ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-297 от 29.01.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-297

Судья Завьялов О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2018 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Кустовой И.Ю., Никитиной Т.А.,

при секретаре Емельяновой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01 ноября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ** года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Пермь, ул. ****, в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми с последующим перечислением в соответствующий бюджет:

сумму недоимки по налогу на доходы физических лиц за налоговый период 2014 год в размере 362127 рублей;

пени в размере 44373 рубля 30 копеек;

штраф в размере 14485 рублей 08 копеек.

Всего задолженность в размере 420985 рублей 08 копеек.

Взыскать с ФИО1, ** года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Пермь, ул. ****, в пользу ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми с последующим перечислением в соответствующий бюджет почтовые расходы в размере 38 рублей.

Взыскать с ФИО1, ** года рождения, зарегистрированной по адресу: г. Пермь, ул. ****, в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 7409 рублей 85 копеек».

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения ФИО1, ее представителя ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

На основании Протоколов заседания Подкомиссии Отделения ПФР по Пермскому краю по рассмотрению вопросов предоставления работникам единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 30.12.2013 № 2, от 27.02.2014 № 4, Приказа Отделения Пенсионного Фонда России по Пермскому краю (ПФР по Пермскому краю) об утверждении решения подкомиссии от 27.02.2014 № 44 ФИО1 были предоставлены денежные средства для приобретения однокомнатной квартиры в размере 2789 900 руб., которые были перечислены на расчетный счет продавца.

15.05.2015 в ИФНС по Дзержинскому району г. Перми от ФИО1 поступила налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2014 год.

Актом налоговой проверки № ** от 31.08.2015 выявлены нарушения в определении налоговой базы и исчислении НДФЛ, а именно: налогоплательщиком не отражен налог в размере 2 789 900 руб., полученный от Отделения ПФР по Пермскому краю на приобретение жилья по программе «Субсидии гражданам на приобретение жилья».

Решением налогового органа № ** от 28.07.2016 ФИО1 начислены: сумма неуплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 в размере 362127 руб., пени - 44373,30 руб., штраф - 14485,08 руб.

Налогоплательщику выставлено требование № ** от 31.10.2016 со сроком уплаты 21.11.2016, которое в добровольном порядке исполнено не было.

Судебный приказ № 2а-224/2017 от 14.02.2017 о взыскании с ФИО1 недоимки, пени и штрафа отменен 02.03.2017 определением мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского судебного района г. Перми в связи с поступлением возражений должника.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2014 в размере 362 127 руб., пени в размере 44373,30 руб., штрафа в размере 14 485,08 руб., всего 420985,08 руб., а также почтовых расходов в размере 38 руб.

В обоснование требований указано, что субсидия на приобретения жилья была выплачена административному ответчику из средств ПФР, данные средства не относятся к средствам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые в соответствии с п.36 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению. При таких обстоятельствах имеются основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу, пени и штрафа.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ФИО1, как незаконного и необоснованного. Жалоба мотивирована тем, что налоговым органом нарушен порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки, что является основанием для отмены решения налогового органа, денежные средства, выделенные на приобретение жилья, относятся к доходам, не подлежащим налогообложению. Финансовой возможности уплатить налог у ответчика не имеется, размер штрафа может быть снижен судом до минимального размера либо исключен с учетом характера правонарушения, личности налогоплательщика, смягчающих ответственность обстоятельств и его материального положения в силу п.3 ст. 114 НК РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п.п.2, 3,4 ч.2 ст. 310 КАС РФ).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 57 Конституции РФ, ч.1 ст. 286 КАС РФ, п.1 ст.3, ст.ст. 23,45,48,69,70,75,80,81,82,88, п.3 ст.114, п.1 ст.122, 207, п.36 ст. 217, п.5 ст. 220 НК РФ, Федеральным законом от 30.11.2011 № 373-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», п.п.22,23 Порядка и условий предоставления работникам Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2013 году, утвержденного Постановлением Правления пенсионного фонда России от 13.09.2013 № 220п, ст.ст.6,10,11,13 Бюджетного кодекса РФ, п.2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», письмом Минфина России от 08.02.2016 № 03-04-05\6360.

Суд исходил из того, что средства Пенсионного фонда Российской Федерации не относятся к средствам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в связи с чем полученная административным ответчиком выплата на приобретения жилья в размере 2789900 руб. отвечает признакам экономической выгоды и подлежит налогообложению, оснований для освобождения налогоплательщика от уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с п. 36 ст. 217 НК РФ, не имеется.

