ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2954/2017 от 20.12.2017 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33а-2954/2017

судья Гужов Е.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2017 года

г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Хмельниковой Е.А..,

судей Логвина В.Н., Тихонина Ю.В.,

при секретаре Ельковой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 13 октября 2017 года по делу по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, которым постановлено:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство удовлетворить.

Признать незаконным решение №4417 от 29.08.2017 года Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, общей площадью 213 кв.м. по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

Обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области устранить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного ФИО1 заявления о выдаче разрешения на строительство жилого дома общей площадью 213 кв.м. по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером .

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хмельниковой Е.А., объяснения представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО2, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя административного истца ФИО1 ФИО3, возражавшей против удовлетворения жалобы, объяснения представителя административного ответчика администрации МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области ФИО4, полагавшей апелляционную жалобу обоснованной,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в Рыбновский районный суд Рязанской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования – Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома и об обязании повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство.

Требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 2572 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилищное строительство, расположенный по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Новоселки.

Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Существующих ограничений (обременений) права на земельный участок не зарегистрировано.

С целью строительства жилого дома ФИО1 подготовлен эскизный проект жилого дома. Начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации МО – Рыбновский муниципальный район был подготовлен градостроительный план земельного участка, согласно которому территория земельного участка находится в зоне регулируемой застройки. В августе 2017 года административный истец обратился в администрацию Рыбновского муниципального района с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство жилого дома общей площадью 213 кв. м на принадлежащем ему земельном участке. Вместе с заявлением он предоставил комплект документов, предусмотренный п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

- правоустанавливающие документы на земельный участок,

- градостроительный план земельного участка,

- схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 29.08.2017 администрация МО - Рыбновский муниципальный район Рязанской области отказала ему в выдаче разрешения на строительство жилого дома, поскольку земельный участок с кадастровым номером входит в границы объекта культурного наследия (достопримечательного места) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО5», утвержденные Приказом министерства культуры РФ от 17.09.2015 № 2431.

Однако в настоящее время Министерством культуры РФ утверждены только границы территории достопримечательного места, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены.

Считает, что отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным, нарушающим его права как собственника на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.

Суд удовлетворил административный иск ФИО1, постановив указанное решение.

С данным решением не согласилось заинтересованное лицо Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование доводов о правомерности решения административного ответчика указал, что административный истец, принимая во внимание особый статус территории, в границах которой расположен его земельный участок, должен был в соответствии п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предварительно согласовать проект строительства с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Об этом было заявлено представителем административного ответчика в судебном заседании, однако судом данным доводам не была дана оценка.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2572 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилищное строительство.

В августе 2017 года ФИО1 обратился в администрацию МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на указанном земельном участке.

Письмом от 29.08.2017 административный ответчик отказал ему в выдаче разрешения на строительство жилого дома, указав, что принадлежащий ФИО1 земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО5», поэтому проведение строительных и иных работ на данном земельном участке подлежит обязательному согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия - Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области. Поскольку такого согласования ФИО1 получено не было, администрация МО – Рыбновский муниципальный район Рязанской области в не вправе выдать разрешение на строительство.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Из определения, содержащегося в части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом законодатель определяет случаи, когда подготовка проектной документации не требуется. Так, согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Состав документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган с заявлением документов для принятия решения о выдаче разрешения на строительство определен в частях 7 (для объектов капитального строительства) и 9 (для объектов индивидуального жилищного строительства) статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Часть 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ определяет, что уполномоченные на выдачу разрешений органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Как установлено выше, основанием для отказа административному истцу в выдаче разрешения на строительство послужило непредоставление им согласования строительства объекта индивидуального жилищного строительства с органом охраны объектов культурного наследия. В оспариваемом решении административного ответчика указано, что данное согласование также является документом, разрешающим проведение работ в границах территории объекта культурного наследия.

