Дело № 33а-2938 судья Некрасов Р.Ю. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2019 года г. Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Сиротиной Е.С.,
судей Яшиной И.В. и Сергуненко П.А.
при секретаре судебного заседания Соловьевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сиротиной Е.С.
административное дело по апелляционным жалобам Правительства Тверской области, администрации Вышневолоцкого района Тверской области на решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 апреля 2019 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», ФИО1 Администрации Вышневолоцкого района Тверской области, Правительству Тверской области о ликвидации организации удовлетворить частично.
Обязать ликвидационную комиссию Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», а также учредителей Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» - Администрацию Вышневолоцкого района Тверской области, Правительство Тверской области продолжить процедуру ликвидации Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» в соответствии с решением Совета учредителей Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» оформленным протоколом заседания Совета учредителей Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» от ДД.ММ.ГГГГ и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установить срок ликвидации Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» не более 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к ФИО1 отказать.
В удовлетворении административного искового требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», Администрации Вышневолоцкого района Тверской области,
Правительству Тверской области ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» отказать».
Судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», ФИО1 о ликвидации организации.
В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству Российской Федерации проведены контрольные мероприятия в отношении АНО «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», созданной в соответствии с решением общего собрания учредителей от ДД.ММ.ГГГГ. Учредителями организации являются администрация Вышневолоцкого района Тверской области; администрация Тверской области; Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (деятельность прекращена в результате ликвидации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ); ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ советом учредителей организации принято решение о её ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, председателем которой назначен ФИО1 В ходе контрольных мероприятий Управлением установлены систематические нарушения организацией пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - не представлена ежегодная отчетность за ДД.ММ.ГГГГ годы. Заявление о возобновлении деятельности в Управление организацией не представлялось. ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес организации вынесено письменное предупреждение о ликвидации организации.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены учредители автономной некоммерческой организации – Администрация Вышневолоцкого района Тверской области, Правительство Тверской области, ФИО2
Определением суда ФИО2 исключена из числа соответчиков в связи со смертью и невозможностью правопреемства.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительством Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывается на нарушение судом норм процессуального права, на то, что при рассмотрении настоящего спора суд вышел за пределы исковых требований, поскольку ликвидация юридического лица по решению его учредителей и её ликвидация по инициативе
уполномоченного органа в связи с нарушением действующего законодательства, являются самостоятельными процедурами. Вопрос об исполнении ранее принятого решения учредителей о ликвидации организации не может быть предметом административного спора. Приводятся доводы о том, что надлежащим ответчиком по делу может быть лишь сама некоммерческая организация в лице ликвидационной комиссии.
В апелляционной жалобе администрации Вышневолоцкого района Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного и постановленного с нарушением норм материального права и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, приводятся доводы аналогичные доводам апелляционной жалобы Правительства Тверской области, указывается на неизменность отчётных данных организации и отсутствие обязанности ликвидационной комиссии по представлению ежегодной отчётности в силу принятия решения учредителями о ликвидации организации и неосуществления организацией уставной деятельности, а также о том, что суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области представлены возражения о необоснованности доводов апелляционных жалоб.
Представители административных ответчиков Правительства Тверской области ФИО3, администрации Вышневолоцкого района Тверской области ФИО4 в судебном заседании поддержали апелляционные жалобы, ссылаясь на незаконность судебного акта.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит изложенные в апелляционной жалобе Правительства Тверской области доводы о нарушении судом норм процессуального права обоснованными, а принятое по делу судебное постановление подлежащим отмене.
С приведенными в оспариваемом постановлении суда первой инстанции суждениями согласиться не представляется возможным, поскольку судебной коллегией установлено неправильное применение норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке и направления дела на новое рассмотрение в тот же суд.
В силу части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Анализ материалов дела показал, что при рассмотрении дела судом первой инстанции к участию в деле не привлечена в качестве административного ответчика Ликвидационная комиссия Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно протоколу учредительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ№ учредителями принято решение о создании Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», утвержден Устав организации и избраны руководящие органы.
Решение о государственной регистрации юридического лица принято администрацией Вышневолоцкого района ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с протоколом заседания совета учредителей Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о ликвидации организации, о назначении ликвидационной комиссии в составе председателя комиссии ФИО1, членов комиссии Б.А.М.Б.Н.Ф.К.О.Ш., П.Н.Ф.
ДД.ММ.ГГГГ внесена запись в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации и о назначении руководителя ликвидационной комиссии.
Сообщение о принятии решения о ликвидации Автономной некоммерческой организацией «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» опубликовано в журнале «Вестник государственной ликвидации» ДД.ММ.ГГГГ, часть <данные изъяты>№.
В соответствии с пунктом 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В силу частей 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Сведения в ЕГРЮЛ о ФИО1 как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица при установленных судом первой инстанции обстоятельствах – прекращении ДД.ММ.ГГГГ полномочий ФИО1 как председателя Ликвидационной комиссии в момент его увольнения из администрации Вышневолоцкого района, не свидетельствуют однозначно о наличии полномочий указанного лица на представление интересов Ликвидационной комиссии Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая».
Рассматривая административный иск и удовлетворяя частично требования административного истца, суд первой инстанции в нарушение статьи 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Ликвидационную комиссию Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», фактически разрешил вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле в надлежащем процессуальном статусе.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона не может быть устранено при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, является существенным, поскольку оно не позволило гарантировать следование непреложному принципу административного судопроизводства,
закрепленному в пункте 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда - Ликвидационная комиссия Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая» была лишена возможности участвовать в судебном разбирательстве и реализовывать свои права в полном объеме.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле в качестве административного ответчика Ликвидационной комиссии Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», рассмотрен спор о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по настоящему делу и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционных жалоб не подлежат оценке.
При новом рассмотрении дела, суду надлежит устранить допущенные нарушения закона, привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика Ликвидационную комиссию Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Земля Вышневолоцкая», дать оценку всем доказательствам в соответствии с законом и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 19 апреля 2019 года отменить, направить административное дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи