Судья 1 инстанции Павленко Н.С. УИД 38RS0022-01-2021-002228-12
Судья-докладчик Исакова Н.Н. № 33а-2999/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,
судей Исаковой Н.Н., Махмудовой О.С.,
при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1667/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ОМВД России по Тайшетскому району о признании незаконным действий по снятию с миграционного учета, признании незаконными и отмене заключений об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, возложении обязанности восстановить миграционный учет
по апелляционной жалобе отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по Тайшетскому району на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании действий сотрудников ОМВД России по Тайшетскому району незаконными, возложении обязанности восстановить миграционный учет. В ходе рассмотрения дела производства по административным делам в порядке ст. 163 КАС РФ объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований указано, что Дата изъята . начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району ФИО31 в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3 вынесены заключения об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу: г На основании вышеуказанного заключения административные истцы сняты с миграционного учета Дата изъята о чем был уведомлен из них только ФИО1 без разъяснений оснований снятия лишь Дата изъята Истцы о снятии с миграционного учета и об основаниях снятия не уведомлены. При проведении проверки нарушены нормы законодательства, факты фиктивной постановки на миграционный учет по месту пребывания административных истцов не доказаны. Проверочные мероприятия по месту их пребывания в жилом помещении по адресу: дома не проводились. С распоряжениями о проведении проверок административных истцов не ознакомили, с актами проверок они также не ознакомлены.
ОМВД России по Тайшетскому району в результате проведения проверочных мероприятий по фактам фиктивной постановки на миграционный учёт принимающей стороной ФИО4 административных истцов 29 июля 2021 г. в возбуждении уголовного дела по ст. 323.3 УК РФ отказано, в связи с отсутствием состава преступления. 31 августа 2021 г. в результате проведения дополнительной проверки по факту фиктивной постановки административных истцов на миграционный учёт повторно вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 по признакам преступления, предусмотренного ст.322.3 УК РФ.
С учетом уточнения требований просили признать действия сотрудников ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району, выразившиеся в снятии с миграционного учета ФИО1, ФИО2, ФИО3 незаконными; признать незаконными и отменить заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, вынесенные начальником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району Дата изъята в отношении: ФИО1, ФИО2, ФИО3; обязать сотрудников ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району восстановить миграционный учет по адресу: , в отношении: ФИО1, ФИО2, ФИО3
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Суд решил признать незаконными заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, вынесенные начальником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО5 22 июля 2021 г. в отношении ФИО1, ФИО2 и ФИО3 Административное исковое заявление в части признания незаконными действий сотрудников ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району, выразившихся в снятии с миграционного учета административных истцов, отмене заключений от 22 июля 2021 г., возложении обязанности восстановить миграционный учет оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОМВД России по Тайшетскому району просит решение Тайшетского городского суда от 16 ноября 2021 г. отменить в части признания заключений об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту пребывания незаконными, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы, повторяя позицию, изложенную в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции указало, что судом не учтен тот факт, что доследственная проверка в отношении ФИО4 начата после вынесения заключений об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учёт иностранных граждан по месту пребывания. Процедура снятия административных истцов с регистрационного учета по месту пребывания проведена в соответствии с требованиями закона.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Исаковой Н.Н., объяснения представителя административных истцов ФИО6, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 2 того же Закона определено, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых, по общему правилу, принимающей стороной - лицом, у которого иностранный гражданин проживает или осуществляет трудовую деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 1 и пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность (п. 11 ч. 1 ст.2 Федерального закона № 109-ФЗ).
Статьей 22 Федерального закона № 109-ФЗ определен порядок постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания.
Основанием для постановки лица на учет по месту пребывания является получение территориальным органом МВД России (в том числе непосредственно - лично или в электронной форме, либо через МФЦ, либо по почте, либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи) уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории РФ (ч. 1, пп. «а» п. 2 ч. 2, ч. 3.1, 4, 10 ст. 22 Закона № 109-ФЗ; п. 21 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9; пп. 91.4 п. 91 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 10 декабря 2020 г. № 856).
Уведомление о прибытии должно быть представлено в территориальный орган МВД России принимающей стороной или в определенных случаях непосредственно иностранным гражданином (ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).
Статьей 23 Закона № 109-ФЗ определены основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе, в случае установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания.
Приказом МВД России от 11 августа 2020 г. № 561 утверждена форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и формы заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания.
В целях реализации Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»» и в соответствии с п. 3 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1162, Приказом ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31 июля 2015 г. (зарегистрировано в Минюсте России 22 октября 2015 г. № 39426) утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников (далее по тексту – Административный регламент).
Согласно п.2,3 Административного регламента, государственной функцией является Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников.
Исполнение государственной функции осуществляют Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы при участии министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов в соответствии с установленной компетенцией.
В силу пп. 1, п. 5 Административного регламента, предметом контроля являются: соблюдение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, установленного режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, правил миграционного учета, транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Согласно п. 28 Административного регламента, исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:1) принятие решения о проведении проверки; 2) подготовка к проведению проверки; 3) издание распоряжения о проведении проверки; 4) проведение выездной проверки (в том числе совместной); 5) проведение документарной проверки; 6) составление акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта; 7) принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
В соответствии с п.п. 1 п. 31 Административного регламента, выездная проверка осуществляется в целях проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере миграции иностранными гражданами, пребывающими (проживающими) в Российской Федерации
Согласно п. 32 Административного регламента, выездная проверка осуществляется: по месту пребывания (проживания) иностранных граждан; в жилых помещениях, по адресам которых принимающей стороной либо нанимателем (собственником) жилого помещения осуществлена постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания (регистрация по месту жительства); по месту фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами; на транспортном средстве, в том числе, осуществляющем перевозки по маршрутам международных направлений автомобильного, железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта.
Пунктом 34 Административного регламента определено, что проверки соблюдения иностранными гражданами или лицами без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации непосредственно в жилом секторе осуществляются участковыми уполномоченными полиции в рамках профилактического обхода закрепленных административных участков самостоятельно, либо совместно с должностными лицами подразделений системы ФМС России в рамках проводимых мероприятий.
В соответствии с п. 39-39.8 Административного регламента, основаниями для принятия решения о проведении проверки являются, в том числе: выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации в результате проводимого подразделением системы ФМС России или органом внутренних дел Российской Федерации мониторинга соблюдения таких требований в пределах установленной компетенции; информация, свидетельствующая о возможных фактах нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), иностранными гражданами, нанимателями (собственниками) жилых помещений, принимающей стороной законодательства Российской Федерации в сфере миграции, полученная подразделением системы ФМС России или органом внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной компетенции.
Согласно п. 55 Административного регламента, выездная проверка проводится группой должностных лиц подразделений системы ФМС России и (при проведении совместной проверки) органов внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта проверки (проверяемого лица) и (или) ведения им деятельности.
Организация выездных проверок возлагается на начальника (заместителя начальника) подразделения системы ФМС России, должностные лица которого проводят проверку на основании распоряжения о ее проведении (п. 58 Административного регламента).
В соответствии с п. 59 Административного регламента, при проведении выездной проверки действия должностных лиц осуществляются в следующей последовательности:1) выезд по адресу нахождения (осуществления деятельности) объекта проверки (проверяемого лица); 2) предъявление служебного удостоверения; 3) объявление распоряжения о проведении проверки; 4) ознакомление с распоряжением о проведении проверки проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта (вручение копии распоряжения о проведении проверки представителю проверяемого лица), в случае его отсутствия - старшего по должности работника на объекте либо иного лица, имеющего непосредственное отношение к объекту проверки. В случае отсутствия собственника или иного владельца объекта проверки, а также в случае отказа проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с распоряжением копия распоряжения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру распоряжения, хранящемуся в деле подразделения системы ФМС России, проводящего проверку, а на оригинале распоряжения о проведении проверки делается соответствующая запись; 5) ознакомление проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта с их правами и обязанностями при проведении проверки; 6) осмотр территории и установление факта нахождения иностранных граждан на территории объекта проверки, проверка соблюдения ими положений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе определение законности их пребывания и осуществляемой ими трудовой деятельности. По результатам осмотра делается запись в итоговом акте проверки. При осмотре может использоваться фото- и видеосъемка. В случае выявления административного правонарушения в ходе осмотра составляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке протокол об административном правонарушении. В случае составления протокола об административном правонарушении в акте проверки делается соответствующая запись; 7) изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе осмотра и истребованных на объекте проверки; 8) направление запросов о предоставлении дополнительной информации либо информации, для подготовки которой объективно необходимо время, в соответствии с пунктами 46 - 47 настоящего Административного регламента; 9) изучение предоставленных по запросам документов и сведений; 10) сопоставление оригиналов истребованных документов с их копиями и подписание лицом, ответственным за проведение проверки, и проверяемым лицом, представителем проверяемого лица, собственником или иным владельцем проверяемого объекта актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки; 11) устный запрос информации у проверяемого лица, представителя проверяемого лица, собственника или иного владельца проверяемого объекта и получение устных пояснений (при необходимости); 12) запрос у должностных лиц объекта проверки, иных организаций, государственных органов, органов местного самоуправления дополнительных документов и информации (при необходимости); 13) фиксирование выявленных фактов нарушения миграционного законодательства Российской Федерации; 14) доставление в случае необходимости иностранных граждан в органы внутренних дел Российской Федерации для проведения дополнительных процессуальных действий; 15) завершение проверки.
В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности совершенных действий, принятых решений лежит на ОМВД России по Тайшетскому району.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконными заключений об установлении фактов фиктивной постановки административных истцов на учет по месту пребывания, суд первой инстанции исходил из отсутствия достаточных доказательств, свидетельствующих о фиктивности такой постановки.
Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.
Установлено, что ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являются гражданами Армении, находятся на территории Российской Федерации Дата изъята г. (ФИО3 с Дата изъята г.) по настоящее время, что подтверждается копией их паспортов, сведениями АС ЦБДУИГ, миграционными картами.
ФИО4 является собственником квартиры что подтверждено представленной в материалах дела копией свидетельства о государственной регистрации права от Дата изъята Зарегистрирована по месту жительства по этому же адресу, что подтверждается отметкой в паспорте на имя ФИО4
Дата изъята . ФИО4 обратилась с заявлениями на имя начальника ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району о постановке административных истцов на миграционный учет до Дата изъята по адресу: . Факт проживания по указанному адресу подтвердила, ст. 322.3 УК РФ разъяснена и понятна.
В уведомлениях о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в отношении административных истцов целью въезда каждого на территорию Российской Федерации указана работа. В разделе «место пребывания» указан адрес: В сведениях о принимающей стороне указана ФИО4
ФИО4 подтвердила достоверность представленных сведений, а также согласие на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранных граждан, что подтверждается её личными подписями в соответствующей графе уведомлений.
В материалах дела представлены информационные письма Врио начальника ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО32 от Дата изъята и от Дата изъята на имя начальника ОМВД России по Тайшетскому району, согласно которой в целях проведения проверочных мероприятий на предмет соблюдения иностранными гражданами установленного режима пребывания (проживания) в РФ и др., направлены адреса массовой постановки иностранных граждан по месту пребывания (жительства), содержащиеся в информационных ресурсах ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району, в числе которых указан адрес:
Как следует из рапорта старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО33 ею совместно с УУП ОМВД России по Тайшетскому району ФИО34 29 июня 2021 г. в 12 час. 15 мин. в рамках операции «нелегальный мигрант» осуществлялись проверочные мероприятия в отношении иностранных граждан на территории Тайшетского района, в том числе, проверялось место пребывания граждан Армении ФИО7, ФИО3, ФИО2 по адресу: . На момент проверки иностранных граждан, а также собственника помещения ФИО4 дома не было. Со слов соседей ФИО35ФИО36 по данному адресу проживает ФИО4 с несовершеннолетним сыном, иностранные граждане по данному адресу не проживают и не проживали. Около 19-00 час. 29 июня 2021 г. по данному адресу осуществлен повторный выезд, однако дверь никто не открыл.
Согласно рапорту заместителя начальника ОУР ОМВД России по Тайшетскому району, 21 июля 2021 г. им давалось поручение подчиненным сотрудникам отдела уголовного розыска на проведение проверочных мероприятий по установлению местонахождения граждан Армении ФИО1, ФИО3, ФИО8, а также по месту пребывания по адресу: и по месту осуществления трудовой деятельности в (данные изъяты) В ходе проверочных мероприятий местонахождение данных граждан не установлено.
Согласно рапорту старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО38 от 22 июля 2021 г., зарегистрированного в КУСП № Номер изъят в ходе проверочных мероприятий установлено, что Дата изъята . ФИО4 фиктивно поставила на миграционный учет иностранного гражданина – гражданина Армении ФИО2 по месту пребывания в жилом помещении в РФ по адресу: , в связи с чем, в ее действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Согласно рапорту старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО37 зарегистрированного в КУСП № Номер изъят от Дата изъята ., в ходе проверочных мероприятий установлено, что 5 апреля 2021 г. ФИО4 фиктивно поставила на миграционный учет иностранного гражданина – гражданина Армении ФИО1 по месту пребывания в жилом помещении в РФ по адресу: , в связи с чем, в ее действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
Согласно рапорту старшего инспектора ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО9, зарегистрированного в КУСП № Номер изъят от Дата изъята ., в ходе проверочных мероприятий установлено, что 5 апреля 2021 г. ФИО4 фиктивно поставила на миграционный учет иностранного гражданина – гражданина Армении ФИО3 по месту пребывания в жилом помещении в РФ по адресу: в связи с чем, в ее действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.
По результатам проведенных в связи с поступлением указанных выше рапортов проверочных мероприятий, Дата изъята УУП ОМВД России по Тайшетскому району ФИО39 вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении ФИО4 по признакам преступлений, предусмотренных ст. 322.3 УК РФ в связи с отсутствием в её действиях состава преступлений, что подтверждено отказными материалами ОМВД России по Тайшетскому району № Номер изъят, № Номер изъят, № Номер изъят.
В отказных материалах содержатся, в том числе, письменные объяснения ФИО40ФИО41 от Дата изъята
ФИО42 указала, что с 2002 года проживает по адресу: г. В доме 2 подъезда, в каждом по 4 квартиры. В ее подъезде в квартире 2 проживает семья, состоящая из четырех человек, в квартире № 1 проживает ее брат с семьей. В квартире № 4 проживает ФИО10 и ее сын-подросток 15 лет, проживают около 10 лет в данной квартире. Иностранные граждане в квартире № 4 не проживают. Она никогда не видела, чтобы иностранные граждане выходили из квартиры № 4 и входили в нее.
ФИО43 указал, что с 2016 года проживает по адресу: с семьей. В квартире напротив проживает семья, граждане РФ. На втором этаже, в квартире № Номер изъят проживает женщина Светлана с несовершеннолетним сыном. Иностранные граждане в квартире не проживают, он никого из них не видел.
Дата изъята г. начальником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО44 вынесены заключения об установлении фактов фиктивных постановок иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в помещении, которыми принято считать установленными факты фиктивной постановки на миграционный учет по месту пребывания по адресу: ; приняты решения о снятии ФИО1, ФИО2 и ФИО3 с учета по месту пребывания в соответствии с п.4 ч.2 ст.23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ»; произведено снятие указанных иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания по адресу:
Заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в помещении, вынесенные в отношении административных истцов, утверждены начальником ОМВД России по Тайшетскому району Дата изъята
Административные истцы в судебном заседании указали, что действительно проживают с момента постановки на миграционный учет в апреле 2021 года и по настоящее время по спорному адресу, в квартире находятся их личные вещи, для проживания отведена отдельная комната, где имеются три спальных места, а также место для хранения вещей.
Дата изъята г. на момент проведения проверочных мероприятий административные истцы по месту постановки на учёт не находились, как и сама принимающая сторона ФИО4
Сотрудниками полиции не проводился осмотр жилого помещения, не отбирались объяснения, не запрашивались дополнительные сведения, не проводилась документарная проверка, какой-либо акт по итогам проведения проверочных мероприятий не составлялся.
С целью установления либо опровержения факта фиктивной постановки административных истцов на учет по месту пребывания в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции был допрошен ряд свидетелей.
Так, допрошенная в качестве свидетеля ст. инспектор ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО45 пояснила, что ФИО2, ФИО1, ФИО3 состояли на миграционном учете по месту пребывания по адресу: В ходе проведения проверочных мероприятий дважды (Дата изъята г.) осуществлялся выезд по данному адресу. Дата изъята . около 17:00 часов они прибыли по указанному адресу для проведения проверки, дверь в квартиру никто не открыл, через дверь ответил ребенок, который на их вопросы пояснил, что мамы нет дома, иностранных граждан в квартире нет. После этого они опросили соседей из квартиры напротив и с первого этажа, которые подтвердили, что в квартире № 4 проживает женщина ФИО10 с несовершеннолетним сыном, иностранных граждан не видели. В тот день квартиру они не посещали, не осматривали, ФИО4 не опрашивали, как и иностранных граждан. По результатам проверки решили, что имеются основания для выведения рапорта о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ. Заключение об установлении факта фиктивной постановки на учет принималось начальником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО46 на основании представленных материалов проверки. 22 июля 2021 г. они также выезжали в с. (данные изъяты) по месту работы ФИО1 и ФИО2, там их также не установили, дверь никто не открывал, никого на участке не было видно.
Впоследствии, в августе 2021 года осуществлялась совместная с УУП ОМВД России по Тайшетскому району выездная проверка по адресу: 4, в ходе которой иностранные граждане ФИО2, ФИО1 и ФИО3 были установлены по месту пребывания. В квартире по указанному адресу также находилась ФИО4 Осмотр жилого помещения проводил УУП ОМВД России по Тайшетскому району, фотографировал его, в ходе осмотра было установлено, что в комнате имеется три спальных места, мужские вещи, зубные щетки, мужские вещи и обувь, другие принадлежности. Как пояснили административные истцы и ФИО4, они там проживают.
Допрошенная в качестве свидетеля специалист-эксперт ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО47 пояснила, что ФИО2, ФИО1, ФИО3 состояли на миграционном учете по месту пребывания по адресу: г В ходе проведения проверочных мероприятий неоднократно осуществлялся выезд по данному адресу, в частности Дата изъята Дата изъята г. они выезжали в течение дня несколько раз, так около 17-00 час. они прибыли по адресу: , дверь в квартиру никто не открыл, через дверь ответил ребенок, который на их вопросы пояснил, что является сыном ФИО4, проживает с мамой вдвоем. После этого они опросили соседей из квартиры напротив и с первого этажа, которые подтвердили, что в квартире № проживает женщина ФИО10 с несовершеннолетним сыном. В квартиру они в тот день не попали, так как дверь никто не открыл, ребенок разговаривал через дверь. Перед проведением проверки и после с ФИО4 они не связывались, ее не вызывали, не опрашивали, документы не истребовали.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО48. пояснил, что его супруга ФИО49 и иностранные граждане ФИО1 и ФИО2 заключили гражданский договор, на основании которого иностранные граждане весной и летом 2021 года выполняли работы по их поручению. На работу они приходили по вызову, когда необходимо было что-то сделать, выполняли разные виды работ. По окончанию работ он их отпускал. Иногда ФИО1 и ФИО2 задерживались до позднего вечера, выполняя работу. В Дата изъята никто из сотрудников полиции к ним с проверкой не приезжал. В августе 2021 года приезжали сотрудники миграционной службы, брали объяснения, которые он подписал, не читая, так как плохо себя чувствовал. Забор на его участке глухой, поэтому через него не видно, что делается на придомовой территории. С соседями он не контактирует, редко их видит. Договор с иностранными гражданами расторгнут в настоящее время.
Допрошенная в качестве свидетеля начальник ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО50 пояснила, что заключения об установлении факта фиктивной постановки на учет были подготовлены уполномоченными сотрудниками ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району, она их подписала, начальник ОМВД России по Тайшетскому району их утвердил. Сотрудники ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району не наделены полномочиями входить в жилое помещение, в ходе выездных проверок уполномочены иными способами и средствами устанавливать факты фиктивной постановки на учет, в том числе путем отбора объяснений соседей, принимающей стороны, визуального наблюдения. Административные истцы являются гражданами Армении, которая присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В силу указанного договора срок пребывания граждан Армении определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, поэтому обязанности по постановке на миграционный учет у них нет. Административные истцы находятся на территории РФ законно, их трудовые или гражданско-правовые договоры никем не оспорены, иностранные граждане продолжают трудиться. Восстановление миграционного учета невозможно, поскольку данная процедура носит заявительный характер и принимающей стороне необходимо обратиться снова, предоставив полный пакет документов. Снятие с миграционного учета не повлекло никаких негативных последствий для иностранных граждан, в их действиях отсутствует состав административных правонарушений, предусмотренных главой 18 КоАП РФ, отсутствие миграционного не является основанием для отказа в получении вида на жительство. В любое время административные истцы или принимающая сторона вправе обратиться и встать на учет по месту пребывания. Дата изъята проверка проводилась именно в отношении иностранных граждан, а не ФИО4 как принимающей стороны, в целях осуществления контроля за иностранными гражданами, их перемещением, соблюдением ими миграционного законодательства, соответствия данным миграционного учета реальным обстоятельствам.
Допрошенная в качестве свидетеля заместитель начальника ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО51 пояснила, что задачей ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району является контроль за перемещением иностранных граждан на территории РФ, в том числе их выезд с места пребывания. Впервые выезд по адресу: , осуществлялся в июне 2021 года сотрудником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району. В результате выезда по адресу никто не находился. Повторно сотрудники выезжали в июле 2021 года, иностранные граждане Гаспарян, Манукян, Заргарян по месту пребывания не были установлены, дверь в квартиру никто не открыл. В квартире находился ребенок, который дверь не открыл, через дверь сообщил, что мамы нет дома. Соседка из квартиры напротив сообщила, что иностранных граждан она не видела. Адрес: , проверялся неоднократно, но иностранные граждане не были установлены по данному адресу. В отношении иностранных граждан были вынесены заключения об установлении факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания, снятии их с учета. Иностранные граждане обязаны состоять на миграционном учете, поскольку данное установлено миграционным законодательством РФ для всех иностранных граждан, в том числе граждан Армении, срок пребывания которых на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Снятие административных истцов с учета по месту пребывания не повлекло для них никаких негативных последствий.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО52 пояснил, что проживает около пяти лет по адресу: , вместе с семьей, регистрации по данному адресу не имеет. Знаком с ФИО4, она проживает на (данные изъяты) с несовершеннолетним сыном и ФИО3, ФИО1, ФИО2. В какую именно дату точно не помнит, но летом 2021 года в обеденное время у него брали объяснения сотрудники полиции, интересовались иностранными гражданами, он сказал, что не знает об этом ничего. Впоследствии он сообщил супруге о том, что его опрашивали сотрудники полиции по поводу иностранных граждан и она ему сказала, что Манукян, Заргарян, Гаспарян проживают в квартире у ФИО10 Ранее он видел данных иностранных граждан в их подъезде, они производили побелку подъезда, но он не знал, что они проживают у ФИО10 квартире у ФИО10 он был один раз по поводу ремонта, проходил только в кухню, другие комнаты не видел, на обстановку внимания не обратил. Знаком с Пихель как с проживающей по соседству, в гости друг к другу они не ходят. ФИО1, ФИО2 и ФИО3 часто видит в их подъезде.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО53 суду пояснил, что у него на основании гражданско-правового договора работают иностранные граждане ФИО2, ФИО1 Никаких претензий по работе к ним нет, являются всегда по вызову, работу выполняют без замечаний, не было случаев, чтобы они не явились по вызову. Работы выполняют по мере необходимости, когда он их вызывает. Бывают дни, что работы нет. Работают у него с весны до настоящего времени. В какую дату приезжали сотрудники полиции с проверкой он не знает, самого его дома не было, присутствовал его отец, который не знает о работе иностранных граждан. Помнит, что в тот день у ФИО1 и ФИО2 был выходной день.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии доказательств того, что административные истцы не имели намерений пребывать в жилом помещении по адресу: , как и доказательств того, что принимающая сторона ФИО4 не имела намерения предоставить жилое помещение иностранным гражданам для пребывания.
