Председательствующий: Дело № 33а-2952/2016
судья Давыдова О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
и судей Пичуева В.В. и Жилинского А.Г.
при секретаре Дугаровой Б.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 29 июня 2016 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц, муниципального района «Калганский район» к администрации муниципального района «Калганский район» о признании незаконным и отмене распоряжения администрации муниципального района «Калганский район» от 12.10.2015 № 136 «О распределении денежных средств»
по апелляционной жалобе главы администрации муниципального района «Калганский район» Забайкальского края ФИО1,
на решение Калганского районного суда Забайкальского края от 21 апреля 2016 года, которым постановлено: административное исковое заявление удовлетворить.
Признать Распоряжение администрации муниципального района «Калганский район» от 12 октября 2015 года №136 «О распределении денежных средств» незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Калганский район» отменить Распоряжение администрации муниципального района «Калганский район» от 12 октября 2015 года №136 «О распределении денежных средств».
Администрации муниципального района «Калганский район» сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и лицу, которое являлось административным истцом по административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
прокурор прокуратуры Калганского района Забайкальского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. 12 октября 2015 года администрацией муниципального района «Калганский район» Забайкальского края издано распоряжение №136 «О распределении денежных средств» в соответствии с которым распределена дотация в размере <данные изъяты> рублей, выделенная на основании распоряжения правительства Забайкальского края от 25 августа 2015 года №473-р. Считает, распоряжение администрации муниципального района «Калганский район» незаконным, указывая на то, что фактически увеличены денежные ассигнования на материальное поощрение муниципальных служащих в сумме <данные изъяты> рублей, а также на приобретение оргтехники и программного обеспечения в сумме <данные изъяты> рублей, при этом изменения в доходную и расходную часть бюджета не вносились, при наличии достаточного времени предложения об изменении бюджета в Совет муниципального района не направлялись. Обращает внимание на то, что принятие решения о распределении денежных средств без внесения соответствующих изменений в бюджет муниципального района «Калганский район» является незаконным, противоречащим требованиям бюджетного законодательства, в том числе его основного принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, предусмотренного ст. 32 Бюджетного кодекса РФ. Направленный в адрес администрации муниципального района «Калганский район» протест был отклонен. Просил признать Распоряжение администрации муниципального района «Калганский район» Забайкальского края от 12.10.2015 №136 «О распределении денежных средств» незаконным, обязать администрацию муниципального района «Калганский район» Забайкальского края отменить распоряжение администрации муниципального района «Калганский район» Забайкальского края от 12.10. 2015 № 316 «О распределении денежных средств».
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации муниципального района «Калганский район» Забайкальского края ФИО1, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылается на то, что оспариваемое Распоряжение было принято на основании положений бюджетного законодательства, а поступившие денежные средства были использованы в соответствие с их целевым назначением – на денежное поощрение муниципальным служащим администрации муниципального района «Калганский район» Забайкальского края. Считает, что поскольку денежные средства были использованы по целевому назначению, внесение изменений в бюджет не требовалось, достаточно было внести изменения в сводную бюджетную роспись, что и было сделано на основании решения главы администрации района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры Калганского района Забайкальского края Барахтенко В.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, выслушав представителя административного ответчика администрации муниципального района «Калганский район» ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубову С.А. о том, что решение суда законное и обоснованное, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации издан Указ от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
В названном Указе органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано выделять за счёт ассигнований из бюджета субъекта РФ гранты муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, за счёт средств бюджета субъекта РФ, в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, муниципальным образованиям выделяются гранты.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
В силу ст. 47 БК РФ доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций, относятся к собственным доходам бюджетов.
Следовательно, дотация относится к собственным доходам бюджета и является нецелевым видом финансовой помощи.
Пунктом 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Как установлено судом, распоряжением правительства Забайкальского края от 25.08.2015 № 473-р «О предоставлении в 2015 году бюджетам муниципальных районов и городских округов дотаций на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов)», в том числе и муниципальному району «Калганский район», за счёт средств краевого бюджета предоставлена дотация на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления в размере <данные изъяты> рублей (л.д.19-20).
В свою очередь главой администрации муниципального района «Калганский район» ФИО1 издано распоряжение от 12.10.2015 № 136 «О распределении денежных средств», согласно которому из дотированных правительством Забайкальского края денежных средств - <данные изъяты> рублей направлено на денежное поощрение муниципальным служащим и <данные изъяты> рублей распределено на приобретение оргтехники и программного обеспечения (л.д. 33).
При этом, в нарушение Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе «Калганский район», утверждённого Решением Совета муниципального района «Калганский район» от 25.04.2012 № 128, администрация муниципального района в связи с получением дохода в виде дотации проект изменений в текущий закон (решение) о бюджете в представительный орган указанного муниципального района не внесла, распорядилась бюджетными средствами без учёта мнения Совета муниципального района.
Какой-либо оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования не требовалось.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные прокурором требования о признании распоряжения от 12.10.2015 № 136 «О распределении денежных средств» не законным, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением Бюджетного кодекса РФ, чем нарушены финансовые интересы (получение прибыли) муниципального района «Калганский район», неопределенного круга лиц.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калганского районного суда Забайкальского края от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи В.В. Пичуев
А.Г. Жилинский