Судья: Букин Д.В. Дело <данные изъяты>а-29118/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Редченко Е.В., Брыкова И.И., при помощнике судьи Ляпустиной К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ОВМ УМВД России по г.о. Химки на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ОВМ УМВД России по г.о. Химки о признании незаконным и отмене отказа в регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства матери, об обязании совершить действия, заслушав доклад судьи Редченко Е.В., объяснения представителя ОМВД России по г.о. Химки - ФИО2, установила: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ОВМ УМВД России по г.о. Химки о признании незаконным отказа органа миграционного учета в регистрации несовершеннолетних детей по месту жительства матери. Просила обязать зарегистрировать несовершеннолетних детей в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>. В обоснование требований указывалось, что административный истец является сособственником спорного жилого помещения, где проживает вместе с детьми, в связи с чем считала, что согласия второго сособственника (бывшего супруга) на вселение и регистрацию детей не требуется. По месту регистрации в <данные изъяты> дети не проживают. Административный истец также ссылалась на представление полного комплекта документов, и полагала оспариваемые отказы незаконными и нарушающими ее права и права детей. В судебном заседании суда первой инстанции административный истец требования поддержала. Представитель административного ответчика УМВД России по г.о.Химки требования не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях. Заинтересованное лицо ФИО3 (второй сособственник, бывший супруг и отец детей) не явился, был извещен. Решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ в регистрации ФИО4, <данные изъяты> года рождения. В остальной части требований было отказано. В апелляционной жалобе ОВМ УМВД России по г.о. Химки просит об отмене решения суда в части удовлетворения требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в этой части. Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 713) гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. При этом регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (пункт 28). Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания, документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних граждан с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания (пункт 29). На дату возникновения спорных правоотношений действовал Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утвержден приказом ФМС России от <данные изъяты> N 288). В соответствии с Административным регламентом регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с письменного согласия их законных представителей (одного из них). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства формы N 8 (приложение N 15 к Регламенту) – пункт 114. При этом заявления о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны) – пункт 27. Регистрация несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, по месту пребывания и по месту жительства отдельно от родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) осуществляется при представлении документов, указанных в пунктах 25 и 26 Регламента, с письменного согласия законных представителей (одного из них). При выдаче паспорта гражданину, достигшему 14-летнего возраста, в проставляемом штампе о регистрации по месту жительства указывается первоначальная дата его регистрации по месту жительства по данному адресу, соответствующая сведениям, впервые внесенным в карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту), поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту)- пункт 118. Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию: документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту); документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента (пункт 26.). Исходя из пункта 27 Административного регламента граждане, достигшие возраста 14 лет, вправе сами подавать заявления о регистрации по месту жительства. Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является матерью ФИО4, <данные изъяты> г.р., и ФИО4, <данные изъяты> г.р., рожденных в браке с ФИО3 ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, в жилом помещении, которое принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3 (по ? доле), то есть обоим родителей. На дату возникновения спорных правоотношений несовершеннолетние дети были зарегистрированы по месту жительства своего отца ФИО3 по адресу: <данные изъяты>. В целях регистрации ФИО4, <данные изъяты> года рождения, по месту жительства в указанной квартире в <данные изъяты>ФИО1 через ТСЖ «Дубки» представила комплект документов: Первым оспариваемым решением (письмо от <данные изъяты><данные изъяты>) фактически было отказано в регистрации ФИО4 по месту жительства ввиду неполноты пакета документов. Отмечено, что необходимо представить документы, удостоверяющие личности обоих родителей, свидетельство о рождении ребенка, заявление одного из родителей о регистрации ребенка по месту жительства, а также согласие второго родителя на регистрацию ребенка по месту жительства матери. В целях регистрации ФИО4, <данные изъяты> года рождения, по месту жительства в указанной квартире в <данные изъяты> через ТСЖ «Дубки» был представлен пакет документы. Вьторым оспариваемым решением (письмо от <данные изъяты><данные изъяты>) фактически было отказано в регистрации ФИО4 по месту жительства, поскольку в представленном комплекте документов отсутствует согласие второго сособственника указанного жилого помещения – ФИО3, на его вселение. Отказывая в признании незаконным отказа в отношении ФИО4, не достигшего 14-летнего возраста, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае необходимо представить письменное согласие второго родителя, поскольку действующим законодательством (в том числе пунктом 114 Административного регламента) не предполагается регистрация ребенка по месту жительства одного из родителей при отсутствии согласия другого родителя, что соответствует установленному семейным законодательством принципу равенства родительских прав и решения вопроса в отношении детей, в том числе о месте их жительства, по взаимному согласию родителей. Судом отмечено, что на момент обращения административного истца в миграционный орган и при рассмотрении дела судом сведений о согласии отца на прекращении регистрации ФИО4 по прежнему месту жительства (по адресу регистрации отца) и на его регистрацию по месту жительства матери свидетельствует о наличии между родителями спора о месте жительства и регистрации ребенка. В данной части решение суда не обжалуется. Признавая незаконным отказ в отношении ФИО4, достигшего 14-летнего возраста, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отказа в регистрации не имелось, поскольку в силу пункта 114 Административного регламента регистрация несовершеннолетних граждан, достигших 14-летнего возраста, по месту жительства отдельно от родителей осуществляется при представлении документов, указанных в пункте 26 Административного регламента, с письменного согласия законных представителей (одного из них). Поэтому суд пришел к выводу, что ФИО4 с письменного согласия одного из родителей, в частности с согласия матери ФИО1, может быть зарегистрирован по иному адресу. Судом первой инстанции были отклонены ссылки административного ответчика на статью 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании общим имуществом по согласию всех участников общей собственности. Судом отмечено, что оба участника долевой собственности на жилое помещение являются родителями ФИО4, у которого есть производное от права родителей право пользования данным жилым помещением. Кроме того, судом учтены разъяснения в абзаце четвертом пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты> от <данные изъяты> о правах членов семьи собственника жилого помещения вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение. При этом судом не был применен способ защиты прав ФИО4 со ссылкой на возвращение всего пакета документов. Указано на необходимость повторного обращения в орган миграционного учета с заявлением по форме <данные изъяты> с приложением решения суда и остального пакета документов. Между тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований. Согласно части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации) местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В соответствии с частью 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации, место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Таким, образом, до совершеннолетия ребенок не имеет права избирать место жительства без согласия родителей. Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что между раздельно проживающими родителями несовершеннолетнего ФИО4 не было заключено соглашение о его месте жительства, о порядке их общения с детьми и соответствующий спор судом не разрешался, а также исходя из того, что до принятия оспариваемого решения у несовершеннолетнего имелась регистрация по месту жительства по месту проживания отца в <данные изъяты> (то есть административный истец (мать) не возражала против определения места жительства детей с отцом в <данные изъяты>, а отец не возражал против пользования и нахождения детей в этом помещении с ним, при этом своего мнения по вопросу изменения места жительства детей не высказывал и согласия на проживание в квартире в <данные изъяты> как сособственник не давал), судебная коллегия приходит к выводу о том, что при регистрации (которая сопряжена с правом пользования помещением и нахождением в ней несовершеннолетнего) ФИО4 по месту жительства матери в квартире в <данные изъяты>, принадлежащей на праве общей долевой собственности отцу и матери (то есть при изменении его места жительства), требуется согласие отца на пользование и проживание несовершеннолетнего в квартире в <данные изъяты>, доля в которой (1/2) принадлежит отцу. С учетом изложенного, нет оснований не согласиться с оспариваемым решением в отношении ФИО4. Данное решение принято в пределах полномочий регистрирующего органа; порядок его принятия, установленный, в том числе названным выше Административным регламентом, не нарушен. С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в части удовлетворения требований об отказе в регистрации ФИО4 с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требования. В остальной части решение суда не подлежит отмене. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в настоящее время ФИО4 достиг совершеннолетия, и, как пояснил в судебном заседании представитель миграционного органа, уже зарегистрирован по месту жительства в спорной квартире, в связи с чем <данные изъяты> административный истец ФИО1 отозвала свою апелляционную жалобу. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части удовлетворения требований ФИО1 к ОВМ УМВД России по г.о. Химки о признании незаконным выраженного в письме от <данные изъяты><данные изъяты> отказа УМВД России по г.о.Химки в регистрации ФИО4, <данные изъяты> г.р., по месту жительства в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>. Постановить в отмененной части новое решение, которым отказать в удовлетворении данного требования. В остальной части решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения. Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |