ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2942/20 от 09.07.2020 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-2942/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 09 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Боровского В.А., Морозовой С.Г.,

при секретаре Голушко П.Е.,

рассмотрела административное дело № 2а-1911/2020 (47RS0004-01-2019-010002-85) по апелляционной жалобе административного ответчика - Чемберева А.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области к Чембереву А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения административного ответчика Чемберева А.В., возражения представителя административного истца – Цирковой Н.А., действующей на основании доверенности, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее – ИФНС) обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Чемберева А.В. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 58 500 руб., пени в размере 1 850,96 руб.

В обоснование иска административный истец указал, что 15.05.2018 г. Чемберев А.В. представил в ИФНС налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, в которой указал доход в размере 450 000 руб. и рассчитал налог к уплате в размере 58 500 руб. (450 000х13%).

Указанный доход в соответствии с налоговой декларацией, получен налогоплательщиком от Н. в размере 190 000 руб., Б. - в размере 150 000 руб., К. - в размере 110 000 руб.

Налог в установленный законом срок в бюджет не поступил, в связи с чем налогоплательщику было направлено требование № 21737 об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком исполнения до 10.08.2018 года, на основании которого ответчик обязан уплатить налог на доходы физических лиц за 2017 год в размере 58 500 руб., пени в размере 1 850,96 руб. До настоящего времени требование ответчиком не исполнено.

Ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции исковые требования признаны не были. Чемберев А.В. сослался на то, что частично уплатил задолженность в размере 24 700 руб., однако ИФНС не зачла данный платеж в счет задолженности. Также ответчик представил сведения о том, что является родителем двух несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом, в связи с чем имеет право на льготы по уплате налога на доходы физических лиц.

Обжалуемым решением от 11.02.2020 г. Всеволожский городской суд Ленинградской области удовлетворил исковые требования ИФНС, взыскал с Чемберева А.В. сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 58 500 руб., пени в размере 1 850,96 руб. Также взыскал в доход бюджета государственную пошлину в размере 2 009 руб. (л.д. 66-70).

В апелляционной жалобе Чемберев А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом необоснованно не было принято во внимание непредставление истцом перерасчета суммы налога с учетом наличия у ответчика двух несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом, а также не был учтен платеж ответчика в размере 24 700 руб. с указанным в платеже назначением – НДФЛ за 2016-2017 г. Кроме того, по мнению ответчика, суд необоснованно удалил его из зала суда и рассмотрел дело по существу в его отсутствие, лишив ответчика возможности представлять доказательства в обоснование своих возражений (л.д. 76, 77)

В суд апелляционной инстанции поступили письменные возражения ИФНС на апелляционную жалобу, в которых административный истец полагает доводы жалобы необоснованными. Указывает, что довод административного ответчика об имеющейся у него льготе по уплате налога на доходы физических лиц, ввиду наличия несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом, является несостоятелным. Кроме того, сумма, уплаченная ответчиком в размере 24 700 руб. оплачена по реквизитам «госпошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции», поскольку ответчик неверно указал код бюджетной классификации, что не позволяет идентифицировать платеж как оплата задолженности по налогам и сборам. Также, данный платеж был внесен ответчиком 16.10.2017 г., т.е. еще до подачи им декларации о доходах за 2017 год (л.д. 90-94).

Явившийся в суд апелляционной инстанции административный ответчик Чемберев А.В. доводы жалобы поддержал, просил также снизить сумму взысканных пени. Представил отказ ИФНС о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 24 700 руб.

Представитель административного истца Циркова Н.А. поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу, указала, что Чембереву А.В. было отказано в возврате суммы в размере 24 700 руб., поскольку он некорректно сформулировал заявление, просив вернуть переплату по налогу на доходы физических лиц, в то время как по данным учета переплата со стороны административного ответчика не допущена. Административному ответчику необходимо было заявить о возврате суммы, уплаченной в счет госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

В соответствии с ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

Как следует из п. 1 ст. 225 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Согласно п.1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как следует из материалов дела, 15.05.2018 г. Чемберев А.В. представил в ИФНС налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, в которой указал доход в размере 450 000 руб. и рассчитал налог к уплате в размере 58 500 руб. (450 000х13%) (л.д. 22-26).

Указанный доход в соответствии с налоговой декларацией, получен налогоплательщиком от Н. в размере 190 000 руб., Б. - в размере 150 000 руб., К. - в размере 110 000 руб.

Налог в установленный законом срок в бюджет не поступил.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащие исполнение по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования по уплате налога. Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Согласно статье 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, начисляются пени.

Поскольку уплата налога на доходы физических лиц Чемберевым А.В. в установленные законом сроки не была произведена, налоговый орган начислил пени на сумму недоимки.

В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В соответствии со статьей 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № 21737 об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком исполнения до 10.08.2018 года, на основании которого ответчик обязан уплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в размере 58 500 руб., пени в размере 1 850,96 руб. (копия требования и копия почтового реестра на л.д. 8-21).

