ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-30017/20 от 16.11.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Васильева М.В. Дело № 33а-30017/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Брыкова И.И., Редченко Е.В.,

при помощнике судьи Балабановой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 16 ноября 2020 года апелляционную жалобу Жиркова Е. И. на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 07 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Жиркова Е. И. к межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области о признании решений незаконными и отмене решений, о возложении обязанности осуществить возврат переплаты налогов, пени, произвести сверку расчетов по налогам, пени,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области Шмелевой М.А.,

у с т а н о в и л а :

Административный истец Жирков Е.И. обратился в суд с административным иском к административному ответчику межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области о признании решений незаконными и отмене решений, о возложении обязанности осуществить возврат переплаты налогов, пени, произвести сверку расчетов по налогам, пени. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что 04.09.2019 он обратился в межрайонную ИФНС России № 20 по Московской области с заявлением о возврате излишне перечисленных денежных средств в счет уплаты транспортного налога в размере 45 000 руб., пени по транспортному налогу в размере 1 653 руб. 41 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 422 руб. 76 коп., пени по транспортному налогу в размере 1 016 руб. 91 коп., налога на имущество в размере 75 руб. 21 коп.; пени по транспортному налогу в размере 387 руб. 41 коп., но ответа на обращение не последовало, в связи с чем 01.11.2019 обратился в УФНС России по Московской области с жалобой на бездействие межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области. В конце ноября 2019 года из УФНС России по Московской области были получены решения об отказе в возврате ему переплат по налогам и пеням в связи с пропуском срока подачи заявления на возврат (зачет) сумм переплаты. С данными решениями он не согласен, поскольку о переплате ему известно не было в виду того, что налоговый орган ему о ней не сообщал. Об образовавшихся переплатах по налогам и пени ему стало известно только в начале 2019 года, так как в связи с производимыми налоговым органом постоянными перерасчетами по налогам установить суммы переплат не представлялось возможным. Кроме этого, установить точную сумму переплаты также не представляется возможным, поскольку информация о переплатах в электронном сервисе отображается не за конкретный календарный год, а нарастающим итогом. Просил признать незаконными и отменить решения межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области № 13529 от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по транспортному налогу и возложить обязанность осуществить возврат переплаты пени по транспортному налогу в размере 1 653 руб. 41 коп.; № 13530 от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по налогу на имущество физических лиц и возложить обязанность осуществить возврат переплаты пени по налогу на имущество физических лиц в размере 422 руб. 76 коп.; № 13531 от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по транспортному налогу и возложить обязанность осуществить возврат переплаты пени по транспортному налогу в размере 1 016 руб. 91 коп..; № 13532 от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты по налогу на имущество физических лиц и возложить обязанность осуществить возврат переплаты пени по налогу на имущество физических лиц в размере 75 руб. 21 коп.; № 13533 от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты пени по транспортному налогу и возложить обязанность осуществить возврат переплаты по транспортному налогу в размере 387 руб. 41 коп.; № 13534 от 06.09.2019 об отказе в возврате переплаты транспортного налога и возложить обязанность осуществить возврат переплаты пени по транспортному налогу в размере 45 000 руб.; возложить обязанность произвести сверку счетов по всем видам налогов и пеням по ним за период с 2012 2018 годы.

Представитель административного ответчика межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области административный иск не признал.

Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 07.07.2020 в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.

Заслушав объяснения представителя межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим обстоятельствам.

Разбирательством по административному делу установлено, что 04.09.2019, 06.09.2019 ФИО1 обратился в межрайонную ИФНС России № 20 по Московской области с заявлениями о возврате излишне уплаченных пени по налогу на имущество в размере 422 руб. 76 коп., налога на имущество физических лиц в размере 75 руб. 21 коп., пени по транспортному налогу в размере 1 016 руб. 91 коп., 387 руб. 41 коп. и 1 653 руб. 41 коп., транспортного налога в размере 45 000 руб.

Решениями межрайонной ИФНС России № 20 по Московской области от 06.09.2019 №№ 13529, 13530, 13531, 13532, 13533, 13534 было отказано в возврате (зачете) излишне уплаченных налогов, пени.

Административным истцом была осуществлена излишняя уплата налогов, пени по ним, в связи с чем возникла переплата по ним.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществить возврат и зачет излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Порядок возврата излишне уплаченных налогов установлен ст. 78 НК РФ, который верно применил суд.

В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Таким образом, ст. 78 НК РФ не связывает исчисление трехгодичного срока возврата излишне уплаченного налога с фактом осведомленности налогоплательщика о переплате, а прямо указывает на то, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты налога.

Налоговым органом в суд были представлены сведения о размерах произведенными административным истцом платежей и числящихся за ним переплат, с которыми административный истец согласился.

Административному истцу за 2014 год был начислен транспортный налог в размере 45 000 руб., который был оплачен им 13.08.2015 по налоговому уведомлению от 08.05.2015.

При этом помимо указанной оплаты транспортного налога административным истцом был произведен повторный платеж в размере 45 000 руб., что подтверждается платежным документом от 24.07.2015, поэтому переплата по транспортному налогу образовалась 24.07.2015, в связи с чем срок подачи заявления на возврат излишне уплаченного транспортного налога истек 24.07.2018.

Межрайонной ИФНС России № 4 по Тверской области 16.03.2016 в личном кабинете административного истца было размещено сообщение № 696 о наличии у него переплаты по транспортному налогу в размере 45 000 рублей. Согласно истории учетных действий в личном кабинете административного истца в период с 28.04.2016 по 08.08.2018 он неоднократно осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждается скриншотом страницы его личного кабинета, соответственно, административный истец на 28.04.2016 должен был знать о наличии переплаты по транспортному налогу.

21.09.2011 административным истцом была произведена оплата пени по транспортному налогу в размере 1 000 руб.

Поскольку на момент осуществления этого платежа у административного истца имелась обязанность по уплате пени по транспортному налогу в размере 461 руб. 34 коп., то переплата пени по транспортному налогу составила 538 руб. 66 коп. (1 000 руб. – 461 руб. 34 коп.).

Вместе с тем, налоговым органом был произведен перерасчет пени по транспортному налогу по состоянию на 01.10.2011, в связи с чем переплата пени по транспортному налогу составила 387 руб. 41 коп., которая числится по настоящее время.

Поскольку указанная переплата образовалась за периоды, истекшие до 01.01.2012, то срок подачи заявления о ее возврате истек 21.09.2014 (21.09.2011 + 3 года).

04.02.2016 административным истцом была произведена оплата налога на имущество физических лиц в размере 100 рублей.

Поскольку на момент осуществления этого платежа у административного истца имелась обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 24 руб. 79 коп., то переплата налога на имущество физических лиц составила 75 руб. 21 коп. (100 руб. – 24 руб. 79 коп.), которая числится и по настоящее время.

Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченного 04.02.2016 налога на имущество физических лиц истек 04.02.2019. Согласно истории учетных действий личного кабинета административного истца в период с 28.04.2016 по 03.02.2019 он неоднократно осуществлял вход в личный кабинет, что подтверждается скриншотом страницы его личного кабинета, соответственно, административный истец на 28.04.2016 должен был знать о наличии переплаты по налогу на имущество физических лиц.

04.06.2010 административным истцом была произведена уплата пени по транспортному налогу в размере 913 руб. 42 коп.

Согласно сведениям, содержащимся в КРСБ налогоплательщика, по состоянию на 01.01.2011 у административного истца имелась переплата по пени транспортному налогу в размере 868 руб. 19 коп.

В связи с произведенным налоговым органом перерасчетом транспортного налога и пени по нему по состоянию на 01.01.2012 переплата по пени составила 1 406 руб. 27 коп. По состоянию на 10.12.2018 переплата по пени составила 1 016 руб. 91 коп. При этом размер пени уменьшился в связи с несвоевременным исполнением административным истцом обязанности по уплате транспортного налога. В последующем в результате несвоевременной уплаты административным истцом транспортного налога за 2016, 2018 годы размер пени по транспортному налогу уменьшился до 459 руб. 41 коп. (1 016 руб. 91 коп. – 557 руб. 50 коп.).

Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченной 04.06.2010 пени по транспортному налогу истек 04.06.2013.

С учетом того, что административный истец неоднократно посещал свой личный кабинет, то о наличии у него изначальной переплаты он должен был знать с момента открытия ему личного кабинета 21.06.2013 и на протяжении последующих трех лет.

03.12.2014 административным истцом была произведена переплата пени по налогу на имущество физических лиц в размере 463 руб. 92 коп., образовавшаяся в связи с погашением задолженности по этой пени в размере 500 руб. на указанную дату.

В связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год часть излишне уплаченной пени была засчитана в счет погашения задолженности по пени по указанному налогу на имущество, в связи с чем по состоянию на 23.03.2020 за административным истцом числится переплата пени по налогу на имущество физических лиц в размере 394 руб. 29 коп..

Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченной 03.12.2014 года пени по налогу на имущество физических лиц истек 03.12.2017.

22.01.2015, 23.02.2015 административным истцом была произведена уплата пени по транспортному налогу в размере 2 000 руб.

Поскольку на момент осуществления указанных платежей обязанность по уплате пени по транспортному налогу составила 346 руб. 59 коп., то по состоянию на 24.02.2015 переплата по уплате пени по транспортному налогу составила 1 653 руб. 41 коп. (2 000 руб. – 346 руб. 59 коп.).

Срок подачи заявления на возврат излишне уплаченных 22.02.2015, 23.02.2015 пени истек, соответственно, 22.01.2018, 23.02.2018.

Таким образом, на момент обращения административного истца в налоговый орган с заявлениями от 04.09.2019, 06.09.2019 о возврате излишне уплаченных налогов, пени по всем указанным платежам установленный п. 7 ст. 78 НК РФ срок на возможность возврата налоговым органом излишне уплаченных налогов, пени истек, и данный срок не подлежал восстановлению налоговым органом, поскольку действующее законодательство его этим не наделяет.

Административным истцом был пропущен срок для подачи заявлений об указанных выплатах. При этом административный истец должен был знать о наличии у него указанных переплат, поскольку он регулярно посещал свой личный кабинет, в котором были отображены все сведения, видя сведения о наличии у него переплат по налогам, пени, он мог выяснить их природу и обратиться в налоговый орган с заявлением о их возврате.

Вопрос порядка зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени в случае пропуска установленного для этого срока нашел разрешение в определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, который указал, что ст. 78 НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, в случае пропуска установленного п. 7 ст. 78 НК срока возможность возврата излишне уплаченного налога, пени может быть осуществлена в порядке гражданского судопроизводства путем заявления соответствующего иска. По настоящему административному делу таких исковых требований в установленном действующим законодательством порядке не заявлялось.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения административного иск нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 311, 316 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Железнодорожного городского суда Московской области от 07 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи