ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2930/20 от 04.12.2020 Томского областного суда (Томская область)

Судья Рой В.С. Дело № 33а-2930/2020

70RS0004-01-2020-003908-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Петровского М.В.,

судей Кулинченко Ю.В., Карелиной Е.Г.

при секретаре Маслюковой М.Н.,

помощнике судьи К.,

рассмотрев административное дело № 2а-1982/2020 по административному иску ФИО1 к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства

по апелляционной жалобе представителя административного истца П.О.ГА. на решение Советского районного суда г.Томска от 18 августа 2020г.,

заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков администрации Города Томска ФИО4, департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО5,

установила:

ФИО1 обратилась в Советский районный суд г.Томска с административным иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству ФИО2 о признании незаконным решения, изложенного в письме от 31 марта 2020 г. №02-21/652, об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка, объекта капитального строительства.

В обоснование требований указано, что административный истец является одним из собственников объекта капитального строительства (кадастровый номер /__/) и земельного участка (кадастровый номер /__/), расположенных по адресу: /__/. Остальными собственниками данных объектов являются ФИО6, Ф.В.КА., ФИО7, ФИО8 Объект капитального строительства в настоящее время учтён как жилой дом; земельный участок предоставлен для эксплуатации индивидуального жилого дома. Фактически дом используется всеми сособственниками, не являющимися членами одной семьи, как многоквартирный. В целях приведения вида использования дома и земельного участка к фактическому собственниками подано заявление в департамент архитектуры и градостроительство администрации Города Томска о предоставлении права на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства. В предоставлении муниципальной услуги отказано, о чем административный истец уведомлена письмом от 31 марта 2020 г. № 02-21/652 за подписью и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству ФИО2 Решение противоречит ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст.12 Правил землепользования и застройки Города Томска, п.п.2.3, 2.8, 3.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 29 июня 2012г. №766.

В судебном заседании представитель административного истца П.О.ГВ. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административных ответчиков департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО5, администрации Города Томска ФИО9, ФИО4 возражали против удовлетворения административного иска.

Суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие административного истца ФИО1, административного ответчика и.о.заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству С.А.ВБ., заинтересованных лиц ФИО7, ФИО6, ФИО8, ФИО10, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Обжалуемым решением в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца ФИО3 просит решение суда отменить, административный иск удовлетворить. Указывает, что согласно п. 2.8 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 29 июня 2012г. №766, в предоставлении муниципальной услуги должно быть отказано в случае несоответствия представляемых документов требованиям законодательства, тогда как требования к пояснительной записке законодательно не установлены. Полагает, что оснований не принимать пояснительную записку у административного ответчика не имелось, она содержит в себе необходимые сведения, а сведения о количестве квартир, планируемой нагрузке на сети ответчик мог получить из других приложенных к заявлению документов (генерального плана и расчета парковочных мест). Ссылается на то, что суд неверно истолковал положения административного регламента, предъявляющего требования к перечню документов и их содержанию при обращении за муниципальной услугой, не применил иные положения регламента о запрете при повторном отказе в предоставлении услуги требовать устранения ранее не указанных недостатков.

В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

На основании ч.1 ст.307, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца, заинтересованных лиц, административного ответчика и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда пришла к следующему.

Земельное законодательство основывается на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подп. 8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичное положение закреплено в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в пункте 1 данной статьи названы семь категорий земель, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, в их число включены земли населенных пунктов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п.7 ст.1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Они могут быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды разрешенного использования и вспомогательные виды разрешенного использования.

В соответствии с ч. 6 ст. 37 того же Кодекса предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьёй 39 Кодекса.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из части 12 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения физическое или юридическое лицо праве оспорить в судебном порядке.

По делу установлено, что 16 апреля 2019 г. ФИО1 вместе с ФИО8, ФИО6, ФИО7, ФИО11 обратились в целях оформления прав на квартиры с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа» в отношении земельного участка и объекта капитального строительства по адресу: /__/.

Земельный участок и объект капитального строительства (жилой дом) принадлежат ФИО1, ФИО8, ФИО6, ФИО7, ФИО11 на праве общей долевой собственности; земельный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Решением Советского районного суда г. Томска от 8 октября 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 января 2016 г., муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска отказано в признании самовольной постройкой жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: /__/.

Поскольку занимаемый домом земельный участок расположен в зоне Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), а для этой территориальной зоны согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденным решением Думы Города Томска от 27 ноября 2007 г. № 687, предусмотрен условно разрешенный вид использования «многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа», 16 апреля 2019 г. административный истец обратился с заявлением о его предоставлении.

Письмом от 31 марта 2020 г. за № 02-21/652 и.о. заместителя Мэра Города Томска по архитектуре и строительству ФИО2 отказано в предоставлении муниципальной услуги по этому заявлению (рассмотренному повторно) на основании п. 2.8 Административного регламента по причине несоответствия содержания пояснительной записки требованиям действующего законодательства, а именно ввиду отсутствия в ней информации о количестве квартир, планируемой нагрузки на сети инженерно-технического обеспечения, о наличии парковки в подземном этаже дома и о её соответствии установленным требованиям.

Оценивая законность отказа в предоставлении муниципальной услуги, суд первой инстанции исходил из того, что решение административного органа принято в соответствии с нормами Административного регламента, которые детально регламентируют требования к оформлению и содержанию документации, представляемой для принятия решения, и не предусматривают возможность отступления от них; отсутствие в пояснительной записке испрашиваемых органом сведений нашло подтверждение в ходе рассмотрения дела, обязательность их указания заявителем предопределена законом.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда как основанными на неверном толковании и понимании правовых норм.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства регламентирован ст. 12 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 27 ноября 2007 г. № 687.

Так, согласно этой норме разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства требуется в случаях, когда правообладатели планируют использовать принадлежащие им земельные участки или объекты капитального строительства в соответствии с видом (видами) использования, которые определены Правилами как условно разрешенные применительно к соответствующей территориальной зоне, обозначенной на Карте градостроительного зонирования.

Разрешение на условно разрешенный вид использования может предоставляться в процессе использования земельных участков, иных объектов недвижимости, когда правообладатели планируют изменить их назначение (п. 3 ч. 2 ст. 12 Правил).

Физические, юридические лица, заинтересованные в получении разрешения на условно разрешенный вид использования, обращаются с соответствующим заявлением в орган, уполномоченный в области архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.

Согласно ч.3 ст. 12 Правил в заявлении указываются: 1) общая информация о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (численность работающих, грузооборот, потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечение, водоснабжение и т.д.), о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности), о планируемом количестве посетителей и о потребности в местах парковки автомобилей; 2) схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик (общая площадь, этажность, места парковки автомобилей и т.д.).

Более подробно порядок рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства, полный комплект документов, представляемых вместе с таким заявлением, административная процедура предоставления испрашиваемой муниципальной услуги прописаны в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства», утвержденном постановлением администрации Города Томска от 29 июня 2012 г. № 766.

В соответствии с п. 3.2 постановления администрации Города Томска от 29июня 2012 г. № 766 должностным лицом, уполномоченным на подписание писем, содержащих решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства", определён заместитель Мэра Города Томска - начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.

Согласно п.3.2 Административного регламента предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры (действия): 1) прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов, наложение резолюции об исполнении заявления; 2) осуществление запроса недостающих для предоставления муниципальной услуги документов в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного информационного взаимодействия; 3) рассмотрение заявления и приложенных к нему документов, рассмотрение вопроса о наличии (отсутствии) оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, подготовка документов для рассмотрения на Комиссии или подготовка, согласование и подписание проекта письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; 4) рассмотрение заявления о предоставлении муниципальной услуги Комиссией; 5) подготовка, согласование, принятие постановления администрации Города Томска о проведении публичных слушаний; 6) подготовка и проведение публичных слушаний; 7) повторное рассмотрение заявления о предоставлении муниципальной услуги Комиссией (с учетом письменных заключений и результатов публичных слушаний), подготовка Мэру Города Томска рекомендаций о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства; 8) подготовка, согласование, принятие постановления администрации города Томска о предоставлении разрешения или об отказе в предоставлении разрешения; 9) выдача (направление) результата предоставления муниципальной услуги.

Как следует из письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 31 марта 2020 г., принятое решение основано на пункте 2.8 Административного регламента в связи с наличием в документах, представленных заявителем, недостоверных сведений или несоответствие представленных документов по содержанию требованиям действующего законодательства, а именно: пояснительная записка не содержит информацию о количестве квартир, о планируемой нагрузке на сети инженерно-технического обеспечения, о наличии парковки в подземном этаже дома и её соответствии установленным требованиям.

То есть решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принято на стадии изучения документов, их подготовки для Комиссии и до проведения публичных слушаний.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента определено, что исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, представлен в таблице приложения 3 к данному административному регламенту. Заявление о предоставлении муниципальной услуги предоставляется заявителем (представителем заявителя) по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту.

Приложением 3 к Административному регламенту в числе обязательных к представлению названы следующие документы: заявление о предоставлении муниципальной услуги; документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя); документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, в отношении которого испрашивается разрешение; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект капитального строительства, в отношении которого испрашивается разрешение; пояснительная записка; схема планируемой застройки земельного участка с указанием мест расположения существующих и намечаемых построек и описанием их характеристик; согласие сособственников объекта недвижимости на использование земельного участка, объекта капитального строительства в соответствии с условно разрешенным видом использования (в случае если с заявлением обращаются не все сособственники).

Как следует из Приложения 3 к Административному регламенту, пояснительная записка должна содержать общую информацию о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (численность работающих, грузооборот, потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечении, водоснабжении и т.д.), о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характеров выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности); о планируемом количестве посетителей и о потребности в местах парковки автомобилей и т.д.

Аналогичная норма закреплена в подп.1 п.3 ст.12 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Исходя из буквального толкования данных норм пояснительная записка включает общие сведения о планируемой постройке и порядке её функционирования, такой перечень сведений является открытым, конкретно не определён.

Как видно из материалов административного дела (л.д. 46 обратная сторона), административным истцом к заявлению приложена пояснительная записка, в которой приведена общая информация о размещённом на земельном участке объекте с указанием количества этажей, общей площади, об устройстве централизованного водопровода, канализации и газоснабжения, необходимого для функционирования объекта, о приобретении прилегающего земельного участка для организации придомовой территории и размещения площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта и зеленых насаждений согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, СНиП 2.07.01-89*, СП 42.13330.2011. Также указано на устранение всех замечаний, вынесенных комиссией по землепользованию и застройке 18 апреля 2014 г., с приведением существа замечаний и мероприятий по их устранению.

Оценив содержание пояснительной записки с точки зрения полноты отраженных в ней сведений, судебная коллегия не разделяет позицию административного ответчика, с которой согласился суд первой инстанции, об обязательном дополнении её указанными в оспариваемом решении административного органа сведениями.

Сведения общего характера об изменении нагрузки на сети инженерно-технического обеспечения со сменой разрешенного вида использования пояснительная записка содержит.

Информация о наличии парковки в подземном этаже дома также приведена в пояснительной записке в предусмотренном регламентом объёме. Отражение в пояснительной записке информации о соответствии организованной парковки установленным требованиям законодательства, как следует из формулировок Приложения 3, не обязательно.

Данные о количестве квартир и расчёте парковочных мест содержатся в схеме планировочной организации земельного участка (л.д. 51), а также в приложении к заявлению о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

При таких обстоятельствах предъявление дополнительных требований к пояснительной записке о включении информации по количеству квартир, предполагаемой нагрузке на инженерно-технические сети и об обеспечении парковочными местами свидетельствует о незаконности решения административного органа.

В силу пп. 1, 4 ч.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Поскольку суд первой инстанции неправильно истолковал положения административного регламента по предоставлению муниципальной услуги, не учёл цели обращения административного истца за предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.

Срок обращения в суд ФИО1 за защитой нарушенного права проверен судом по правилам п.2 ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обоснованно пропущенным не признан.

Согласно ч.9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов административного истца на департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска следует возложить обязанность по рассмотрению заявления ФИО1, поданного 16 апреля 2019 г., совместно с ФИО6, ФИО8, ФИО7, ФИО11, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства», утвержденным постановлением администрации Города Томска от 29 июня 2012 г. № 766.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция Томского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Томска от 18 августа 2020 г. отменить, принять новое решение, которым административный иск ФИО1 удовлетворить:

признать незаконным решение администрации Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства, изложенное в письме от 31 марта 2020 г. №02-21/652, об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства по адресу: /__/;

обязать администрацию Города Томска в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска рассмотреть заявление ФИО1, поданное 16 апреля 2019 г. совместно с ФИО6, ФИО8, ФИО7, ФИО11, в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства», утвержденным постановлением администрации Города Томска от 29 июня 2012 г. № 766;

кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Томска.

Председательствующий

Судьи