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

11.02.2019 года по заявлению ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области мировым судьей судебного участка № 13 Всеволожского муниципального района Ленинградской области вынесен судебный приказ № 2А-143/19 о взыскании с Чемберева А.В. суммы неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 58 500 руб., пени в размере 1 913,69 руб., который определением от 27.05.2019 г. был отменен в связи с поступлением возражений от Чемберева А.В. (л.д. 27).

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно почтовому штампу на конверте, ИФНС направила административный иск в суд 28.10.2019 года, т.е. в установленный законом срок для подачи административного искового заявления после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований ИФНС к Чембереву А.В. в связи со следующим.

Доказательств уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год и пени, административным ответчиком суду не предоставлено, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере.

Чемберев А.В. представил в материалы дела чек-одер от 16.10.2017 года на сумму 24 700 руб., назначение платежа – НДФЛ за 2016-2017 гг. (л.д. 59), пояснив в судебном заседании 11.02.2020 г., что уплатил авансом налог на доходы физических лиц за 2017 год по доходу, полученному от Н. в размере 190 000 руб., с остальных доходов, указанных в декларации за 2017 год, налог не уплачивал (л.д. 62, 63).

Между тем, вышеуказанная сумма оплачена по реквизитам для зачисления государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции – неверно указан код бюджетной классификации (КБК) : вместо 18210102030012100110 указано ошибочно 1821080301001100010.

Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, в соответствии с приложением № 2 к приказу Министерства финансов РФ № 107н от 12.11.2013 г. установлено, что распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации (далее – КБК, п.3 Приложения № 2).

В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

Согласно п. 5 названного Приложения, в реквизите "104" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение КБК в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоящее из 20 знаков (цифр).

Соблюдение Правил предусматривает обязательность заполнения всех реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.

По смыслу положений п. 7 ст. 45 НК РФ право определять назначение, период и вид платежа предоставлено налогоплательщику. Соответствующие данные отражаются налогоплательщиком в платежном поручении на уплату налога и не могут быть изменены налоговым органом по своему усмотрению. Следовательно, оплата по платежным поручениям должна учитываться в соответствии с назначением платежа, а также соответствующих реквизитов, указанных в платежном поручении.

Таким образом, при указании в чек-ордере от 16.10.2017 г. кода бюджетной классификации, предусмотренного для оплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, оплаченная административным ответчиком сумма в размере 24700 руб. не могла быть учтена налоговым органом в счет оплаты налога.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

На основании ч. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В силу ч. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно ч. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с абз. 2 ч. 14 ст. 78 НК РФ, положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины регламентированы статьей 333.40 НК РФ.

Таким образом, Чемберев А.В. в течение трех лет с момента совершения платежа не лишен возможности обратиться в ИФНС с заявлением о возврате суммы в размере 24 700 руб., ошибочно внесенной по коду бюджетной классификации, соответствующему реквизитам госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Представленное Чемберевым А.В. в суд апелляционной инстанции решение ИФНС от 30.03.2020 г. № 16238 об отказе в возврате налога (л.д. 101) свидетельствует о некорректной формулировке заявления, поскольку Чемберев А.В. просил произвести возврат переплаты налога на доходы физических лиц, которая отсутствует.

Кроме того, следует отметить, что Чемберев А.В. внес данный платеж в размере 24 700 руб. 16.10.2017 г., т.е. до истечения налогового периода и до подачи декларации о доходах за 2017 год.

Однако, в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 8 ст. 227 НК РФ авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц производят налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом, авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев, уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Сведений о том, что Чемберев А.В. является индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном действующим законодательством порядке, материалы дела не содержат.

Ссылка ответчика в жалобе на то, что ИФНС не предоставила ему льготы по налогу на доходы физических лиц в связи с наличием у ответчика в 2017 году двух несовершеннолетних детей, один из которых является ребенком-инвалидом, также не принимается судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Согласно вышеприведенным нормам права, налоговая база по налогу на доходы физических лиц, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Согласно ч. 3 ст. 218 НК РФ, установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Таким образом, предоставление стандартного налогового вычета на ребенка и ребенка-инвалида, производится при подаче налогоплательщиком соответствующего заявления в каждый конкретный налоговый период.

Сведений о том, что Чемберев А.В. в 2017 году подавал в ИФНС письменное заявление на предоставление стандартного налогового вычета с документами, подтверждающими право на такие налоговые вычеты, материалы дела не содержат.

Иных льгот кроме налоговых вычетов, при уплате налога на доходы физических лиц при наличии у налогоплательщика несовершеннолетних детей, а также ребенка-инвалида, налоговым законодательством не предусмотрено.

В суде апелляционной инстанции Чемберевым А.В. было заявлено ходатайство о снижении суммы пени.

В соответствии с гражданским законодательством, неустойка является способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств и мерой имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. Право снижения неустойки предоставлено суду статьей 333 Гражданского кодекса РФ в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Однако налоговые правоотношения носят публичный, а не гражданско-правовой характер, а потому к указанным правоотношениям не могут применяться нормы Гражданского кодекса РФ, в том числе статья 333 ГК РФ.

Таким образом, судебная коллегия по административным делам не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чемберева А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>