ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-29107/20 от 09.11.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Савина Е.В. Дело <данные изъяты>а-29107/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Редченко Е.В., Брыкова И.И.,

при помощнике судьи Ляпустиной К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2020 года апелляционную жалобу ЦСН СР Росгвардия на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Васильева А. Л., Васильевой Н. Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, к ЦСН СР Росгвардия о признании незаконным и отмене решения от <данные изъяты> об исключении из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, об обязании восстановить в списке,

заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,

объяснения представителя Васильевых А.Л., Н.Ю. - Нарышкиной Н.И., представителя ЦСН СР Росгвардия - Кончина А.Н.,

установила:

Васильев А.Л., Васильева Н.Ю., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратились в суд с административным иском к ЦСН СР Росгвардия о признании незаконным и отмене решения от <данные изъяты> об исключении из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Просили обязать Центр специального реагирования и авиации Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации восстановить Васильева А. Л. с семьей, включая жену Васильеву Н. Ю., дочь Васильеву М. А., <данные изъяты> года рождения, ВасИ. И. А., <данные изъяты> года рождения, в списке лиц на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда с момента первоначальной постановки учет.

В обоснование требований указывалось, что <данные изъяты> решением жилищно-бытовой комиссии лейтенант полиции Васильев А.Л. (А-048483), командир отделения оперативного взвода 3 оперативной роты ОМОН «Зубр» ЦСН СР Росгвардии (место дислокации: <данные изъяты>), и члены его семьи супруга Васильева Н.Ю., и двое несовершеннолетних детей приняты на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении, поскольку не имеют жилого помещения в населенном пункте по месту дислокации подразделения в <данные изъяты>.

<данные изъяты> на основании решения жилищной комиссии ЦСН СР Росгвардии было принято оспариваемое распоряжение ЦСН СР Росгвардии <данные изъяты>р об исключении Васильева А.Л. и членов его семьи из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Данное решение, а также утвердившее его распоряжение административные истцы (в относящейся к ним части) считали незаконными и нарушающими их права, поскольку оснований для исключения не имелось.

В судебное заседание суда первой инстанции административные истцы не явились, были извещены. Их представитель Нарышкина Н.И. требования поддержала.

Представители административных ответчиком против удовлетворения требований возражали.

Представитель административного ответчика ЦСН СР Росгвардии Кончин А.В., против удовлетворения требований возражал. Дополнительно пояснил, что решение, которым Васильев А.Л. и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении было законным и обоснованным до принятия методических рекомендаций по организации учета лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы, утвержденных установленным порядком <данные изъяты>г. <данные изъяты>. Однако пояснить, что именно в указанных рекомендациях послужило основанием для снятия с учета семьи Васильевых не смог.

Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены. Оспариваемые решения признаны незаконными. Применен избранный административными истцами способ защиты нарушенных прав.

В апелляционной жалобе ЦСН СР Росгвардия просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от <данные изъяты> №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - жилое помещение специализированного жилищного фонда) - часть 1.

Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:

1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы (часть 2).

Пунктами 11 и 18 Методических рекомендаций по организации учета лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (утверждены <данные изъяты>г. <данные изъяты>) определено, что сотрудника, являющегося членом семьи собственника жилого помещения, расположенного в населенном пункте по месту службы, или в близлежащих населенных пунктах независимо от площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего, включать в список не рекомендуется. Под близлежащими к месту прохождения службы населенными пунктами рекомендуется понимать населенные пункты, расположенные на удалении не более 20 км от границ населенного пункта, в котором сотрудник проходит службу - для организаций, за исключением организаций, дислоцированных в <данные изъяты>.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что с <данные изъяты>Васильев А.Л. был зарегистрирован в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности его матери - Васильевой Т.Н., 1960 года рождения, в которой, кроме административного истца, постоянно проживают его мать и брат - Васильев В. Л., <данные изъяты> года рождения.

Васильева Н.Ю. и несовершеннолетние дети зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <данные изъяты>, пр-кт Тракторостроителей, <данные изъяты>, принадлежащей на праве собственности отцу Васильевой Н.Ю. - Ефимову Ю.Г., <данные изъяты> года рождения.

С <данные изъяты> лейтенант полиции Васильев А.Л. проходит службу в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ (командир отделения оперативного взвода 3 оперативной роты ОМОН «Зубр» ЦСН СР Росгвардии с местом дислокации в <данные изъяты>).

<данные изъяты> решением жилищно-бытовой комиссии <данные изъяты>Р, утвержденным распоряжением ЦСН СР Росгвардии от <данные изъяты>г. <данные изъяты>р, лейтенант полиции Васильев А.Л. (А-048483), командир отделения оперативного взвода 3 оперативной роты ОМОН «Зубр» ЦСН СР Росгвардии (место дислокации: <данные изъяты>), и члены его семьи Васильева Н.Ю., <данные изъяты> года рождения, Васильева М.А., <данные изъяты> года рождения, ВасИ. И.А., <данные изъяты> года рождения, приняты на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении.

<данные изъяты> с целью создания условий для совместного проживания семьи, Васильев А.Л. заключил договор найма жилого помещения <данные изъяты> - однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, на условиях ежемесячной платы за наем в размере 22 000 рублей. Факт проживания административного истца в указанном жилом помещении подтверждается рапортом по проверке социально-бытовых условий от <данные изъяты>, составленным за подписью командира взвода 3 оперативной роты - майора полиции Хиджикадзе И.В.

<данные изъяты> для получения денежной компенсации за наем жилого помещения в соответствии с пунктом 2 Правил выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам ОВД РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>) административный истец обратился к административному ответчику с рапортом от о выплате ему ежемесячной компенсации в период действия договора найма в размер 22 000 рублей.

<данные изъяты> жилищная комиссия ЦСН СР Росгвардии, рассмотрев материалы учетного дела <данные изъяты>, на основании пункта 2 части 2 статьи 8 названного Федерального закона, пунктов 11, 18 указанных выше Методических рекомендаций, исключила Васильева А.Л. и членов его семьи из списка на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Указанное решение жилищной комиссии утверждено оспариваемым распоряжением ЦСН СР Росгвардии от <данные изъяты><данные изъяты>р.

Признавая незаконными оспариваемые решения, суд первой инстанции указал, что оснований для снятия семьи административных истцов с учета нуждающихся в специализированном жилом помещении не установлено.

Судом первой инстанции было отмечено, что, напротив, обстоятельства и основания, имевшие место при положительном разрешении вопроса о включении Васильева А.Л. с семьей в на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, на момент принятия административным ответчиком оспариваемых решений не изменились. Доказательств иного суду не представлено. Ни на момент постановки на учет, ни на дату принятия оспариваемых решений административные истцы не имели жилого помещения в населенном пункте по месту дислокации подразделения в <данные изъяты>.

Судом первой инстанции приняты во внимание пояснения сторон о том, что факт проживания Васильева А.Л. и членов его семьи в квартире его матери, расположенной по адресу: <данные изъяты>, не установлен; выплат, полагающихся административному истцу в связи с арендой жилья, не производилось.

При этом суд первой инстанции отклонил ссылки административного ответчика на отдельные пункты Методических рекомендаций, поскольку данный документ носит лишь рекомендательный характер и не вправе применяться к лицам, уже состоящим на учете в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Действительно, как верно отметил суд первой инстанции, обстоятельства обеспеченности жильем на момент постановки семьи Васильева А.Л. на учет и на момент снятия его с учета были одинаковыми.

Сведений об опубликовании указанных выше методических рекомендаций (которые приняты после постановки Васильева А.Л. на учет), а также о распространении их на лиц, уже состоящих на учете, не имеется.

Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЦСН пояснил, что ранее не было никаких разъяснений по вопросу удаленности жилого помещения от места службы, в связи с чем на учет в целях предоставления специализированных жилых помещений ставили всех, у кого не было жилья в <данные изъяты>.

С учетом изложенного, нельзя признать обоснованными указанные в оспариваемом решении основания для снятия семьи Васильева А.Л. с учета на получение специализированного жилого помещения.

Каких-либо нарушений норм процессуального права. влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено.

Обжалованное решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ЦСН СР Росгвардия - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи