ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-29636/19 от 11.09.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Голошумова И.А.

Дело № 33а-29636/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Вороновой М.Н.,

судей Гулиной Е. М., Сухановой И.Н.,

при секретаре Налапкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11 сентября 2019 года апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 17 июня 2019 года по делу по административному исковому заявлению Е.Д.А. к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании устранить допущенное нарушение,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения представителя административного истца,

УСТАНОВИЛА:

Е.Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании незаконным решения заместителя председателя комитета по управлению имуществом Администрации г/о Домодедово Московской области от об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», обязании административных ответчиков устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 608 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, и направления в его (истца) адрес проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником части жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи от 13.06.2002. На момент заключения указанного договора купли-продажи объектом недвижимости была квартира, Постановлением администрации г/о Домодедово от 08.09.2009 г. № 2864 постановлено считать квартиру № 2 <данные изъяты>, принадлежащую ему на праве собственности, частью дома. Решением Домодедовского городского суда от 15.10.2014 были установлены внешние границы земельного участка общей площадью 2396 кв.м. при жилом доме по адресу: <данные изъяты>, определен порядок пользования данным земельным участком, в соответствии с которым в его пользование выделен земельный участок общей площадью 608 кв.м. 30.03.2016 г. указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> и внесением в ЕГРН сведений о площади и границах земельного участка. 20.02.2019 г. он обратился в Администрацию г/о Домодедово с заявлением о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату без проведения торгов». Решением заместителя председателя комитета по управлению имуществом Администрации г/о Домодедово Московской области от 15.03.2019 ему было отказано в предоставлении указанной государственной услуги, что послужило основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.

Представитель административных ответчиков иск не признала.

Решением Домодедовского городского суда Московской области от 17 июня 2019 года исковые требования были удовлетворены, суд признал незаконным решение заместителя председателя комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области от 15 марта 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов», возложил на Администрацию городского округа Домодедово Московской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении Е.Д.А. в собственность земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 608 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, путем осуществления подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, его подписания и направления проекта Е.Д.А. для подписания.

В апелляционной жалобе Администрации городского округа Домодедово Московской области ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, а суд согласно ст.84 КАС РФ оценивает все представленные в материалы дела доказательства.

Руководствуясь ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений частей 8, 9, 11 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).

Как установлено судом и следует из материалов дела, что Е.Д.А. является собственником части жилого дома общей площадью 43,9 кв.м., с кадастровым номером 50:28:0050211:972, расположенного по адресу: <данные изъяты>, на основании договора купли-продажи от 13.06.2002 г., Постановлением администрации г/о Домодедово от 08.09.2009 № 2864, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.08.2013 г., выпиской из ЕГРН от 01.09.2017 г., справкой о регистрации адреса объекта недвижимости от 17.05.2016 г.

Решением Домодедовского городского суда от 15.10.2014 г. по гражданскому делу №2-218/2014 по иску Р.Н.В. к Администрации г/о Домодедово, Б.Е.В., Е.Д.А., С.В.А., С.М.Н. установлены внешние границы земельного участка общей площадью 2396 кв.м. при жилом доме по адресу: <данные изъяты>, определен порядок пользования данным земельным участком, в соответствии с которым в пользование Е.Д.А. выделен земельный участок общей площадью 608 кв.м., состоящий из трех контуров (408 кв.м. + 180 кв.м. + 20 кв.м.).

Суд, принимая решение по настоящему административному спору, руководствовался частью 2 ст. 64 КАС РФ, которая предусматривает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Выделенный в пользование Е.Д.А. земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты> и внесением в ЕГРН сведений о площади и границах земельного участка. На основании Постановления Администрации г/о Домодедово от 17.05.2016 были присвоены адреса объектам недвижимости, а именно указанным земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и части жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты> (выписка из ЕГРН от 23.01.2018г. – л.д. 36-41, справки о регистрации адреса объекта недвижимости от 17.05.2016г. – л.д. 42-45).

20.02.2019 административный истец для реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность за плату, на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, обратился в администрацию городского округа Домодедово с соответствующим заявлением, приложив к нему необходимые документы.

Решением заместителя председателя комитета по управлению имуществом Администрации г/о Домодедово Московской области от 15.03.2019 административному истцу отказано в предоставлении указанной государственной услуги. В обоснование отказа административный ответчик указал, что предоставление земельного участка в собственность, согласно положениям действующего земельного законодательства, возможно под зданием, сооружением, отвечающим признакам объекта недвижимого имущества; на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимого имущества: квартира, не являющаяся самостоятельным объектом недвижимости. Также административным ответчиком было разъяснено, что Е.Д.А. необходимо выделить принадлежащий на праве собственности объект недвижимого имущества, как часть жилого дома, после чего повторно обратиться в Администрацию за предоставлением земельного участка в собственность.

Суд первой инстанции, проверяя в соответствии с п. 1-2 ч.9 ст.226 КАС РФ обстоятельства, подлежащие доказыванию административным истцом, правомерно установил, что оспариваемым решением нарушены права административного истца, поскольку оно препятствует реализации его исключительного права, предусмотренного ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, на приобретение земельного участка в собственность.Кроме того, судом, в соответствии п. 3-4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ проверив обстоятельства, подлежащие доказыванию административным ответчиком, пришел к выводу, что в соответствии с положениями Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного Постановлением администрации г/о Домодедово МО от 16.10.2017г. N 3594, органом, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация, непосредственное предоставление услуги осуществляет Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области (пункт 5.1 Административного регламента).

Ввиду вышеуказанного довод апелляционной жалобы о том, что Администрация городского округа Домодедово не является надлежащим ответчиком, не состоятелен.

Администрация обеспечивает предоставление Государственной услуги на базе МФЦ и регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (5.3. Регламента).

Суд пришел к правильному выводу, что Комитет по управлению имуществом Администрации г/о Домодедово в соответствии с положениями Административного регламента предоставления государственной услуги, является уполномоченным органом на вынесение оспариваемого решения; содержание оспариваемого решения соответствует приложению к Административному регламенту предоставления государственной услуги, Административным ответчиком соблюден порядок принятия оспариваемого решения, предусмотренный указанными актами, однако основания для принятия оспариваемого решения у Административного ответчика отсутствовали.

Приходя к указанным выводам, суд исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 ЗК РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи, а именно подпункта 6: без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ).

В силу ч. 1 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Исходя из содержания приведенных норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.

Согласно подп. 3 п. 5 ст. 39.17 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

В ходе рассмотрения дела административным истцом были представлены допустимые достоверные и достаточные доказательства наличия у него в собственности на спорном земельном участке части жилого дома, для эксплуатации которой приобретается в собственность земельный участок, имеющий вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, и как следствие, доказательства достижения предусмотренной законодательством цели предоставления земельных участков в собственность.

Учитывая положения пп. 3 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, устанавливающего, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, а в данном случае, основанием возникновения права на объект недвижимости – часть жилого дома у административного истца является договор купли-продажи квартиры от 13.07.2002 и Постановление администрации г/о Домодедово от 08.09.2009 № 2864 о переводе квартиры в часть жилого дома, а также требования пп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, суд обоснованно указал, что у административных ответчиков отсутствовали основания для отказа Е.Д.А. в предоставлении указанного земельного участка за плату без проведения торгов, предусмотренные упомянутыми нормами Земельного кодекса РФ.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания незаконным решения заместителя председателя комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области от 15 марта 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрации городского округа Домодедово Московской области – без удовлетворения.

Между тем, судебная коллегия, проверяя решение в порядке ст. 308 КАС РФ в полном объеме, не может согласиться с избранным судом способом восстановления нарушенного права Е.Д.А.

Возлагая на Администрацию городского округа Домодедово обязанность принять решение о предоставлении Е.Д.А. в собственность земельного участка путем осуществления подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, его подписания и направления для подписания административному истцу, суд первой инстанции руководствовался с положений Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов" и ч.5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.

Однако судом не принято во внимание, что пунктом 19 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 106/2014-ОЗ установлено, что с 01.01.2015 г. полномочия органов местного самоуправления городских поселений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществаляет Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области.

В то же время, Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" регламентировано (п. 3 ч. 2 ст. 2), что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

При этом реализация данного полномочия осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3 ст.2).

Порядок согласования проектов решений по распоряжению земельными участками и проектов договоров аренды земельных участков предусмотрен распоряжение Минмособлимущества от 19.01.2017 N 13ВР-44 "Об утверждении временного порядка направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов"

Таким образом, рассмотрение заявления Е.Д.А. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» должно быть произведено в соответствии с вышеуказанной процедурой согласования и предоставления земельного участка.

При таких обстоятельства судебная коллеги приходит к выводу о необходимости решение суда в части обязания Администрации городского округа Домодедово Московской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Е.Д.А. в собственность земельного участка путем осуществления подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, его подписания и направления проекта истцу отказать; принять в отмененной части новое решение, которым обязать Администрацию городского округа Домодедово Московской области повторно, в установленном законом порядке рассмотреть заявление Е.Д.А. о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов».

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Домодедовского городского суда Московской области от 17 июня 2019 года в части признания незаконным решения заместителя председателя комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области от 15 марта 2019 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов» оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области – без удовлетворения.

В остальной части решение суда отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Е.Д.А. об обязании Администрации городского округа Домодедово Московской области в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Е.Д.А. в собственность земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 608 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, путем осуществления подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, его подписания и направления проекта Е.Д.А. для подписания - отказать.

Обязать Администрацию городского округа Домодедово Московской области повторно, в установленном законом порядке рассмотреть заявление Е.Д.А. от 20 февраля 2019 года о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов».

Председательствующий

Судьи