Вместе с тем предоставление указанного документа не предусмотрено нормами градостроительного законодательства. Нормы Градостроительного кодекса не возлагают на заинтересованное лицо, обратившееся в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, обязанности предоставления иных документов, помимо перечисленных в части 9 статьи 51.

Только в том случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, одновременно с градостроительным планом земельного участка необходимо предоставить описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (подпункт 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса) и к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Непредоставление данного заключения является основанием для направления описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в орган, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление этим органом заключений в орган уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.11.1, 11.2 ст.51).

Исходя из положений ч. 10 ст.51 Градостроительного кодекса РФ недопустимо требовать документы для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома, за исключением документов, указанных в части 9 названной статьи

Запрет требовать представления документов и информации, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, установлен и частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

С учетом изложенного судебная коллегия полагает недопустимым требование от лица, обратившегося в предусмотренном законом порядке за получением разрешения на строительство индивидуального жилого дома, предоставления согласования строительства данного объекта с органом охраны объектов культурного наследия в отсутствие механизма получения такого согласования, определенного федеральным законодательством, в том числе Градостроительным кодексом как основным законом о градостроительной деятельности.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ строительные работы проводятся при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ, законность оспариваемого решения административного ответчика не подтверждают, поскольку, как указано выше, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

В связи с этим отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по основанию непредоставления административным истцом согласования строительства с региональным органом охраны культурного наследия нельзя признать законным. Поэтому решение суда об удовлетворении административного иска об оспаривании данного решения административного ответчика и обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО1 является правильным.

В то же время судебная коллегия считает, что действующим законодательством не исключается возможность согласования строительства с региональным органом охраны объектов культурного наследия (в том числе в порядке межведомственного взаимодействия) органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, учитывая, что при решении вопроса о выдаче такого разрешения проверяется допустимость размещения объекта строительства в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что принадлежащий истцу земельный участок расположен на землях историко-культурного назначения и в зоне с особыми условиями использования территорий.

А именно, в границах выявленного объекта культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь – место, связанное с жизнью и творчеством ФИО5», которое Приказом Министерства культуры РФ №2431 от 17.09.2015 года включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Этим же приказом утверждены границы указанного объекта культурного наследия.

Также из материалов дела следует, что земельный участок административного истца расположен в границах зон охраны объекта культурного наследия Государственного музея-заповедника ФИО5, утвержденных Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 N 62. Выводы суда о недоказанности расположения принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 62:13:1160101:622 в зоне охраны объекта культурного наследия подлежат исключению из мотивировочной части решения суда. Данные выводы основаны на факте отсутствия сведений о границах указанных зон в государственном кадастре недвижимости. Однако, населенный пункт, в котором расположен земельный участок ФИО1 в соответствии с указанным постановлением расположен в зоне охраны музея. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах зон охраны в соответствии с п.16 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия.

В соответствии пп. 1,2 ч. 1, ч.2, ч.4 статьи 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), достопримечательных мест.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.2 ст.56.4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности предмета охраны достопримечательного места в границах территории достопримечательного места органом охраны объектов культурного наследия, в соответствии с категорией историко-культурного значения данного объекта культурного наследия устанавливаются требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места, включая требования к видам разрешенного использования земельных участков, к хозяйственной деятельности на земельных участках в границах территории достопримечательного места.

Установлено, что до настоящего времени требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены.

В то же время указанный Закон предусматривает возможность осуществления на территории достопримечательного места ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (п.2 ч. 1 ст. 5.1 Закона 73-ФЗ).

Таким образом, при повторном рассмотрении заявления административного истца о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, возможность такого строительства должна быть проверена на предмет соблюдения условия о сохранении особенностей достопримечательного места.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда следует изменить, исключив из его мотивировочной части выводы о недоказанности расположения земельного участка в зоне охраны объекта культурного наследия. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 13 октября 2017 года изменить, исключив из его мотивировочной части выводы суда о недоказанности расположения принадлежащего ФИО1 земельного участка с кадастровым номером в зоне охраны объекта культурного наследия.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи