ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2988/19 от 11.04.2019 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Терехова-Сидоркина О.В. № 33а-2988/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2019 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Машковой Л.Г.,

судей Шмидт Т.Е., Литвиновой М.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействующим нормативного правового акта по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Волжского районного суда города Саратова от 25 января 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы административного дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» № 1411 от 09 июня 2015 года «Об утверждении Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Саратов» не соответствующим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 № 385, введённым в действие с 13 мая 2016 года, в перечень объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300, то есть с 13 мая 2016 года.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что оспариваемое постановление не соответствует положениям статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановлению Правительства Саратовской области от 27 февраля 2015 года № 79-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» и нарушает её права и законные интересы, поскольку создаёт непреодолимые препятствия для предпринимательской деятельности в части реализации права на использование земельных участков, расположенных в границах территории общего пользования, для размещения объектов предпринимательской деятельности, в порядке и на условиях, установленных нормами федерального и регионального законодательства. По мнению административного истца, органы местного самоуправления ограничены в своих полномочиях по решению вопросов при использовании земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации и не наделены полномочиями по правовому регулированию данных отношений, не имеют права принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения данных объектов.

Решением Волжского районного суда города Саратова от 25 января 2019 года заявленные ФИО1 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация МО «Город Саратов» просит отменить данное решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт вынесен без достаточных оснований, вследствие неправильного определения судом юридически значимых обстоятельств по делу. В обоснование жалобы указывает на то, что оспариваемым постановлением вопросы предоставления прав на земельные участки не регулируются, поскольку оно было издано только в целях реализации полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей города и организации обустройства мест массового отдыха населения, при этом порядок издания постановления был соблюден.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статья 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии частями 7-9 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (часть 2 статьи 215 КАС РФ).

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от
06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

К вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 июня 2015 года № 1411 утверждено Положение о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Саратов». Фактически данным Положением установлен порядок и условия размещения сезонных аттракционов на территории муниципального образования «Город Саратов».

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Статьёй 2 Закона Саратовской области от 30 сентября 2014 года № 122-ЗСО «О земле» к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области отнесено установление порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с указанными нормами, правительством Саратовской области принято постановление от 27 февраля 2015 года № 79-П «Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Постановление начало действовать с 01 марта 2015 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 утверждён перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2016 года № 385 внесены изменения в названный перечень, который, в том числе, дополнен пунктами 23-26: передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки; сезонные аттракционы; пункты проката велосипедов, роликов, самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также велопарковки; спортивные и детские площадки.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 с указанными изменениями начало действовать с 13 мая 2016 года.

Руководствуясь приведёнными выше положениями нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с 13 мая 2016 года администрация муниципального образования «Город Саратов» утратила полномочия по правовому регулированию отношений по размещению на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 в редакции постановления от 30 апреля 2016 года, дополнившего данный Перечень, в том числе, сезонными аттракционами.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении оспариваемым постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» прав ФИО1, что было подтверждено представленной в материалы дела копией постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 27 декабря 2018 года, которым было оставлено без изменения решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июня 2017 года об отказе в удовлетворении требований ФИО1 как индивидуального предпринимателя об оспаривании решений комитета по управлению имуществом города Саратова со ссылкой на положения оспариваемого постановления.

Судом при принятии решения проведен полный и всесторонний анализ оспариваемого муниципального правового акта с точки зрения соответствия его нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, и сделан правильный вывод о его противоречии вышеуказанным нормативным актам.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Волжского районного суда города Саратова от 25 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Саратов» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: