ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-2988/2017 от 28.03.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Литвинова А.А. дело № 33а-2988/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2017 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

Председательствующего судьи Волкова А.Е.,

судей Погорельцевой Т.В. и Симоновича В.Г.,

при секретаре Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сургутской транспортной прокуратуры к Администрации муниципального образования «Ханты-Мансийский район» о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе Администрации Ханты-Мансийского района на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 01 декабря 2016 года, которым суд постановил:

«Административные исковые требования Сургутской транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Ханты-Мансийского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по включению в состав комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Ханты-Мансийского района, представителей Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации Ханты-Мансийского района.

Обязать Администрацию Ханты-Мансийского района включить в состав комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Ханты-Мансийского района, представителей Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации Ханты-Мансийского района».

Выслушав объяснения представителя Прокуратуры ХМАО – Югры Щ., представителя Администрации Ханты-Мансийского района Р., заслушав доклад судьи Погорельцевой Т.В., судебная коллегия

установила:

Сургутская транспортная прокуратура, действуя в интересах Муниципального образования Ханты-Мансийский район и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Ханты-Мансийский район» о признании незаконным бездействия. В обоснование требований указала, что по итогам проверки исполнения Администрацией Ханты-Мансийского района требований законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности и антикоррупционного законодательства, в нарушение ст. 6, ч. 5 ст. 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пп 28 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции» Администрация Ханты-Мансийского района не включила в состав комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, или на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Ханты-Мансийского района, представителей Совета предпринимателей при Администрации Ханты-Мансийского района. Указанное нарушение свидетельствует о ненадлежащем осуществлении полномочий органами местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, свидетельствует о неэффективной деятельности в части создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципального образования и обеспечение ее деятельности.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Ханты-Мансийского района просит решение суда отменить, полагая его незаконным. В обоснование доводов жалобы указывает, что при разрешении возникшего спора суд неправильно применил нормы материального права и неверно истолковал закон, так как нормы ст. 6 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вопросы состава коллегиальных органов, созданных на муниципальном уровне, не регулируют. Пункт 5 ст. 18 этого закона устанавливает участие координационных (совещательных) органов в передаче прав владения и пользования имуществом субъектам малого и среднего предпринимательства, но не оговаривает форму этого участия. Указанная норма не предусматривает включения членов Совета в аукционную комиссию. Кроме того, судом не дана оценка полномочиям аукционной комиссии, которая не осуществляет полномочия в рамках муниципальных программ, а действует в отношении всех физических и юридических лиц. Аукционная комиссия не осуществляет реализацию муниципальной программы и не принимает решений об оказании имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по передаче во владение или пользование земельных участков по п. 1 ст. 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Сургутской транспортной прокуратуры просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Ханты-Мансийского района, Р., на доводах апелляционной жалобы настаивала в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Щ., просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района (номер) от (дата) был утвержден состав комиссии по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, в который не вошли представители Совета предпринимателей при Администрации Ханты-Мансийского района.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 6, ч. 5 ст. 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», пп 28 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ, ст. 2 ФЗ «О противодействии коррупции» Администрация Ханты-Мансийского района обязана была включить в состав комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, или на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории муниципального образования Ханты-Мансийского района, представителей Совета предпринимателей при Администрации Ханты-Мансийского района.

С таким выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 209 - ФЗ), основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Пункт 3 ст. 11 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 16 указанного Закона определяет формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним, в частности, относится имущественная поддержка, которая в соответствии со ст. 18 Закона осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии муниципальными программами (подпрограммами).

До передачи во владение или пользование имущества органы местного самоуправления утверждают перечни этого муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, которое может использоваться в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства.

Часть 5 этой статьи определяет, что в случае, если при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, передача прав владения и (или) пользования имуществом, включенным в Перечни, осуществляется с участием этих координационных или совещательных органов.

Системный анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что участие координационных или совещательных органов малого и среднего предпринимательства при передаче прав владения и (или) пользования имуществом предусмотрено исключительно в рамках оказания органами местного самоуправления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, то есть при передаче во владение и (или) в пользование муниципального имущества, определенного Перечнем, и в рамках муниципальных программ (подпрограмм).

При этом, как верно указал административный ответчик, формы участия координационных или совещательных органов малого и среднего предпринимательства в передаче прав владения или пользования имуществом законом не определены.

Во исполнение указанных положений закона Администрацией Ханты-Мансийского района издано Постановление от (дата)(номер) «Об утверждении правил оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийского района».

Согласно пунктам 2, 15 указанного Постановления имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается в заявительном порядке. В случае поступления конкурирующего заявления с приложением документов, оказание имущественной поддержки осуществляется в форме торгов, организуемых в соответствии с требованиями ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то есть в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

Такой порядок установлен Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67

"О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2010 N 16386).

Согласно пунктам 8, 9, 10 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия. Организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии. При проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", решение о создании комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляется с учетом положений части 5 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Таким образом, в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в области имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства должны создаваться конкурсные или аукционные комиссии, обладающие полномочиями по передаче (с участием в любой форме представителей координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства) включенного в Перечень имущества, используемого только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам предпринимательства в рамках муниципальных программ (подпрограмм).

Материалами дела установлено, что Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района от (дата)(номер) был создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийского района.

Пунктом 3.5 Положения о Совете предусмотрено его участие в принятии решений о передаче субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, прав владения и (или) пользования недвижимым имуществом Администрации Ханты-Мансийского района согласно утвержденному Перечню.

Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района от (дата)(номер) утвержден состав Комиссии по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, не предусматривающий представителей Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийского район.

Из Положения о Комиссии следует, что в ее полномочия входит организация и проведение аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Ханты-Мансийский район, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Из буквального толкования данного Положения также следует, что в полномочия Комиссии вопросы, связанные с имущественной поддержкой малого и среднего предпринимательства, то есть организация и проведение аукционов с исключительным участием предпринимателей по продаже муниципального имущества, включенного в «Перечень», в рамках муниципальных программ, не входит.

Следовательно, участие в составе указанной Комиссии представителей Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийского района не требуется.

Обосновывая свое право на подачу административного иска Сургутская транспортная прокуратура указала, что действует в интересах муниципального образования Ханты-Мансийский район, а также неопределенного круга лиц.

Однако, доказательства того, что невключением в состав Комиссии по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков представителей Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Ханты-Мансийского район, каким – либо образом нарушаются права муниципального образования Ханты-Мансийский район в материалах дела отсутствуют.

Нарушений прав неопределенного круга лиц в судебном заседании также не установлено.

В соответствии с п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в иных предусмотренных данным Кодексом случаях, к которым, в частности, относится п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, определяющий, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются, либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия установила, что допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекшими принятие незаконного судебного постановления, и полагает необходимым решение суда отменить с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 01 декабря 2016 года отменить, производство по делу по административному иску Сургутской транспортной прокуратуры к Администрации муниципального образования «Ханты-Мансийский район» о признании незаконным бездействия прекратить.

Председательствующий судья Волков А.Е.

Судьи коллегии Симонович В.Г.

Погорельцева Т.В.