Напротив, ФИО4 выполнила свою обязанность по уведомлению органа внутренних дел о прибытии иностранных граждан по месту пребывания, и фактически предоставила им для проживания жилое помещение – квартиру по адресу:
То обстоятельство, что именно на момент выездной проверки Дата изъята г. административные истцы, как и собственник квартиры, отсутствовали по адресу постановки на учет, с учетом короткого промежутка времени, в который была осуществлена проверка, немногочисленности проведенных мероприятий (выезд на место пребывания, отобрание объяснений у двух граждан), фактических данных о её проведении, которые свидетельствуют об отсутствии на момент вынесения оспариваемых заключений у административного ответчика достаточных сведений о проживании либо непроживании иностранных граждан по спорному адресу указывают на правомерность принятого судом решения в части признания незаконными заключений об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, вынесенных начальником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району ФИО54Дата изъята г. в отношении ФИО1, ФИО2 и ФИО3, поскольку именно фиктивность постановки их на миграционный учёт фактически установлена не была.
Кроме того, признанные судом незаконными заключения вынесены по итогам выездной проверки, проведенной, как верно установлено судом, с нарушением п. 23 Административного регламента, поскольку должностными лицами ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району при проведении проверки проверяемые лица, собственник объекта проверки о ней не уведомлялись, не были опрошены, не составлялся акт по результатам проверки, документарная проверка с целью получения дополнительной информации и проверки полученной не проводилась, жилое помещение по месту пребывания иностранных граждан не осматривалось.
Доводы жалобы фактически повторяют позицию административного ответчика в ходе рассмотрения дела и направлены на переоценку верно установленных судом обстоятельств. Тот факт, что законодательством количество мероприятий по проверке пребывания иностранного гражданина в месте его проживания не определено не может свидетельствовать о законности вынесенных заключений, поскольку в данном случае определяющее значение имеет не столько количество проведенных в отношении административных истцов проверок, сколько их полнота и достаточность собранных органом внутренних дел сведений, свидетельствующих о фиктивности постановки иностранных граждан на миграционный учёт.
Этот критерий административным ответчиком объективно не выполнен, что подтверждено совокупностью представленных суду материалов.
То обстоятельство, что доследственная проверка в отношении принимающей стороны была проведена уже после вынесения оспариваемых заключений правового значения не имеет, установленные в её ходе обстоятельства лишь дополнительно свидетельствуют о неполноте ранее проведенных административным ответчиком мероприятий в ходе собственных выездных проверок.
Факт фиктивной постановки ФИО1, ФИО2, ФИО3 на миграционный учёт опровергается представленными доказательствами, выездная проверка проведена с нарушениями положений п. 23 Административного регламента, а потому, заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания, вынесенные начальником ОВМ ОМВД России по Тайшетскому району 22 июля 2021 г. не соответствуют закону.
При разрешении заявленных требований суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют исследованным судом доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, не вызывают сомнений в их законности и обоснованности и доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1. ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 16 ноября 2021 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий И.М. Абрамчик
Судьи Н.Н. Исакова
О.С. Махмудова