ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2980/2022 от 08.09.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Кузнецова О.В. Дело № 33а-2980/2022

(УИД 58RS0018-01-2022-002799-64)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 сентября 2022 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.

и судей Крючковой Н.П., Окуневой Л.А.,

при секретаре Тарасове А.Н.,

заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело № 2а-1430/2022 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 мая 2022 г., которым постановлено:

административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пены к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Окуневой Л.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Пензы (далее ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что на имя административного ответчика в 2020 году были зарегистрированы один земельный участок и четыре объекта недвижимости (иные строения, помещения, сооружения и гараж), в связи с чем он является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц. Налоговая инспекция произвела начисление данных налогов за 2020 год (земельный налог в размере <данные изъяты> руб., налог на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб.), направив административному ответчику налоговое уведомление от 1 сентября 2021 г. Поскольку налоги не были уплачены, налоговая инспекция, выявив недоимку, направила в адрес ФИО1 требование от 6 декабря 2021 г. об уплате налогов и пени в срок до 28 декабря 2021 г., которое также не было исполнено административным ответчиком, что явилось основанием для обращения налоговой инспекции к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены – в суд с настоящим иском. До настоящего времени задолженность по налогам и пени не погашена.

По изложенным основаниям ИФНС России по Ленинскому району г. Пены просила суд взыскать с ФИО1 земельный налог за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб., всего задолженность в сумме <данные изъяты> руб.

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 13 мая 2022 г. производство по делу в части требований о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> руб. и по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб. ввиду их уплаты прекращено в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.

По остальным требованиям Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение об удовлетворении административного иска.

Определением суда от 23 мая 2022 г. исправлена описка в резолютивной части решения суда, указано на взыскание госпошлины в доход федерального бюджета.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером в сумме <данные изъяты> руб. и объекта с кадастровым номером в сумме <данные изъяты> руб., задолженности по земельному налогу в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты> руб., а также пени по данным налогам, указав, что не является налогоплательщиком в отношении спорных объектов недвижимости и земельного участка, поскольку решением Ленинского районного суда г. Пензы от 30 августа 2016 г. по гражданскому делу № 2-1787/2016 на указанные объекты недвижимости (входящие в его состав нежилые помещения) признано право общей долевой собственности всех собственников здания по адресу: <адрес>. Сам ФИО1 не имеет в личной собственности ни одного нежилого помещения в указанном здании. Данным решением суда установлено, что указанное имущество является общим в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости за административным ответчиком. Доля в праве на земельный участок, на который начислен налог, зарегистрирована за ФИО1 в связи с регистрацией за ним права собственности на два спорных объекта недвижимости и следует судьбе указанных помещений. В связи с указанными обстоятельствами ФИО1 не может признаваться плательщиком земельного налога, поскольку не обладает правом собственности на расположенные на указанном земельном участке помещения.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика адвокат Земляков С.В. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы по доверенности ФИО2 просила решение суда оставить без изменения.

Административный ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. Явка в судебное заседание административного ответчика обязательной не является и не признана судом обязательной, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 2 статьи 289, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 400 НК РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со статьями 391, 403 НК РФ налоговая база по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого земельного участка и объекта налогообложения исходя из их кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки по указанным налогам устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (статьи 394, 406 НКРФ).

Решением Пензенской городской Думы от 28 ноября 2014 г. № 38-4/6 установлен и введен в действие с 1 января 2015 г. на территории муниципального образования «Город Пенза» налог на имущество физических лиц. Пунктом 2 данного решения на 2020 год установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной кадастровой стоимости в следующих размерах: до 500 тыс. рублей (включительно) - 0,1 процента в отношении гаражей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения; 2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ.

Решением Пензенской городской Думы от 25 ноября 2005 г. № 238-16/4 на территории города Пензы введен земельный налог. Пунктом 2.3 данного решения установлены налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, в частности, в отношении прочих земельных участков в размере 1,5 процента.

Исходя из требований статьей 397, 409 НК РФ земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52, пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление и требование об уплате налога могут быть переданы через личный кабинет налогоплательщика.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено в случае просрочки уплаты налогов с налогоплательщика взыскание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

Как следует из материалов дела, по данным Росреестра за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на земельный участок (с 30 марта 2020 г. по 21 октября 2021 г. доля в праве 23/400, с 11 мая 2018 г. по 30 марта 2020 г. доля в праве 25/400), с кадастровым номером (категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), разрешенное использование – для размещения незавершенного строительством нежилого (торгово-административного) здания), находящийся по адресу: <адрес>, а также на объекты недвижимости: гараж, кадастровый номер , находящийся по адресу: <адрес> (дата регистрации права 20 февраля 2017 г., дата прекращения права 8 ноября 2021 г.), иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер (дата регистрации права 21 мая 2015 г., дата прекращения права 30 марта 2020 г.), иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер (дата регистрации права 21 мая 2015 г., дата прекращения права 21 октября 2021 г.), иные строения, помещения и сооружения, кадастровый номер (дата регистрации права 6 октября 2017 г., дата прекращения права 21 октября 2021 г.), находящиеся по адресу: <адрес>.

В соответствии с вышеприведенными положениями налогового законодательства и решений представительного органа муниципального образования налоговый орган осуществил расчет подлежащего уплате административным ответчиком земельного налога за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц за 2020 год в общем размере <данные изъяты> руб. с учетом переплаты <данные изъяты> руб. (по объекту с кадастровым номером - <данные изъяты> руб., с кадастровым номером - <данные изъяты> руб., с кадастровым номером - <данные изъяты> руб., с кадастровым номером - <данные изъяты> руб.).

Эти расчеты указаны в налоговом уведомлении от 1 сентября 2021 г., которое направлено административному ответчику в установленный статьей 52 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика (л.д.12-13).

Указанные суммы налогов административный ответчик добровольно не уплатил, поэтому выявив недоимку, налоговым органом было оформлено и направлено в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика требование от 6 декабря 2021 г. об уплате в срок до 28 декабря 2021 г. недоимки по налогам в общей сумме <данные изъяты> руб., из них по земельному налогу <данные изъяты> руб., по налогу на имущество физических лиц <данные изъяты> руб., а также пени, начисленных на текущую недоимку за период с 2 декабря 2021 г. по 5 декабря 2021 г. в общей сумме <данные изъяты> руб. (по земельному налогу <данные изъяты> руб., по налогу на имущество – <данные изъяты> руб.).

Поскольку в указанный в требовании срок налоги не были уплачены, то на основании заявления налоговой инспекции мировой судья судебного участка № 1 Ленинского района г. Пензы вынес судебный приказ № 2а-119/2022 от 4 февраля 2022 г. о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени в общей сумме <данные изъяты> руб., который определением мирового судьи того же судебного участка от 21 февраля 2022 г. был отменен на основании статьи 123.7 КАС РФ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.

20 апреля 2022 г., то есть в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в районный суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.

Разрешая спор, определив юридически значимые для дела обстоятельства, принимая во внимание, что ФИО1 обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц не исполнил в полном объеме, доказательств обратного представлено не было, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с административного ответчика задолженности по данным налогам и пени.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствующими нормам действующего налогового законодательства, расчет задолженности по налогам и пени обоснован налоговым органом в ходе рассмотрения дела, какие-либо основания для освобождения административного ответчика от налоговой обязанности отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в спорный налоговый период у ФИО1 отсутствовала обязанность по уплате налога на имущество в отношении объектов с кадастровыми номерами и , а также земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером , поскольку решением Ленинского районного суда г. Пензы от 30 августа 2016 г. по гражданскому делу № 2-1787/2016 на указанные объекты недвижимости (входящие в его состав нежилые помещения) признано право общей долевой собственности всех собственников здания по адресу: <адрес>, сам ФИО1 не имеет в личной собственности ни одного нежилого помещения в указанном здании, основанием для отмены решения суда не являются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога является лицо, указанное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество как обладающее правом собственности на соответствующий объект недвижимости. Обязанность уплачивать налог на имущество физических лиц и земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на соответствующий объект недвижимости, то есть внесения записи в Единый государственный реестр прав, и прекращается со дня внесения в реестр записи.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность налогоплательщика по уплате налогов прекращается, в частности, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Из системной взаимосвязи приведенных норм материального права следует, что гражданин признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения и перешедшего к нему по договору, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект.

Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав соответствующей записи.

Оспаривание гражданских прав в данном случае не изменяет налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции о наличии у ФИО1 обязанности уплатить исчисленный налоговым органом налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2020 год являются правильными, поскольку в этот период административный ответчик являлся плательщиком данных налогов в отношении спорных объектов и земельного участка в связи с наличием зарегистрированного права собственности на них.

Доказательств наличия препятствий для совершения юридически значимых действий, направленных на внесение в ЕГРН соответствующих записей о прекращении права собственности за административным ответчиком суду не представлено. Напротив, из представленных Росреестром сведений следует, что в 2021 году ФИО1 распорядился спорным имуществом, заключив договор купли-продажи.

Таким образом, при установленных обстоятельствах оснований для освобождения ФИО1 от обязанности по уплате налогов в отношении спорных объектов за 2020 год, а также признания данной обязанности прекращенной не имеется.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов и поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения по существу правильного решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, а равно приведших к неверному исходу дела, не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Пензы в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 сентября 2022 г.