Судья Чупрова Е.О. Дело № 33а-2938
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 марта 2018 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В. и Кудриной Я.Г.
при секретаре Горовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Дальнереченского муниципального района на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 11 января 2018 года, которым административный иск Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края о возложении обязанности удовлетворен. На административного ответчика возложена обязанность обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в порядке, предусмотренной статьей 57 ГрК РФ и Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор обратился в суд с указанным административным иском указав, в результате проведенной проверки в марте 2017 года исполнения градостроительного законодательства при утверждении и реализации правил землепользования и застройки территорий поднадзорными органами местного самоуправления установлено, что администрацией Дальнереченского муниципального района не обеспечено формирование и ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе наличие соответствующих специалистов, а также наличие и использование соответствующих материально-технических и программных средств, необходимых для выполнения требований постановления Правительства РФ от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности». По фактам выявленных нарушений главе администрации Дальнереченского муниципального района 23 марта 2017 года было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, администрацией Дальнереченского муниципального района сообщено об устранении выявленных нарушений градостроительного законодательства. Вместе с тем, из предоставленной 11 декабря 2017 года администрацией Дальнереченского муниципального района информации следует, что до настоящего времени указанные в представлении нарушения не устранены, программное обеспечение, необходимое для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в администрации Дальнереченского муниципального района не установлено, обученных специалистов для ее ведения не имеется. Просит обязать администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в порядке, предусмотренном статьей 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 9 июня 2009 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор требования поддержал.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено. В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки соблюдения администрацией Дальнереченского муниципального района Приморского края земельного и градостроительного законодательства, межрайонным прокурором установлено, что на момент проверки не обеспечено формирование и ведение информационной системы градостроительной деятельности, в том числе наличие и использование соответствующих материально-технических и программных средств, необходимых для выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Отсутствие специального оборудования, программного обеспечения и необходимых специалистов, послужило основанием обращения прокурора с административным иском о бездействии органа местного самоуправления по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Удовлетворяя требования прокурора и признавая неисполнение возложенных на администрацию Дальнереченского муниципального района законом обязанности, суд исходил из того, в администрации отсутствуют специалисты, не имеются в наличии и не используются материально-технические и программные средства, в связи с чем отсутствуют меры необходимые для выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Такие требования прокурора должны быть направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности и в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Между тем, обстоятельства, которые бы свидетельствовали о неисполнении возложенных на орган местного самоуправления обязанностей, судом не установлены.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56); ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности; органы государственной власти или органы местного самоуправления, соответственно принявшие, утвердившие, выдавшие документы, содержащиеся в которых сведения подлежат в соответствии с этим Кодексом размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в течение семи дней со дня принятия, утверждения, выдачи указанных документов направляют соответствующие копии в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, применительно к территориям которых принимаются, утверждаются, выдаются указанные документы. Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района в течение четырнадцати дней со дня получения соответствующих копий размещают их в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (части 1 и 2 статьи 57).
Часть 4 статьи 56 данного Кодекса устанавливает, что информационная система включает в себя сведения, к которым относит сведения об определенных документах (пункт 1), дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках (пункт 2), иные документы и материалы (пункт 3).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах в форме копий этих документов, материалов, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, и сведения о документах, материалах и иные сведения как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
В свою очередь органы местного самоуправления, организующие ведение ИСОГД, обеспечивают проведение инвентаризации всех подлежащих им документов и материалов в соответствии с Порядком инвентаризации и передачи в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности органов местного самоуправления сведений о документах и материалах развития территорий и иных необходимых для градостроительной деятельности сведений, содержащихся в документах, принятых органами государственной власти или органами местного самоуправления, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 30 августа 2007 года № 86 согласно статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года № 363 информационная система имеет 9 основных разделов.
Раздел I «Документы территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территории муниципального образования» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии размещенных в информационной системе документов и материалов о территориальном планировании Российской Федерации.
Раздел II «Документы территориального планирования субъекта Российской Федерации в части, касающейся территории муниципального образования» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии размещенных в информационной системе документов и материалов о территориальном планировании субъекта Российской Федерации.
Раздел III «Документы территориального планирования муниципального образования, материалы по их обоснованию» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов о территориальном планировании муниципального образования.
Раздел IV «Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов правил землепользования и застройки.
Раздел V «Документация по планировке территорий» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, в которых хранятся копии документов и материалов по планировке территорий.
Раздел VI «Изученность природных и техногенных условий» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "е" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей.
Раздел VII «Изъятие и резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "ж" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из общей и специальной частей, а также книг, содержащих копии документов об изъятии и резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Раздел VIII «Застроенные и подлежащие застройке земельные участки» состоит из общей части, а также дел о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.
Раздел IX «Геодезические и картографические материалы» содержит сведения, предусмотренные подпунктом "з" пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и состоит из 8 подразделов. Каждый подраздел раздела "Геодезические и картографические материалы" содержит актуализированные карты, схемы, чертежи соответствующих разделов информационной системы.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Приказом Минрегиона России от 30 августа 2007 года № 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» утверждены Положение о системе классификации и кодирования, используемой при ведении книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и Положение о порядке ведения книг, входящих в состав информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, и порядке присвоения регистрационных и идентификационных номеров. В частности, утвержден классификатор документов, размещаемых в ИСОГД.
Из содержания приведенных норм следует, что законом установлен приоритет сведений, содержащихся в бумажных документах ИСОГД, над сведениями в электронных документах. Соответственно, создание (наличие) автоматизированной системы ИСОГД не является обязательным для ведения ИСОГД в обычном виде и не отменяет необходимости ведения журналов регистрации документов ИСОГД на бумаге.
Ведение же информационной системы обеспечения градостроительной деятельности направлено на обеспечение доступа к информации, предоставляемой по запросу в соответствии со статьей 57 Градостроительного кодекса РФ как на бумажных, так и на электронных носителях.
Таким образом, возложение обязанности на администрацию Дальнереченского муниципального района установить программное обеспечение, необходимое для ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), не основано на законе. Ведение такой системы в электронном виде является правом органа местного самоуправления, предоставленным ему федеральным законодателем.
Возможность документирования в электронном виде сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, обмен информации между этими органами в электронном виде, не означает обязанность ведения ИСОГД исключительно в электронном виде.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные системы включают в себя в том числе государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.
Особенности эксплуатации государственных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, принимающих решения о создании таких информационных систем.
Из статьи 14 указанного закона следует, что государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях, создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.
Требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и порядок такого взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Таким образом неверное толкование норм материального права, регулирующих правоотношения, связанные с ведением информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, документирования на бумажных и электронных носителях, а также осуществления взаимодействия в электронной форме граждан и организаций с органами местного самоуправления, суд необоснованно возложил на администрацию Дальнереченского муниципального района Приморского края ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности при помощи программных средств, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении административного иска.
Предоставление муниципальных услуг осуществляются, в том числе, через официальный сайт администрации Дальнереченского муниципального района на основании административных регламентов, предусматривающих получение документов как на бумажных, так на электронных носителях.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 11 января 2018 года отменить. Дальнереченскому межрайонному прокурору, обратившемуся в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского муниципального района Приморского края о возложении обязанности обеспечить ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в порядке, предусмотренной статьей 57 ГрК РФ и Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2006 года № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» отказать.
Председательствующий
Судьи