ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2980 от 10.05.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Агаркова С.Н. Дело № 33а-2980

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 мая 2018 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Поляниной О.А.,

судей Желонкиной Г.А., Шмидт Т.Е.,

при секретаре Камендровском С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», провести историко-культурную экспертизу проектов зон охраны, изготовить и разместить надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах местного значения с наименованием объектов, по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора города Саратова на решение Волжского районного суда города Саратова от 02 февраля 2018 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., объяснения представителей прокуратуры города Саратова Денисова К.С., Горина И.А., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянского Г.Ю., возражавшего против доводов апелляционного представления, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

прокурор города Саратова обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления, возложить на административного ответчика обязанность разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», провести историко-культурную экспертизу проектов зон охраны, изготовить и разместить надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах культурного наследия местного значения с наименованием объектов.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Саратова проведена проверка на предмет реализации органом местного самоуправления полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия) и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ). При проведении проверки установлено, что на территории муниципального образования «Город Саратов» расположены объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, а именно: объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом доходный, 1880 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е г.г., реконструкция 1889 г. – арх. Шустер О.И., 1902 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом А.П. Шмидта, 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Административное здание, 1940 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба Корнеевой Е.Я., 1888 г.», расположенный по адресу: <адрес>

Административный истец указывал, что на данные объекты культурного наследия местного (муниципального) значения в установленном порядке постановлениями Правительства Саратовской области утверждены зоны охраны на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

При этом на территории муниципального образования «Город Саратов» также расположены и иные объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, включенные постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года № 659-П в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: объект культурного наследия «Дом жилой, 1950 г.»; расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1950 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, 1950 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1951 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия местного (муниципального) значения с наименованием объекта «Дом жилой, 1956 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1953 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, 1950 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Поликлиника МСЧ авиазавода, 1956 г.», расположенный по адресу: город Саратов, улица Авиастроителей, дом 3; объект культурного наследия «Школа 1946, 1949 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Мужское начальное городское училище конец 19 в.» расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, конец 19 в., архитектор А.М. Салько», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Городская водокачка, 1010-е гг., архитектор П.М. Злыбин», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом М.Д. Малининой, середина 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Городская усадьба, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Комплекс жилых домов, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой А.Г. Ивановой, конец 19 в., расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный купца Я.Я. Бореля, начало 20 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный А.Ф.Дмитриева, конец 19 в., расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный В.С. Замоткина, начало 20 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1936 г., архитектор Н.К. Усов», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой 1890-е гг.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Заводоуправление гвоздильно-проволочного завода Г.Б. Гантке, 1901-1903 гг.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом В.Ф. Юрьевой, 1910-е гг.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом В.М. Беклемишева, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом Л.И. Тихомировой, начало 20 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад №12, 1951 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1960-е гг., архитектор Петрушко», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1960-е гг., архитектор Петрушко», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом С.Я. Стешина, конец 19 - начало 20 в.в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный К.К. Деттерера с трактиром и постоялым двором, конец 19 - начало 20 в.в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом А.И. Нейбергера, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом А.А. Клейна, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом А.И. Самохваловой, конец 19 - начало 20 в.в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом И.И. Лисунова, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой А.М. Шпехт, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный с флигелями В.А. Агаревой, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой 1950-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный И.А. Малышева, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, начало 20 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, конец 19 - начало 20 в.в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1890 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом общества внешкольного образования «Маяк», конец 19 в., перестройка 1912-1917 г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Усадьба В.А. Агаревой, 1910-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Детский сад № 100, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, 1957 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дворец культуры «Россия» 1959 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом доходный И.И. Пастрюлина, 1980-е гг.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад, 1960 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Школа, 1957 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Студия кинохроники, 1876 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Кинотеатр «Темп», 1931 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Универмаг, 1939 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Фабрика-кухня, 1939 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1947 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, 1947 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом жилой, 1947 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад, 1937 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Здание проектного института, 1953 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой «Банковец» 1929-1930 г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой для смотрителя Александровского училища, 1894 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Жилые дома В.И. Маковского (2 здания), 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом М.М. Тимофеева, 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Доходный дом Войтович К.А., 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом А.А. Адельфанского, 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Усадьба Чуевой И.К., конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Здание больницы, 1927 г., архитектор В.К. Карпенко», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1947 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Здание школы, 1954 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Здание административное Сталинского райиспокома, 1954-1958 г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1956 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1955 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1954 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1950 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа № 34, 1939 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом, Козлова С.И., 1880-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Доходный дом купца Юрьева К.Ю., 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом жилой, 1930-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом Х.А. Ялымова, 1910-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Дом Н.А. Зурина, 1880-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Дом П.А. Архангельского, 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес>

А также включенные на основании постановления Правительства Саратовской области от 31 августа 2010 года № 409-П в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объекты культурного наследия, расположенные на территории муниципального образования «Город Саратов»: объект культурного наследия «Усадьба городская, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Ансамбль жилых домов Дома 8-го Марта, 1929-1933 гг., архитектор Г.Г. Плотников (6 зданий)», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Городская усадьба И.П. Горизонтова, 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> включенный на основании приказа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 18 июля 2016 года № 112 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия «Доходный дом И.И. Лисунова», расположенный по адресу: <адрес> включенный на основании приказа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 25 августа 2017 года № 74 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия «Дом Блюм, конец 19 века», расположенный по адресу: <адрес>

При этом проекты зон охраны для вышеуказанных 93 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения не разработаны, государственная историко-культурная экспертиза проектов зон охраны не проведена.

Административный истец также указывал, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 октября 2017 года № 2912 утверждена ведомственная целевая программа «Сохранение, содержание и благоустройство памятников и монументальных скульптур и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2020 годы», которой предусмотрено проведение мероприятий на общую сумму 28 525,4 рублей, из которых 25 335,3 рублей направлено на сохранение, содержание, благоустройство памятников и монументальных скульптур, 1 732,1 рублей на разработку проектов зон охраны семи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, 1 458,0 рублей на проведение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны семи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Полагал, что утверждение данной Программы, действующей в отношении 7 объектов культурного наследия, не свидетельствует об осуществляемых органом местного самоуправления мероприятиях по разработке проектов зон охраны для всех объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Саратова, и проведении их историко-культурной экспертизы.

Кроме того, указывал, что на объектах культурного наследия, а именно: объект культурного наследия «Школа 1946., 1949 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Городская водокачка, 1010-е г.г., архитектор П.М. Злыбин», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного «Детский сад № 12, 1951 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад №100, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад, 1960 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Школа, 1957 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Детский сад, 1937 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Усадьба городская, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа № 34, 1939 г.», расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах культурного наследия местного (муниципального) значения.

Ссылаясь на неразработку администрацией муниципального образования «Город Саратов» проектов зон охраны, непроведение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны для 93 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также неосуществление мероприятий по установке надписей и обозначений, содержащих информацию об объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, полагал, что органом местного самоуправления допущено незаконное бездействие в отношении указанных объектов культурного наследия, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 02 февраля 2018 года, с учетом определения об исправлении описки от 15 марта 2018 года, административные исковые требования удовлетворены частично, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность по установке информационных надписей с указанием вида объекта культурного наследия и категории его историко-культурного значения; полного наименования объекта культурного наследия в строгом соответствии с его написанием в акте органа государственной власти о включении данного объекта в реестр; сведений о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия и (или) дате связанного с ним исторического события; информации о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей достопримечательных мест); слов «Охраняется государством», на следующих объектах культурного наследия: объект культурного наследия «Школа 1946., 1949 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Городская водокачка, 1010-е гг., архитектор П.М. Злыбин», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Детский сад № 12, 1951 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад №100, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа, 1958 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад, 1960 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа, 1957 г.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Детский сад, 1937 г.», расположенный по адресу: <адрес>; объект культурного наследия «Усадьба городская, конец 19 в.», расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия «Школа № 34, 1939 г.», расположенный по адресу: <адрес> В остальной части заявленных административных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, и.о. прокурора города Саратова подано апелляционное представление, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения в части отказа в удовлетворении требований, принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование доводов апелляционного представления ссылается на доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что выводы районного суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что на территории муниципального образования «Город Саратов» расположено 98 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Указанные объекты культурного наследия включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекты культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», как объекты культурного наследия местного (муниципального) значения на основании постановления Правительства Саратовской области от 25 декабря 2009 года № 659-П «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», приказа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 18 июля 2016 года № 112 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, приказа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 25 августа 2017 года № 74 «О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия в категории ОКН местного (муниципального) значения, утверждении границ, и предмета охраны.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 октября 2017 года № 2912 утверждена ведомственная целевая программа «Сохранение, содержание и благоустройство памятников и монументальных скульптур и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2020 годы», в соответствии с которой предусмотрено проведение мероприятий на общую сумму 28 525,4 рублей, из которых 25 335,3 рублей направлено на сохранение, содержание, благоустройство памятников и монументальных скульптур, 1 732,1 рублей на разработку проектов зон охраны семи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, 1 458,0 рублей на проведение государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны семи объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Из материалов дела также усматривается, что на пять объектов культурного наследия местного (муниципального) значения постановлениями Правительства Саратовской области утверждены зоны охраны на основании проектов зон охраны объектов, в частности: «Дом доходный, 1880 г.», расположенный по адресу: <адрес> «Дом И.И. Зейферт, 1850-е г.г., реконструкция 1889 г., арх. Шустер О.И., 1902 г.», расположенный по адресу: <адрес>; «Дом А.П. Шимдта, 1890-е г.г.», расположенный по адресу: <адрес> «Административное здание 1940-е г.г.», расположенное по адресу: <адрес> «Усадьба Корнеевой Е.Я., 1888 г.», расположенная по адресу: <адрес>

Обращаясь в суд с настоящим иском прокурор ссылался, что принятые администрацией меры по утверждению ведомственной программы «Сохранение, содержание и благоустройство памятников и монументальных скульптур и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов» на 2018-2020 годы», разработке проектов зон охраны и проведению государственной историко-культурной экспертизы проектов зон охраны в отношении ряда объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, свидетельствует о том, что администрация не в полной мере реализует возложенные на нее Законом об объектах культурного наследия полномочия собственника таких объектов, что указывает о незаконном бездействии, выразившемся в неосуществлении мероприятий, направленных на охрану иных объектов культурного наследия, расположенных в границах муниципального образования «Город Саратов».

Рассматривая заявленные прокурором требования и частично их удовлетворяя, районный суд исходил из того, что на указанных в административном иске объектах культурного наследия местного (муниципального) значения отсутствуют надписи и обозначения, содержащие информацию об объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, в связи с чем администрацией муниципального образования «Город Саратов» не соблюдаются положения Закона об объектах культурного наследия и нарушаются права неопределенного круга лиц на получение соответствующей информации о данных объектах.

При этом районный суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» и возложении обязанности разработать проекты зон охраны, провести государственную историко-культурную экспертизу объектов культурного наследия, исходя из отсутствия незаконного бездействия органа местного самоуправления и доказательств нарушения заявленным бездействием прав неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, считает их обоснованными в силу следующего.

Положениями статьи 9.3 Закона об объектах культурного наследия определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

Пунктом 18 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, к вопросам местного значения города относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, проведение историко-культурной экспертизы; разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений и т.п. (пункт 2 статьи 33 Закона об объектах культурного наследия).

Положениями статьи 34 Закона об объектах культурного наследия регламентировано, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение).

Пунктом 7 Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации государственной охране объектов культурного наследия. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения (пункт 12 Положения).

В силу пункта 14 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Согласно положениям статьи 34.1 Закона об объектах культурного наследия защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади).

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника; для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня утверждения в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона, проекта зон охраны такого объекта культурного наследия.

Исходя из анализа данных правовых норм, судебная коллегия полагает, что районный суд при рассмотрении административного иска прокурора пришел к правильному выводу о том, что специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта). При этом пунктами 1, 6 статьи 34.1 данного федерального закона предусмотрено, что до момента установления зоны охраны объекта в отношении территории памятников и ансамблей, включенных в реестр, устанавливаются защитные зоны, в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Таким образом содержание приведенных федеральных норм свидетельствует о том, что как зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так и защитные зоны объектов культурного наследия являются зонами с особыми условиями использования территорий, в которых их использование осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки и с учетом ограничений по использованию земельных участков, предусмотренных для данных зон.

При этом доказательств того, что в результате отсутствия проектов охранных зон объектов культурного наследия, указанных в административном иске, причинен какой-либо вред объектам культурного наследия, административным истцом ни в суде первой, ни апелляционной инстанций не представлено.

Данных, свидетельствующих о нарушении прав неопределенного круга лиц отсутствием проектов зон охраны объектов культурного наследия местного значения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», непроведением историко-культурной экспертизы проектов зон охраны, не приведено.

В связи с отсутствием у суда первой инстанции оснований для удовлетворения требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, а именно, совокупности условий, свидетельствующих о незаконности бездействия органа и реального нарушения при этом прав заявителя, либо неопределенного круга лиц, в интересах которого прокурором заявлены административные исковые требования, районный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований прокурора в данной части.

Также судебная коллегия соглашается с решением суда в части удовлетворения требований прокурора о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по установке на объектах культурного наследия информационных надписей.

Исходя из того, что Законом об объектах культурного наследия предусмотрена обязанность собственников объектов культурного наследия, включенных в реестр, по установке на них надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, на ряде объектов культурного наследия, расположенных в границах муниципального образования, такие надписи и обозначения отсутствуют, суд обоснованно возложил на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность по установке соответствующих информационных надписей.

Доводы апелляционного представления сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны тем, на которые ссылался административный истец в суде первой инстанции, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших принятие незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционного представления не имеется. Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 02 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора города Саратова - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: