ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2938/2022 от 07.07.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Дело № М-3529/2022

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 июля 2022 года № 33а-2938/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Балаева Т.Н. рассмотрела административное дело по частной жалобе Баженова А.О. на определение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 08 апреля 2022 по административному исковому заявлению Баженова А.О. о признании незаконным бездействия,

установила:

Баженов А.О., содержащийся в ФКУ ИК-20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области, обратился в суд с заявлением, поименованным как жалоба, о признании бездействия незаконным.

Определением судьи Вологодского городского суда от 08 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения. Определением от 12 мая 2022 года срок исполнения определения от 08 апреля 2022 года продлен до 27 мая 2022 года.

Административному истцу в срок до 11 мая 2022 года предложено представить в суд: надлежащим образом оформленное административное исковое заявление в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статьи 125, 126, 220), указав полностью ФИО административного истца, его место рождения; административных ответчиков с адресом места их нахождения; оформить просительную часть в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, указав в просительной части требование на признание незаконными действий, решений административного ответчика и возложении на него обязанности по устранению нарушенных прав; представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 300 рублей либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (справку об остатке денежных средств на лицевым счете осужденного или др.).

Не согласившись с указанным определением, Баженов А.О. обратился с частной жалобой, в которой просил его отменить по мотиву нарушения норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность определения, оснований для его отмены суд апелляционной инстанции не усматривает.

Так, положениями статьей 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определены форма и содержание административного искового заявления, документы, прилагаемые к административному исковому заявлению, а также требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

В соответствии со статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.

Если лицо, подавшее административное исковое заявление, в установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения срок исправит недостатки, указанные судьей, административное исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения этого лица в суд. В противном случае административное исковое заявление считается неподанным и возвращается подавшему его лицу со всеми приложенными к нему документами в порядке, установленном статьей 129 настоящего Кодекса.

Оставляя без движения административное исковое заявление, судья исходил из того, что оно не соответствует требованиям статей 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Пунктами 2, 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в административном исковом заявлении, указывается административный истец (фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя); наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны).

В соответствии с пунктами 1 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных при необходимости также копии для прокурора.

Статьей 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие); наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия); сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения Федеральной службы судебных приставов, а также решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве; сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц; нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие); сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения; требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Как следует из материалов дела, Баженов А.О. обратился в суд с заявлением, поименованным как жалоба, содержащим указание, на бездействие прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выразившееся в непринятии мер по его обращению. При этом заявление не содержало ФИО административного истца, его место рождения; не указан административный ответчик с адресом места его нахождения; каких-либо документов, а также уведомления о вручении или иных документов, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, к заявлению не приложено; просительная часть заявления конкретных требований не содержит.

Поскольку Баженовым А.О. в заявлении не указаны фамилия, имя и отчество административного истца полностью, место его рождения, не указан административный ответчик и не представлено доказательств, подтверждающих направление копии заявления в адрес административного ответчика (либо не приложена копия административного искового заявления для ответчика), а просительная часть заявления не содержит каких-либо требований о признании незаконными действий, решений административного ответчика и возложении на него обязанности по устранению нарушенных прав, у суда первой инстанции имелись основания для оставления административного искового заявления без движения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению, как правило, должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины и документы, свидетельствующие о наличии оснований для этого.

В абзаце 2 подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

В нарушение указанных норм, документ, подтверждающий уплату госпошлины, к административному исковому заявлению приложен не был, ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины в связи с материальным положением и нахождением в исправительном учреждении административным истцом также не было приложено.

Таким образом, судья первой инстанции обоснованно указал в обжалуемом определении о том, что поданное Баженовым А.О. заявление подлежит приведению в соответствие с положениями статей 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представленное Баженовым А.О. дополнение к административному исковому заявлению вышеуказанные недостатки в полном объеме не устраняет.

Вопреки доводам частной жалобы, согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» не подлежат обжалованию в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействия) должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве по уголовному делу.

Принимая во внимание, что оставление административного искового заявления без движения имеет цель его приведения в соответствие с действующим законодательством и не нарушает права заявителя на обращение в суд, оснований для отмены обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 13 июля 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Баженова А.О. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Вологодского областного суда Т.Н. Балаева