№ 33а-292 судья Овсянкина Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 января 2016 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Башкирова А.А.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Бунтяковой О.А., финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области на решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 25 августа 2015 года по делу по заявлению Бунтяковой О.А. о признании незаконным бездействия финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, обязании немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Заслушав доклад судьи Юрковой Т.А., судебная коллегия
установила:
Бунтякова О.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительного документа), в связи с неисполнением должником требований исполнительного листа серии ВС № ***, выданного 31 августа 2010 года Пролетарским районным судом г. Тулы на основании заочного решения от 24 мая 2010 года о взыскании в ее пользу единовременно за период с 01 марта 2007 года по 28 февраля 2010 года суммы возмещения вреда здоровью в размере ***, суммы ежемесячных платежей за период с 01 марта 2010 года по 31 июля 2015 года в размере ***; обязании финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, открытых в финансовом органе, до момента исполнения должником требований указанного исполнительного листа.
В обоснование заявленных требований Бунтякова О.А. указала на то, что решением Базарно-Карабулакского райнарсуда Саратовской области от 26 сентября 1978 года с учетом изменений, внесенных определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 октября 1978 года, удовлетворен иск о взыскании в ее пользу с Базарно-Карабулакской МПМК сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленных исходя из 45% заработной платы неквалифицированного рабочего в месяц.
Размер ежемесячных платежей изменен решением Базарно-Карабукского районного суда Саратовской области от 16 марта 1982 года в связи с установлением более высокой степени утраты общей трудоспособности в 50% после прохождения освидетельствования.
Платежи в возмещение вреда здоровью, суммы которого пересматривались на основании решений Базарно-карабулакского суда Саратовской области, производились до начала ее трудовой деятельности.
Заочным решением Пролетарского районного суда г.Тулы от 24 мая 2010 года взыскание сумм в возмещение вреда в ее пользу взысканы с Муниципального учреждения «Базарно-Карабулакский оздоровительный комплекс «Ласточка» за период с 01 марта 2007 года по 28 февраля 2010 единовременно в размере ***, а также ежемесячно, начиная с 01 марта 2010 года, в размере *** до изменения заработной платы (дохода). Также суд постановил, что при недостаточности денежных средств Муниципального учреждения «Базарно-Карабулакский оздоровительный комплекс «Ласточка» взыскание сумм возмещения вреда здоровью следует произвести с администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области. Заочное решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 мая 2010 года вступило в законную силу 11 июня 2010 года.
Исполнительные листы находятся с 17 декабря 2010 года в финансовом управлении администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования, однако до настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнено.
Считает, что со стороны финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования имеется бездействие по неисполнению судебного решения, поскольку им не выполнены действия, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ, а именно в ходе исполнения решения суда операции по расходованию средств на лицевых счетах не приостанавливались, расходы по исполнению решения суда в бюджет не включались.
В судебном заседании заявитель Бунтякова О.А. требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, просила их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, Муниципального бюджетного учреждения «Базарно-Карабулакский оздоровительный комплекс «Ласточка» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 25 августа 2015 года постановлено:
заявление Бунтяковой О.А. о признании незаконным бездействия финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области и обязании немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника удовлетворить частично.
Восстановить Бунтяковой О.А. срок на подачу настоящего заявления.
Признать незаконным бездействие финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по не приостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе (за исключением операций по исполнению исполнительного документа), в связи с неисполнением должником требований исполнительного листа серии ***, выданного 31 августа 2010 года Пролетарским районным судом г.Тулы на основании заочного решения от 24 мая 2010 года по гражданскому делу № *** о взыскании в пользу Бунтяковой Ольги Анатольевны единовременно за период с 01 марта 2007 года по 28 февраля 2010 года суммы возмещения вреда здоровью в оставшейся сумме ***, суммы ежемесячных платежей за период с 01 марта 2010 года по 31 июля 2015 года в общей сумме ***.
Обязать финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в течение 7 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя в порядке, предусмотренном п. 7, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
В удовлетворении иных требований Бунтяковой О.А. отказать.
Взыскать с финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в пользу Бунтяковой О.А. государственную пошлину в размере ***.
В апелляционных жалобах Бунтякова О.А., финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.
В суд апелляционной инстанции Бунтяковой О.А. представлена дополнительная апелляционная жалоба, в которой приведены доводы, аналогичные в ранее представленных апелляционных жалобах, а также содержалось ходатайство об истребовании новых доказательств, которое разрешено судом апелляционной инстанции в установленном Кодексом об административном судопроизводстве РФ порядке.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения Бунтяковой О.А., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» настоящее дело в суде апелляционной инстанции рассматривается и разрешается в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 мая 2010 года, вступившим в законную силу 11 июня 2010 года, с Муниципального учреждения «Базарно-Карабулскский оздоровительный комплекс «Ласточка» в пользу Бунтяковой О.А. взыскано единовременно за период с 01 июля 2007 года по 28 февраля 2010 года сумма возмещения вреда здоровья в размере *** и ежемесячно, начиная с 01 марта 2010 года, по *** до изменения заработной платы (дохода) истца. При недостаточности денежных средств Муниципального учреждения «Базарно-Карабулскский оздоровительный комплекс «Ласточка» взыскание сумм в возмещение вреда здоровью произвести с администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области.
На основании данного решения взыскателю Бунтяковой О.А. выданы 2 исполнительных листа, которые 17 декабря 2010 года направлены в финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования и получены последним 31 декабря 2010 года.
Разрешая заявленные Бунтяковой О.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального образования имело место неправомерное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанностей по исполнению судебного решения.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На момент разрешения возникших правоотношений действовали положения Гражданско-процессуального кодекса РФ, в соответствии со ст. 3 которого заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу п. 5 ст. 242.1 Бюджетного Кодекса РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения таких дел на момент обращения Бунтяковой О.А. в суд регулировался главой 25 ГПК РФ.
Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы (часть 1 статьи 254 ГПК РФ); при этом к решениям и действиям (бездействию) указанных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ).
На момент предъявления исполнительных листов (31 декабря 2010 года) действовали положения ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, определяющие порядок исполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Так, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федеральных законов от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ, от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
При поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
При поступлении заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) указанный орган уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в порядке, определенном абзацами первым и вторым настоящего пункта (абзац введен Федеральным законом от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном им порядке (в ред. Федерального закона от 02 ноября 2007 года №247-ФЗ).
В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ).
С 01 января 2011 года вступил в действие Федеральный закон от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
В соответствии с ч. 20 ст. 30 названного Федерального закона обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке:
1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ);
2) к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя;
3) основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
а) непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей части;
б) несоответствие документов, указанных в пункте 2 настоящей части, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
в) отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ (далее в настоящей части - соответственно лицевой счет должника, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника);
г) отсутствие в исполнительном документе фиксированных денежных сумм, подлежащих взысканию (денежных сумм, по которым не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа);
д) указание в исполнительном документе денежных средств, подлежащих взысканию в иностранной валюте;
е) неверное указание в заявлении реквизитов банковского счета взыскателя;
ж) представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа;
(пп. "ж" введен Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 104-ФЗ);
4) основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:
а) представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
б) представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
в) невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю;
5) исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
6) орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа или решения налогового органа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя или уведомление о поступлении решения налогового органа (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей части, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю либо в суд без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня поступления исполнительного документа (за исключением основания, установленного подпунктом "е" пункта 3 настоящей части) с указанием причины возврата.
Если в заявлении взыскателя указаны неверные реквизиты банковского счета взыскателя, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее рабочего дня за днем поступления соответствующей информации, уведомляет взыскателя о представлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя.
В случае непредставления взыскателем в течение 30 дней со дня получения уведомления о представлении уточненных реквизитов банковского счета взыскателя орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возвращает взыскателю документы, поступившие на исполнение, в соответствии с пунктом 3 настоящей части;
7) бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (в ред. Федеральных законов от 07 мая 2013 года №104-ФЗ, от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа или решения налогового органа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа об отсрочке или о рассрочке исполнения решения налогового органа (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
8) если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, бюджетное учреждение - должник одновременно с платежным документом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
При нарушении бюджетным учреждением - должником требований, установленных настоящим пунктом, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу, указанному в представленной им информации, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает не позднее пятого рабочего дня, следующего за указанным должником днем осуществления ежемесячной выплаты, до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением бюджетного учреждения - должника и его структурных подразделений;
9) при полном исполнении исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший исполнительный документ (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
При исполнении в полном объеме решения налогового органа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, уведомляет об этом налоговый орган (абзац введен Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ);
10) орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
11) в случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока.
В случае отзыва исполнительного документа взыскатель для обращения взыскания на имущество должника вправе направить исполнительный документ на исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
При отзыве исполнительного документа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, делает отметку в исполнительном документе о его неисполнении либо частичном исполнении с указанием времени нахождения этого документа в органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов должника, и направляет учредителю бюджетного учреждения - должника уведомление по форме, установленной Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), о возвращении исполнительного документа взыскателю для его исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (в ред. Федерального закона от 04 октября 2014 года № 283-ФЗ).
12) в случае, если счета бюджетному учреждению - должнику в соответствии с положениями части 1 настоящей статьи открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
13) неисполненные исполнительные документы по денежным обязательствам бюджетных учреждений, поступившие на исполнение в орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с учетом положений, установленных частями 6, 9, 15 и 16 статьи 33 настоящего Федерального закона), исполняются в соответствии с требованиями настоящей части.
Статьей 33 Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» установлен переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года (ч. 13), а п. 6 ч. 19 ст. 33 названного Федерального закона предусмотрено, что бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или казенное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как ранее действовавшая ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, так и положения ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» обеспечение исполнения судебных решений возлагают на финансовый орган.
В рассматриваемом деле органом, исполняющим заочное решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 мая 2010 года, является финансовый орган муниципального образования - финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области.
Исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено в течение трех месяцев со дня поступления соответствующему финансовому органу исполнительного листа на исполнение (пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ).
Исходя из предмета и основания заявленного требования, финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области должно доказать, что предприняло все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.
Однако таких доказательств, финансовым управлением администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области не представлено, равно как и доказательств приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, а также совершение действий в рамках имеющихся полномочий, предоставленных ему в том числе, ст. 171, абз. 5 п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ.
Уважительные причины невозможности своевременного исполнения судебного акта финансовым органом не представлены.
Бездействие финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области - неисполнение возложенной на него законом обязанности по исполнению судебных актов в трехмесячный срок противоречит нормам действующего законодательства, а, следовательно, является незаконным.
В деле отсутствуют доказательства обращения финансового органа в суд с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие финансового органа, выразившееся в непринятии в установленный трехмесячный срок со дня получения исполнительных документов мер по выполнению требований исполнительного документа не соответствует действующему законодательству, нарушает права заявителя на возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с чем, обоснованно удовлетворил заявленное требование в части.
Ссылка в апелляционной жалобе финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области на невозможность приостановления операций по расходованию средств с лицевых счетов должника и исполнения исполнительного документа в связи с отсутствием денежных средств в бюджете несостоятельна, поскольку данные обстоятельства не влияют на выводы суда о незаконности бездействия финансового органа по исполнению конкретного исполнительного документа.
Отказывая Бунтяковой О.А. в удовлетворении требований об обязании финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, открытых в финансовом органе, до момента исполнения должником требований указанного исполнительного листа, суд первой инстанции правильно указал на невозможность вторжения в исключительную компетенцию соответствующего органа и понуждения его к принятию соответствующего конкретного решения.
Ссылки в апелляционных жалобах Бунтяковой О.А. на неправомерность указанных выводов судебная коллегия находит несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, на которые ссылается Бунтякова О.А. в апелляционных жалобах, как то, что она была лишена возможности изложить свои возражения в судебном заседании 25 августа 2015 года, поскольку о времени и месте судебного разбирательства дела извещалась по телефону, лишена была возможности представить письменные возражения, ознакомиться в полном объеме с документами, представляемыми в суде первой инстанции, не разрешены ходатайства, заявляемые ею в ходе судебного заседания, в протоколе судебного заседания правильно не отражен ход судебного заседания, не являются безусловными основаниями к отмене постановленного по делу решения и не основаны на материалах дела.
Из протокола судебного заседания от 25 августа 2015 года следует, что Бунтякова О.А. давала подробные объяснения по существу заявленных ею требований, заявления, замечания Бунтяковой О.А. на протокол судебного заседания рассмотрены в установленном законом порядке и сроки.
Иные доводы апелляционных жалоб о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.
Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб в апелляционном порядке отсутствуют.
Вместе с тем, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, обязал финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в течение 7 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя в порядке, предусмотренном п. 7, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Однако судебная коллегия не может согласиться с данным указанием, поскольку ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действующей на момент вынесения решения суда, регламентирует порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, к которым Муниципальное учреждение «Базарно-Карабулакский оздоровительный комплекс «Ласточка» не относится.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым в целях устранения нарушения прав заявителя, с учетом признания незаконным бездействия финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области обязать финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области принять меры для исполнения заочного решения Пролетарского районного суда г. Тулы от 24 мая 2010 год в установленном законом порядке, тем самым, исключив из мотивировочной и резолютивной частей решения Пролетарского районного суда г. Тулы от 25 августа 2015 года указание на принятие мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя в порядке, предусмотренном п. 7, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 25 августа 2015 года изменить в части указания в мотивировочной и резолютивной частях решения на принятие мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя в порядке, предусмотренном п. 7, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Изложить резолютивную часть решения Пролетарского районного суда г. Тулы от 25 августа 2015 года «обязать финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области в течение 7 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя в порядке, предусмотренном п. 7, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ» в редакции «обязать финансовое управление администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области принять меры для исполнения заочного решения Пролетарского районного суда г. Тулы от 23 марта 2010 года в установленном законом порядке».
В остальной части решение Пролетарского районного суда г. Тулы от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Бунтяковой О.А., финансового управления администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий