Судья Сапарова Н.А. Дело № 33а-2924/2022
25RS0029-01-2021-007829-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2022 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Гончарова А.А.,
судей Новожиловой И.Н., Горпенюк О.В.,
при секретаре Бондаренко С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО1 ФИО11 о возложении обязанности, по апелляционной жалобе ФИО1 ФИО12 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 09.12.2021, которым административное исковое заявление удовлетворено.
На ФИО1 ФИО13 возложена обязанность рассчитать и уплатить утилизационный сбор за ввезенные на таможенную территорию по декларациям на товары №№ (товар № 1), №№ (товар №1,2,3) товары - самоходная самосвальная телега на гусеничном ходу, бывшая в эксплуатации, дата выпуска 2000 год, классифицируемые по коду №, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также сумму пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора. Установлен срок исполнения - в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Заслушав доклад судьи Новожиловой И.Н., объяснения представителя административного истца ФИО2 ФИО14 объяснения представителя административного ответчика ФИО3 ФИО15 судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
административный истец обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что Приморской транспортной прокуратурой проанализировано исполнение федерального законодательства, регламентирующего ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств и уплату утилизационного сбора и установлено, что ИП ФИО1 ФИО16 в целях помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» 12.08.2018 и 29.10.2018 на таможенный пост Морской порт Владивосток и Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни поданы декларации на товары № № (товар № 1), №№ (товар № 1,2, 3) товары - самоходная самосвальная телега на гусеничном ходу, бывшая в эксплуатации, мощность двигателя 6 л.с./4.41 КВТ, 8 л.с./5.88 КВТ, 10 л.с./7,35 КВТ, 12 л.с./8,83 КВТ, максимальная скорость движения 4 км/ч., дата выпуска 2000 год, классифицируемые по коду №.
В нарушение требований законодательства ИП ФИО1 ФИО17. утилизационный сбор за ввезенные товары не рассчитан и не уплачен.
В целях обеспечения соблюдения требований федерального законодательства Владивостокской таможней в адрес ИП ФИО1 ФИО18 28.05.2021 (№ №) направлено уведомление об уплате утилизационного сбора от 26.05.2021 в размере 35272800 руб., а также сумму пени за несвоевременную плату утилизационного сбора в размере 7031412,23 руб., рассчитанную на дату подачи в таможенный орган декларации на товары, которые до настоящего времени в федеральный бюджет не поступили.
Административный истец просил возложить обязанность на ИП ФИО1 ФИО19 рассчитать и уплатить утилизационный сбор за ввезенные на таможенную территорию по декларациям на товары № № (товар № 1), № (товар № 1,2,3) товары - самоходная самосвальная телега на гусеничном ходу, бывшая в эксплуатации, мощность двигателя 6 л.с./4.41 КВТ, 8 л.с./5.88 КВТ, 10 л.с./7,35 КВТ, 12 л.с./8,83 КВТ, максимальная скорость движения 4 км/ч., дата выпуска 2000 год, классифицируемые по коду №, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вызскать сумму пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 7031412,23 руб. и установить ИП ФИО1 ФИО20 срок исполнения решения суда - три месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Старший помощник Приморского транспортного прокурора Шляхов ФИО21 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений ч. 1 ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Приморской транспортной прокуратурой проанализировано исполнение федерального законодательства, регламентирующего ввоз на территорию Российской Федерации транспортных средств и уплату утилизационного сбора и установлено, что ИП ФИО1 ФИО22 в целях помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» 12.08.2018 и 29.10.2018 на таможенный пост Морской порт Владивосток и Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни поданы декларации на товары №№ (товар № 1), №№ (товар №1,2, 3) товары - самоходная самосвальная телега на гусеничном ходу, бывшая в эксплуатации, мощность двигателя 6 л.с./4.41 КВТ, 8 л.с./5.88 КВТ, 10 л.с./7,35 КВТ, 12 л.с./8,83 КВТ, максимальная скорость движения 4 км/ч., дата выпуска 2000 год, классифицируемые по коду №.
Согласно докладной записки отдела таможенных платежей заместителю начальника таможни полковнику таможенной службы от 26.05.2021 №№ должностным лицом ОТП проведена проверка товаров, подпадающих под действие постановления Правительства РФ от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».
По результатам проверки выявлено, что ИП ФИО1 ФИО23 ввез на таможенную территорию ЕАЭС и поместил под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по ДТ №№ №, самоходные машины, классифицируемые в подсубпозиции №.
Таким образом, в отношении самоходных машин не уплачен утилизационный сбор, а так же нарушен срок для его уплаты, установленный Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 №81.
Владивостокской таможней 28.05.2021 в адрес ФИО1 ФИО24 направлено уведомление об уплате пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора, в отношении ввезенных самоходных машин по ДТ №№ № в размере 10841168,55 руб. (с 01.08.2018, 02.09.2018, 15.11.2018 по 26.05.2021), а также утилизационный сбор в размере 52909200 руб. исходя из базовой ставки 172500 руб. и коэффициента расчет суммы утилизационного сбора равного 51,12.
И.о. начальника Владивостокской таможни 23.07.2021 в адрес ФИО1 ФИО25 направлено уведомление № № о наличии в письме таможни от 28.05.2021 № № «О направлении уведомления об уплате утилизационного сбора» ошибки, связанной с не учетом задолженности по утилизационному сбору в отношении товаров 1, 3 задекларированных по ДТ № №, в связи с чем в уведомлении следует верным считать задолженность по утилизационному сбору в размере 70545600 руб. и по пене - 14093908 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Однако данный вывод постановлен судом первой инстанции при неправильном применении норм процессуального права и материального права.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 3 указанной статьи плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые, в том числе, осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункты 2 и 4 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, которыми определено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3), утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также утвержденных размеров утилизационного сбора (пункт 5).
Исходя из пунктов 7, 11.1, 13 Правил, платежный документ об уплате утилизационного сбора предоставляется плательщиком в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходной машины в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при уплате сбора на паспорте самоходной машины проставляется соответствующая отметка.
Согласно пункту 17 Правил в случае, если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Утилизационный сбор является одним из видов обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет, его взыскание в судебном порядке должно осуществляться по правилам главы 32 КАС РФ.
Решение суда по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 290 КАС РФ).
В силу положений части 2 статьи 290 КАС РФ при удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения суда также должны быть указаны: фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства; общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности: наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет (пункт 2); сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (пункт 4); размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (пункт 5).
К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства (из положений части 2 статьи 287 КАС РФ).
Требование об указании в административном иске размера и расчета денежной суммы, составляющей платеж, прямо предусмотрено статьей 287 КАС РФ, из содержания которой следует, что истец должен представить суду расчет платежа, подлежащего взысканию, который подлежит проверке судом, а потому он должен быть составлен с отражением алгоритма производимых арифметических операций.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в части 4 статьи 289 КАС РФ. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе в силу требований, содержащихся в части 5 указанной статьи.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Указанные нормы процессуального права не были применены судом при разрешении спора, что повлекло неправильные выводы.
Так вопреки данным правовым предписаниям, административным истцом не указаны: размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; расчет денежной суммы- 7031412,23 руб., составляющей санкцию.
Судебный акт не содержат сведений о размере подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций, место жительство лица, не указан таможенный орган, в пользу которого подлежит взысканию утилизационный сбор, что не соответствует требованиями процессуального законодательства об установлении и оценке обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела при разрешении требований о взыскании обязательных платежей.
Кроме того, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3 Правил), сумма утилизационного сбора подлежит взысканию в пользу соответствующего таможенного органа.
В силу положений ч. 1 ст. 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Из представленных административным истцом сведений следует, что ИП ФИО1 ФИО26 не уплачен утилизационный сбор в пользу Владивостокской таможни, в связи с чем к участию в деле надлежало привлечь Владивостокскую таможню.
В соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, разрешить вопрос о лицах, участвующих в деле, правильно определить их процессуальное положение, установить обстоятельства, имеющие значение для дела, принять меры к истребованию расчета утилизационного сбора и пени, доказательств с целью установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и разрешить спор по существу в соответствии с требованиями КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 09.12.2021 отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Приморского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 ФИО27 о возложении обязанности направить на новое рассмотрение в Уссурийский районный суд Приморского края.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи