ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2927/2022 от 06.09.2022 Тульского областного суда (Тульская область)

дело № 33а-2927/2022 судья Перезябова А.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 сентября 2022 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда
в составе:

председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Исаковской Э.Л., Голомидовой И.В.,

при секретаре Керимовой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования город Алексин Федорова П.Е. на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 5 мая 2022 года по делу по административному исковому заявлению Шлеиной К.Е. к администрации муниципального образования город Алексин об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения.

Заслушав доклад судьи Исаковской Э.Л., судебная коллегия

установила:

Шлеина К.Е. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Алексин, в котором с учетом уточнения просит признать бездействие администрации муниципального образования г. Алексин в непринятии мер по содержанию жилого помещения, признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования г. Алексин устранить допущенные нарушения путем принятия мер, обеспечивающих содержание указанного жилого помещения, в состоянии, исключающем угрозу его обрушения, а также исключающем угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в <адрес> в <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указала на то, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира общей площадью 54,8 кв.м, расположенная в двухквартирном жилом <адрес>. Здание фактически разделено капитальной стеной на две части - помещение квартиры и . Техническое состояние жилого помещения квартиры является аварийным. Полагает, что существует опасность для пребывания людей и угроза обрушения конструкций, поскольку спорная квартира разрушается. Согласно акту обследования от 02.06.2016 №2 межведомственной комиссии, утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Алексин от 24.06.2016 №1294, квартира №1 в спорном доме является непригодным помещением для проживания и подлежит сносу. Однако административным ответчиком до настоящего времени меры по надлежащему содержанию данного помещения не предпринимаются, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в квартире .

Представитель административного истца Шлеиной К.Е. по доверенности Кузина О.Н. в судебном заседании административные исковые требования, с учетом их уточнения поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что в настоящее время в квартире имеются случаи разжигания костров лицами, ведущими асоциальный образ жизни, поскольку жилое помещение, признанное непригодным для проживания, администрацией муниципального образования г. Алексин не огорожено, меры по его надлежащему содержанию не принимаются.

Представитель административного ответчика муниципального образования г. Алексин по доверенности Борисов Д.В. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, указав на то, что в распоряжение администрации муниципального образования г. Алексин от 26.07.2016 №916-р «О переселении из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>», внесены изменения, а именно п. 3 данного распоряжения, согласно которому администрация приняла решение о сносе квартиры в указанном жилом доме, признан утратившим силу.

Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от 5 мая 2022 года административные исковые требования Шлеиной К.Е. к администрации муниципального образования город Алексин удовлетворены.

Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования город Алексин в непринятии мер по содержанию жилого помещения, признанного аварийным, расположенного по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Комсомольская, д.23, кв.1.

Возложена обязанность на администрацию муниципального образования город Алексин в течении 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения путем принятия мер, обеспечивающих содержание жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в состоянии, исключающем угрозу его обрушения, а также исключающем угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в <адрес>

В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования город Алексин Федоров П.Е. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образование город Алексин по доверенности Борисова Д.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что Шлеина К.Е. на основании договора дарения от 26.10.2013 является собственником квартиры , общей площадью 54,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.06.2021.

Квартира общей площадью 53,5 кв.м, расположенная в вышеуказанном доме является муниципальной собственностью администрация муниципального образования г.Алексин, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.

При обследовании квартиры , расположенной в <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации муниципального образования город Алексин от 24.05.2016 №571-р, было установлено, что указанное помещение, входящее в состав многоквартирного жилого дома, является непригодным для проживания и подлежит сносу (демонтажу).

Распоряжением от 26.07.2018 № 916-р решено переселить семью Захаровой Г.С. из аварийного жилого помещения площадью 53,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до 01.07.2017 года, предоставив им равнозначное жилое помещение.

Пунктом 3 распоряжения на Управление по вопросам жизнеобеспечения, ГО и ЧС возложена обязанность после переселения семьи Захаровой Г.С., произвести действия по сносу (демонтажу) аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжение в части переселения семьи Захаровой Г.С. исполнено, с 20.06.2017 и по настоящее время в квартире никто не проживает.

Из материалов гражданского дела №2-84/22 усматривается, что представитель Шлеиной К.Е. по доверенности Кузина О.Н. 08.07.2021 обращалась в администрацию муниципального образования г. Алексин с заявлением о выкупе квартиры №1 по указанному адресу, однако ей было отказано, в связи с тем, что данное жилое помещение на основании постановления администрации МО г. Алексин от 24.06.2016 №1294 признано непригодным для проживания, регистрационные действия с ним запрещены.

29.10.2021 от Кузиной О.Н. в администрацию муниципального образования г. Алексин поступало требование о сносе аварийного жилого помещения кв. №1 по указанному ранее адресу, однако действий со стороны администрации муниципального образования г. Алексин не последовало, направлен ответ 01.12.2021 в адрес заявителя, согласно которому указано, что для сноса квартиры данного дома у администрации муниципального образования г. Алексин нет оснований, так как в 2016 году ООО «Проектцентр» выполнило техническое заключение о состоянии строительных конструкций многоквартирного жилого дома, из которого следует, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, но вывод о возможности демонтажа без ущерба для смежного жилого помещения не сделан.

На основании постановления администрации муниципального образования г. Алексин от 09.12.2021 №2033 утвержден акт обследования жилых помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии от 09.12.2021 принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания

Однако в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем административного ответчика было представлено распоряжение муниципального образования г. Алексин от 05.05.2022 №74-ра, согласно которому п. 3 распоряжения администрации муниципального образования г. Алексин от 26.07.2016 №916-р «О переселении из аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» о демонтаже спорного жилого помещения, признан утратившим силу.

Вместе с тем, согласно пунктам 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункт 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Процедура принятия решения о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания определена Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности (пункт 2 Положения).

В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и многоквартирных муниципальных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции созданной уполномоченным органом местного самоуправления межведомственной комиссии. При этом Положением предусмотрено, что проведение оценки соответствия помещения установленным требованиям производится по инициативе собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

На основании статьи 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Следовательно, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 3, пункт 4 статьи 5.2 названного Федерального закона).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Вместе с тем администрация муниципального образования город Алексин, возложенные на нее законом обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, препятствующих несанкционированному доступу людей в помещение в период, когда оно не эксплуатируется, не предпринимает, необходимые мероприятия по дальнейшему его использованию не организовала.

Административным ответчиком не представлено соответствующее распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом результатов заключения межведомственной комиссии от 09.12.2021.

Таким образом, до настоящего времени администрацией муниципального образования г. Алексин не предприняты действия по обеспечению условий для осуществления Шлеиной К.Е. ее права на жилище, а также безопасности, с учетом установленной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в квартире , в результате негативной динамики технического состояния строительных конструкций квартиры

При таком положении суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие администрации муниципального образования город Алексин и возложил на нее обязанность устранить допущенное нарушение, удовлетворив заявленные Шлеиной К.Е. административные исковые требования.

Доводы административного ответчика, являвшиеся обоснованием процессуальной позиции в суде первой инстанции, были проверены судом и обоснованно отклонены ввиду их несостоятельности.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в данной части.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 5 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования город Алексин Федорова П.Е. – без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: