судья Нестеров С.И. |
УИД 62 RS001-01-2019-003061-31)АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Рязань |
Рязанский областной суд в составе судьи Лукашевича В.Е., рассмотрев в апелляционном порядке без проведения судебного заседания представление заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона на определение судьи Железнодорожного районного суда города Рязани от 23 сентября 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Рязанского гарнизона ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд города Рязани с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, в котором просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» с URL - адресом: https: // darkbiz.in/topik/310-voennye-bilety-ot-20000rublei-kupit-udostovereni/, пропагандирующую возможность получения (изготовления) официального документа - военного билета в нарушение установленного порядка его получения.
Определением судьи Железнодорожного районного суда города Рязани от 23 сентября 2019 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) в принятии административного искового заявления заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона отказано.
С данным определением не согласился заместитель военного прокурора Рязанского гарнизона ФИО1, подал представление, в котором просит определение судьи суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.Податель жалобы указывает, что в материалах проведенной военной прокуратурой Рязанского гарнизона проверки отсутствуют данные о размещении информации о продаже военного билета лицами, не поднадзорными военной прокуратуре. В связи с чем заместитель военного прокурора полагает, что выводы судьи о нарушении компетенции при производстве вышеназванной проверки являются несостоятельными. В силу положений административного процессуального законодательства военный прокурор вправе обратиться в районный суд с настоящим административным иском в защиту неопределенного круга лиц.
На основании ч. 2 и ч. 2.1 ст. 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется по правилам, установленным гл. 34 КАС РФ, единолично, без проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив представленные материалы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья суда первой инстанции исходил из того, что анализ положений п. 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 84 от 7 мая 2008 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» и действующего административного процессуального законодательства свидетельствует о том, что военный прокурор, а, соответственно, и его заместитель не имеют права надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, поэтому у последнего отсутствуют полномочия на подписание и подачу в суд указанного административного иска.
С таким выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может, находя его ошибочным в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 КАС РФ прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры, в том числе военный прокурор гарнизона, - в гарнизонный военный суд, районный суд.
Положения названной выше статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и применяются, в частности, к производству по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно п. 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 84 от
7 мая 2008 года военный прокурор осуществляет, в частности, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года «Об обороне» в целях обороны Российской Федерации устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Как следует из ст. 10 и п. 2 ст. 12 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года, Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется военнослужащими - путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу.
Правовые основы прохождения воинской службы, постановки и снятия с воинского учета на территории Российской Федерации определены Федеральным законом № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года освобождение граждан от исполнения воинской обязанности допустимо не иначе как по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации № 495 от 18 июля 2014 года, военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу: при призыве его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; при поступлении его в военную профессиональную образовательную организацию; при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
В силу ст. 48 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 719 от 27 ноября 2006 года, бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных карт и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
За подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков предусмотрена уголовная ответственность по ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что заместитель военного прокурора Рязанского гарнизона обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению, поскольку, по утверждению заместителя прокурора, размещение на вышеуказанном сайте информации, содержащей предложения приобрести за плату военный билет без прохождения военной службы в предусмотренном законом порядке, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, а также пропагандирует уклонение от установленной законом обязанности путем использования поддельного документа.
Следовательно, административное исковое заявление подано заместителем военного прокурора в рамках предоставленных ему административным процессуальным законодательством полномочий и направлено на защиту интересов неопределенного круга лиц, в целях признания названной выше информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, поэтому у судьи районного суда не имелось оснований для отказа в принятии административного искового заявления военного прокурора.
При таких обстоятельствах определение судьи от 23 сентября 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона, как поданное должностным лицом, которому такое право не предоставлено, является незаконным.
В связи с чем обжалуемое определение подлежит отмене, а материал направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 316 и 317 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Железнодорожного районного суда города Рязани от 23 сентября 2019 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации запрещенной к распространению направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Судья В.Е. Лукашевич