Судья: Корниенко М.В. Дело <данные изъяты>а-29289/2019 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Брыкова И.И., судей Редченко Е.В., Елизаровой М.Ю., с участием прокурора Ищенко Е.И., при секретаре Овсепян В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании от 04 сентября 2019 года апелляционную жалобу Трунина Д. Н. на решение Реутовского городского суда <данные изъяты><данные изъяты> по административному делу по административному исковому заявлению Лубковой Р. И. к избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты> «О регистрации Трунина Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Реутов, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по пятимандатному избирательному округу <данные изъяты> на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Реутов, назначенных на <данные изъяты>», заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения Трунина Д.Н., представителя Лубковой Р.И. – Ефимовой Е.А., представителя избирательной комиссии <данные изъяты>Кубанова Н.С., представителя <данные изъяты> регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Муравьева А.С., у с т а н о в и л а : Административный истец Лубкова Р.И. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику избирательной комиссии <данные изъяты> об отмене решения от <данные изъяты><данные изъяты> «О регистрации Трунина Д. Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Реутов, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по пятимандатному избирательному округу <данные изъяты> на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Реутов, назначенных на <данные изъяты>». Свой административный иск мотивировала теми обстоятельствами, что на <данные изъяты> были назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты>. Решением избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты> она была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> по пятимандатному избирательному округу <данные изъяты>. Решением избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты>Трунин Д.Н., выдвинутый избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», был зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу. Считала такое решение незаконным, поскольку избирательным объединением был нарушен порядок выдвижения списка кандидатов по многомандатным избирательным округам. Просила отменить решение избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> о регистрации Трунина Д.Н. кандидатом в депутаты. Представитель административного ответчика избирательной комиссии <данные изъяты> административный иск признал. Заинтересованное лицо Трунин Д.Н. в суд не явился. Представитель заинтересованного лица <данные изъяты> регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» административный иск не поддержал. Решением Реутовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен. Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Трунин Д.Н. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям. Разбирательством по административному делу установлено, что на <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты>. Решением избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Лубковая Р.И. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> по пятимандатному избирательному округу <данные изъяты>. Решением избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>Трунин Д.Н., выдвинутый избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> по пятимандатному избирательному округу <данные изъяты>. Свое решение по административному делу суд мотивировал тем обстоятельством, что в соответствии с п. 24 ст. 2, п. 1 ст. 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. «в» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях», п. 1 ст. 39 Устава городского округа <данные изъяты> Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» обязано было известить о проведении своей конференции по выдвижению кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> избирательную комиссию <данные изъяты>, организующую выборы, однако, уведомление было направлено в ТИК <данные изъяты>, которая к назначенным выборам не имеет никакого отношения. Суд также сделал вывод и о том, что представленный в избирательную комиссию <данные изъяты> протокол конференции <данные изъяты> регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» от 07 - <данные изъяты> не отвечает требованиям п. 4 ч. 2 ст. <данные изъяты> «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» и не может рассматриваться в качестве решения, предусмотренного п. 6 ч. 1 ст. 27 указанного <данные изъяты>, поскольку тайное голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам списком не проводилось. На основании совокупности указанных обстоятельств суд, руководствуясь подп. «б», «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пришел к выводу о том, что в регистрации Трунина Д.Н. кандидатом в депутаты следовало отказать. Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку оно основано на материалах административного дела и действующем законодательстве. В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия муниципального образования и территориальная избирательная комиссия являются самостоятельными элементами системы избирательных комиссий, действующей на территории РФ. В соответствии с п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона избирательная комиссия, организующая в соответствии с Законом субъекта РФ, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования. Уставом городского округа <данные изъяты> избирательная комиссия городского округа <данные изъяты> является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления, формируется Советом депутатов городского округа Реутов сроком на пять лет в количестве десяти членов с правом решающего голоса и организует и проводит муниципальные выборы (ст. 39). Решением Совета депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-НА была сформирована избирательная комиссия <данные изъяты>. С учетом внесенных в состав избирательной комиссии <данные изъяты> изменений в настоящее время избирательная комиссия <данные изъяты> действует в правомочном составе в количестве десяти членов с правом решающего голоса. Решением избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> при проведении выборов депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>, полномочия окружных избирательных комиссий были возложены на избирательную комиссию <данные изъяты>. Таким образом, организующей подготовку и проведение выборов депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты>, назначенных на <данные изъяты>, является избирательная комиссия <данные изъяты>, в связи с чем Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» о проведении своей конференции по выдвижению кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях» должно было известить избирательную комиссию <данные изъяты>, однако, этого сделано не было, что было подтверждено представителем избирательной комиссии <данные изъяты>, а доказательств обратному не представлено. Как следует из текста уведомления <данные изъяты> регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и протокола заседания конференции <данные изъяты> регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» от <данные изъяты> – <данные изъяты>, уведомление о проведении конференции было адресовано и направлено в ТИК <данные изъяты>, которая является действующей избирательной комиссией и самостоятельным элементом системы избирательных комиссий, действующих на территории муниципального образования, но не имеет отношения к назначенным на <данные изъяты> выборам депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты>. О неуведомлении избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» организующей выборы избирательной комиссии <данные изъяты> также свидетельствуют и те обстоятельства, что сам кандидат Трунин Д.Н. адресовал и подавал свое заявление о согласии баллотироваться в избирательную комиссию <данные изъяты> (л.д. 74); что другие кандидаты также подавали заявления о согласии баллотироваться в избирательную комиссию <данные изъяты> (л.д. 84); что само избирательное объединение документы на выдвижение кандидатов также адресовало и подавало в избирательную комиссию <данные изъяты> (л.д. 77-78, 79, 80, 85). Обстоятельство того, что избирательная комиссия <данные изъяты> и ТИК <данные изъяты> находятся в одном месте и имеют один адрес, не имеет правового значения, поскольку адрес и место нахождения избирательной комиссии не определяют ее правовой режим. Требование к выдвижению кандидатов, в том смысле, в котором оно понимается в ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», означает конкретные положения нормативного акта, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены участниками при выдвижении списка кандидатов. При указанных обстоятельствах суд правильно определил, что значимым для административного дела обстоятельством является соблюдение избирательным объединением требований п. «в» ч. 1 ст. 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях», и что нарушение им процедуры выдвижения кандидатов (списка кандидатов) лишало избирательное объединение возможности быть допущенным к проведению мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов (списка кандидатов), и в нарушение принципов проведения выборов в РФ, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поставило Московское областное региональное отделение политической партии «Яблоко» в преимущественное положение по сравнению с другими избирательными объединениями. В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 этого Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с подп. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для кандидатов, выдвинутых политической партией, несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», является безусловным основанием для отказа в регистрации. В соответствии с подп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является безусловным основанием для отказа в регистрации. При таком положении дела судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что решение избирательной комиссии <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> о регистрации Трунина Д.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты>, выдвинутого избирательным объединением «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» по пятимандатному избирательному округу <данные изъяты>, в соответствии с п. 6 ст. 76, подп. «б», «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подлежит отмене. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам являются отсутствие документов, предусмотренных подп. «а», «в»-«ж» п. 14.1 ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( п. 14.2 ст. 35). В соответствии с п.п. 2, 14 ст. 35 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями представляет собой инициативу избирательного объединения. Такая инициатива осуществляется политическими партиями в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях». При этом выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых законом к выдвижению кандидатов для политических партий. После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием кандидатов. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляются и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. Аналогичные положения установлены и ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>». Федеральный закон от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях», предусмотрев в п.п. 2, 4 ст. 25 обязанность принимать решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, в п. 7 предоставил право в уставе политической партии устанавливать дополнительные условия принятия таких решений. В соответствии с Уставом политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» конференция регионального отделения партии является его высшим руководящим органом. Решения руководящего регионального отделения принимаются открытым или тайным голосованием в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом. Решения принимаются простым большинством голосов членов соответствующего руководящего партийного органа, присутствующих (зарегистрировавшихся) на заседании, за исключением решений по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав и программу партии (п.11.2 Устава). При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органам местного самоуправления проводится тайное голосование на конференциях (общих собраниях) региональных отделений (п.11.3). Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней (п.11.8). О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, который подписывается ее членами, участвовавшими в подсчете голосов (п.11.11). Результаты голосования оформляются решением соответствующего руководящего органа Партии и решениями руководящих органов структурных подразделений (п.11.13). Из системного анализа указанных норм права и Устава политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» следует, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) принимается тайным голосованием. Политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны в своей деятельности наряду с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ соблюдать устав политической партии, на основании которого и в соответствии с которым политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны осуществлять свою деятельность (подп. «а» п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 21 Федерального закона от <данные изъяты> № 95-ФЗ «О политических партиях»). 07-<данные изъяты> на XXIV конференции избирательного объединения «Московское областное региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» состоялось выдвижение списка кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам. Как следует из текста протокола заседания указанной конференции, на конференции был выдвинут список кандидатов по многомандатным избирательным округам, который был включен в бюллетень для тайного голосования, было проведено тайное голосование по установленному конференцией порядку (голосование осуществляется по поставленному вопросу «за» или «против» выдвижения кандидатуры путем простановки любого знака в одной из соответствующих клеток для голосования по каждому кандидату). Согласно результатов тайного голосования было принято решение о выдвижении каждого кандидата. Голосование за список кандидатов по многомандатным избирательным округам не проводилось. О такой процедуре принятия решения выдвижения списка кандидатов по многомандатным избирательным округам указывает как содержание протокола заседания конференции, так и то обстоятельство, что счетной комиссией до членов конференции было доведено о результатах тайного голосования только по каждому включенному в бюллетень кандидату. Таким образом, на XXIV конференции <данные изъяты> регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» тайное голосование за список кандидатов в депутаты городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам не проводилось. В соответствии с подп. «а» п. 25 ст. 38 Федерального закона от <данные изъяты> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп. 1 п. 25 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О муниципальных выборах в <данные изъяты>» данное обстоятельство также являлось основанием для отказа в заверении списка избирательного объединения «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» кандидатов в депутаты Совета депутатов городского округа <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам, а в соответствии с подп. «б», «в» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, подп. 3, 4 п. 24 ст. 30 указанного <данные изъяты> – для отказа в регистрации кандидата. Довод апелляционной жалобы о неправомерности установления судом указанного обстоятельства в качестве значимого по административному делу судебной коллегией отвергается, поскольку административный иск основан на обстоятельстве нарушения избирательным объединением процедуры выдвижения кандидатов, к которой относятся не только уведомление избирательной комиссии о проведении конференции по выдвижению кандидатов (списка кандидатов), но и тайное голосование за выдвижение кандидатов (списка кандидатов). При рассмотрении административного дела судом не были допущены нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов. Нарушений судом норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено. Довод апелляционной жалобы о неизвещении заинтересованного лица Трунина Д.Н. о месте и времени судебного заседания от <данные изъяты> является несостоятельным, поскольку он отказался расписаться в подтверждение своего извещения о судебном заседании, что подтверждается судебным извещением по административному делу (л.д. 20) и в соответствии со ст. 100 КАС РФ позволяло суду рассмотреть дело в отсутствие Трунина Д.Н., как извещенного о месте и времени судебного заседания. Обстоятельство отказа Трунина Д.Н. расписаться в судебном извещении в подтверждение своего извещения было заверено секретарем судебного заседания и засвидетельствовано присутствующими при этом представителями административного истца и административного ответчика, которые подтвердили это обстоятельство в судебном заседании суда апелляционной инстанции. Заинтересованное лицо Трунин Д.Н.<данные изъяты> уже знало о наличии в производстве суда настоящего административного дела, что подтверждается обстоятельством подачи им в суд заявления (л.д.22). Другим доводам в возражение административного иска судом была дана правовая оценка, с которой соглашается судебная коллегия. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Реутовского городского суда <данные изъяты><данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Трунина Д. Н. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: |