КопияСУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Апелл. дело № 33а - 2923/2017
Судья Богомягкова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мочаловой Н.В.,
судей Ощепкова Н.Г. и Семейкиной С.А.,
при секретаре Перепелкиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации МО город Салехард,
на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 октября 2017 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО город Салехард о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, расположенных в границах данного муниципального образования.
В обоснование заявленных требований указано, что органом прокуратуры проведена проверка по факту обнаружения на территории муниципального образования город Салехард несанкционированных свалок. В нарушение требований законодательства Администрацией МО город Салехард допущено захламление определенных земельных участков, не находящихся в собственности физических и юридических лиц. На меры прокурорского реагирования об устранении нарушений закона административный ответчик не отреагировал и не ликвидировал выявленные несанкционированные свалки.
Суд постановил решение, которым заявленные требования были удовлетворены.
С решением суда не согласен представитель административного ответчика Администрации МО город Салехард - Никифоров А.В., действующий на основании доверенности. В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение суда принято без учета положений закона в сфере обращения с отходами.
Представитель прокуратуры города Салехарда, извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, его участие не является обязательным. На основании ст. 150, ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель Администрации МО город Салехард - Никифоров А.В. в суде апелляционной инстанции на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.
Представитель прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа - Писарева О.В. в суде апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика Никифорова А.В., представителя органа прокуратуры Писаревой О.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Администрация МО город Салехард не осуществляет как юридическое лицо хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, в этой связи данный орган местного самоуправления при решении вопросов местного значения реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению законов в области обращения с отходами.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При рассмотрении и разрешении требований прокурора к органу местного самоуправления в сфере решения вопросов местного значения, суд осуществляет судебный контроль по вопросам надлежащего исполнения публично-властных полномочий в области обращения с отходами, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из части 1 статьи 1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий органа местного самоуправления осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
При таком положении заявление прокурора подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ основанием для безусловной отмены решения суда в апелляционном порядке является: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции были допущены такого характера процессуальные нарушения, которые выразились в следующем.
Как следует из материалов дела, прокурором предъявлены требования к органу местного самоуправления о ликвидации несанкционированных свалок, соответственно при разрешении заявленных требований необходимо учитывать положения законодательства в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, городских округов (пункты 1 и 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения и городского округа (статья 14, 16 Федерального закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
По смыслу закона, при установлении фактов неправомерного размещения твердых коммунальных отходов неустановленными лицами на объектах, расположенных на территории муниципального образования и разрешении исковых требований о возложении на органы местного самоуправления обязанности по их ликвидации, необходимо учитывать полномочия и объем финансовых обязательств муниципальных образований в области обращения с отходами с учетом требований норм специального отраслевого законодательства, регулирующего данные вопросы.
Содержание термина "участие в организации деятельности", используемого в Федеральном законе N 131-ФЗ при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования. Содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти.
В названных положениях Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности, в том числе по сбору твердых коммунальных отходов.
Как следует из требований заявленных прокурором, на орган местного самоуправления должна быть возложена обязанность не по участию в организации ликвидации несанкционированных свалок, а их ликвидация.
При этом в материалах дела не представлено сведений, что Администрация МО город Салехард осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами и что такая деятельность относится к уставной деятельности администрации.
В рамках же разрешения дела по участию в организации деятельности в области обращения с отходами, то есть публичной функции органа местного самоуправления, суду первой инстанции необходимо было определить круг заинтересованных лиц в данной сфере, исходя из требований законодательства в области обращения с отходами.
Как уже было отмечено, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами также отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Статьями 13.2, 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что утверждаемые уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации региональная программа и территориальная схема в области обращения с отходами содержат, в том числе значение целевых показателей в области обращения с отходами, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы, информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий, выявление мест несанкционированного размещения отходов, перечень мероприятий в области обращения с отходами.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (статья 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1081-П утверждено Положение о департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, которым к полномочиям данного государственного органа отнесены государственные функции в области обращения с отходами - организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пп. 2.4.14 п. 2.4).
Исходя из приведенных норм специального законодательства в области обращения с отходами, с учетом характера заявленных прокурором требований о возложении публичных обязанностей на орган местного самоуправления в сфере обращения с отходами, от результатов судебного рассмотрения дела зависело и решение вопроса о правах и обязанностях названного уполномоченного органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, поскольку вопросы организации сбора отходов с несанкционированных свалок, вопросы об источниках финансового обеспечения данных мероприятий, выбора регионального оператора, разрешаются, в том числе на региональном уровне.
Одной из задач подготовки административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции, в соответствии со статьей 132 КАС РФ, является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
При подготовке административного дела к судебному разбирательству, суд первой инстанции разрешает вопрос о вступлении в административное дело заинтересованных лиц (п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, данные лица могут быть привлечены к участию по инициативе суда.
В нарушение приведенных норм процессуального права, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица уполномоченный орган исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами.
С учетом фактических обстоятельств данного административного дела, не привлеченный судом к участию в деле уполномоченный орган исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа был лишен возможности высказываться по правомерности заявленных к органу местного самоуправления требований о ликвидации несанкционированных свалок, по вопросам источников финансового обеспечения данных мероприятий, наличия (отсутствия) регионального оператора по сбору отходов на территории муниципального образования город Салехард и его полномочиях в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Таким образом, в результате рассмотрения административного дела могут быть затронуты права и обязанности уполномоченного органа исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа связанные с ликвидацией несанкционированного размещения отходов.
При вынесении решения судом первой инстанции не были приняты во внимание указанные обстоятельства, приведенные положения процессуального законодательства не применены, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, привлечь к участию в деле уполномоченный орган исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с отходами. Дать оценку доводам административного ответчика об устранении ряда выявленных нарушений, разрешить административное дело в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и требованиями норм процессуального и материального права, подлежащими применению по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 октября 2017 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись