номером 47:14:0000000:39329 – автомобильная дорога, расположенная по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, Горбунковское сельское поселение, д. Велигонты, д. Разбегаево, имеет протяженность 1149 м(л.д. 51-61).

Дорога той же протяженностью - 1149 м являлась объектом исследования ООО <данные изъяты>, что указано в заключении № 602/2019 от 17.12.2019 г., представленном в материалы дела административным ответчиком.

Исходя из представленных документов, участок автомобильной дороги с дефектами покрытия - с 0 км + 330 м по 1 км + 130 м – не превышает протяженность автомобильной дороги «от Ропшинского шоссе до д. Разбегаево», которая составляет 1149 м.

Таким образом, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 17 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу местной администрации муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>