Проверив правильность расчетов недоимки по налогу, пени и штрафа, который был снижен налоговым органом с учетом смягчающих обстоятельств, установив неисполнение налогоплательщиком в добровольном порядке требования, а также соблюдение налоговым органом срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения административного иска судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.

В соответствии с п. 36 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно п. 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 п. 1 данной статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, а также за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

В силу положений ст.11 Бюджетного кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета. При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии; средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона № 167-ФЗ).

С учетом того, что бюджет ПФР формируется из разных источников, в том числе из средств федерального бюджета, юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего административного дела является установление природы происхождения предоставленной ПФР административному ответчику субсидии на приобретение жилья, а именно за счет средств федерального бюджета либо иных средств была предоставлена данная субсидия.

Согласно п.2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно п.2 ч.4 ст. 6 Федеральный закон от 03.12.2012 N 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Фонд вправе в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону по целевой статье расходов "Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов" классификации расходов бюджета, осуществлять: направление средств в сумме до 100 млн. рублей на предоставление в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Федеральным законом от 2.12.2013 N 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» Фонду было предоставлено право в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов осуществлять направление средств на предоставление в порядке и на условиях, устанавливаемых Фондом, работникам Фонда и его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных приложениями 4 и 5 к данному федеральному закону (часть 4 статьи 6).

Правление ПФР постановлением от 13.09.2013 N 220п утвердило Порядок и условия предоставления работникам ПФР, его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2013 году (далее - Порядок), согласно пункту 23 которого утверждение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление и использование единовременных субсидий осуществляется в соответствии с установленным порядком организации работы по составлению и ведению бюджетной росписи расходов ПФР на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР. Направление средств бюджета ПФР для осуществления вышеуказанных расходов производится в составе средств, направляемых отделениям ПФР на финансовое и материально-техническое обеспечение их деятельности, с лицевого (централизованного) счета ПФР с признаком «01» в 15-16 разрядах номера лицевого счета на лицевые счета Исполнительной дирекции ПФР, отделений ПФР с признаком «03» в 15-16 разрядах номеров лицевых счетов.

В последующем Постановлением Правления ПФР от 02.07.2014 № 225п был утвержден новый Порядок и условия предоставления работникам ПФР, его территориальных органов единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в 2014.

Приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разделу расходам бюджетов в сфере социальной политики установлен код 1000, подразделу социальное обеспечение населения - 1003, Пенсионный Фонд как главный администратор бюджета бюджетной системы РФ имеет код – 392.

Код ЦСР (целевая статья расходов) 0015500, наименование: аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов, соответствует коду ЦСР 73 7 3594, направление расходов 3594, подпрограмма 7, государственная программа 73 – единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения в рамках социальных выплат по непрограммным направлениям деятельности органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, согласно Письма Минфина России «Сопоставительная таблица целевых статей расходов для составления проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов к целевым статьям, применяемым в 2013 году».

Из ответа Отделения ПФР по Пермскому краю от 11.08.2015, имеющегося в материалах дела, следует, что Отделение в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств и финансирования по коду бюджета 392 1003 0015500 322 «Субсидии гражданам на приобретение жилья» произвело выплату единовременной субсидии сотруднику Отделения ФИО1

Из ответа Отделения ПФР по Пермскому краю от 22.01.2018 следует, что бюджетные средства, предоставленные ФИО1 в качестве субсидии на приобретение жилого помещения, являются средствами федерального бюджета.

Исходя из приведенных выше норм, установленных обстоятельств, анализа кода бюджета, по которому была произведена выплата, следует вывод о том, что выплаченная ПФР ФИО1 субсидия на приобретение жилья, по своей природе является одной из мер государственной поддержки в области социальной политики и предоставлена за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах следует вывод о том, что предоставленная ФИО1 выплата относится к предусмотренным п. 36 ст. 217 НК РФ необлагаемым налогом на доходы физических лиц суммам выплат на приобретение и (или) строительство жилья, предоставленным за счет средств федерального бюджета, в связи с чем оснований для взыскания с административного ответчика недоимки по налогу, пеней и штрафа, у суда первой инстанции не имелось.

Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 01 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми в удовлетворении административного искового заявления к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2014 год в размере 362127 руб., пени в размере 44373, 30 руб., штрафа в размере 14485, 08 руб., почтовых расходов в размере 38 руб. отказать.

Председательствующий

Судьи