ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Богомазова Е.А.
Дело № 33а-3004 поступило 3 июля 2019 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2019 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Назимовой П.С., судейколлегии Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И.,
при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов о признании незаконным решения, по апелляционным жалобам представителя административного ответчика ФИО2, заинтересованного лица ФИО3 на решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 16 мая 2019 г., которым постановлено:
Признать незаконным отказ Улан-Удэнского городского Совета депутатов в досрочном прекращении полномочий депутата Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО3.
Досрочно прекратить полномочия депутата Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО3 в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО3 – ФИО5, представителя административного истца ФИО6, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Улан-Удэнскому городскому Совету депутатов о признании незаконным отказ в досрочном прекращении полномочий депутата Улан-Удэнского городского совета депутатов ФИО3, возложить обязанность на административного ответчика принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО3 в связи с утратой доверия.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Республики Бурятия проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Улан-Удэнского городского Совета депутатов. Сведения, представленные депутатом Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО3 о принадлежащем ему имуществе на ... не соответствуют данным Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РБ: в справке о доходах за <...> не отражено нежилое помещение площадью <...> расположенное по адресу <...>. По данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ... супруга ФИО1 являлась учредителем трех коммерческих организаций: ООО «Капитал Плюс», ООО «Профиль Плюс», ООО «Спутник». Однако в подразделе 5.1 «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» раздела 5 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО3 за ... отсутствуют сведения об ее участии в названных коммерческих организациях. По результатам проверки информация о нарушении ФИО3 антикоррупционных требований была направлена главе Республики Бурятия. Главой Республики Бурятия направлено обращение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в Улан-Удэнский городской Совет депутатов, однако ... на очередной сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов полномочия ФИО3 не прекращены.
В суде первой инстанции представители административного истца ФИО7, ФИО8 изменили предмет административного иска в части требований о возложении на Улан-Удэнский городской Совет депутатов обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 на требование о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 в связи с неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В остальном исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО2 просил в удовлетворении иска отказать.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представитель ФИО3 – ФИО9 считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФИО2 просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что заявление Главы Республики Бурятия о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 было рассмотрено в полном соответствии с установленным городским Советом Порядком. Принятие решение о досрочном прекращении полномочий депутата является правом представительного органа, а не его обязанностью. Считает, что прокурор Республики Бурятия не вправе обращаться в суд с требованием о прекращении полномочий депутата, поскольку такое право предоставлено исключительно Главе Республики Бурятия. В случае признания решения Совета депутатов об отказе в досрочном прекращении полномочий ФИО3 незаконным, суд должен был возложить на Совет депутатов обязанность повторного рассмотрения данного вопроса. Суд, приняв решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3, вторгся в предоставленную Совету депутатов федеральным законодательством компетенцию.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ФИО3 просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что решение Совета депутатов об отказе в досрочном прекращении полномочий ФИО3 никем не оспорено и не признано незаконным. Глава Республики Бурятия в своем заявлении просит рассмотреть меры в отношении ФИО3, требования о досрочном прекращении полномочий данное заявление не содержит. Не указание сведений в справках за ... объясняется невнимательностью при их составлении, а не коррупционной направленностью.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО6 считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Из пункта 4.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в части 1.1 статьи 12 Закона Республики Бурятия от 16.03.2009 г. № 701-IV «О противодействии коррупции в Республике Бурятия».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Решением № 66-7 Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 26.02.2015 г. утвержден Порядок освобождения от должности лиц, замещающих муниципальные должности городского округа «Город Улан-Удэ».
Согласно пункту 2 статьи 2 данного Порядка решение об освобождении от должности лица, замещающего муниципальную должность, в связи с утратой доверия принимается Улан-Удэнским городским Советом депутатов (далее - городской Совет) по результатам проверки, проведенной уполномоченным Главой Республики Бурятия исполнительным органом государственной власти, на основании материалов, подтверждающих факт непредставления лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Статьей 2 Порядка также предусмотрено, что в отношении депутатов городского Совета, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, вопрос об освобождении от должности в связи с утратой доверия может быть инициирован на основании материалов, подтверждающих факты, установленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО3 является депутатом Улан-Удэнского городского Совета депутатов V созыва.
ФИО3 в рамках декларационной компании за ... были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на него и членов его семьи.
Прокуратурой Республики Бурятия проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатами Улан-Удэнского городского Совета депутатов.
В ходе проверки выявлено, что сведения в предоставленной ФИО3 декларации о принадлежащем имуществе на ... не соответствуют данным Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РБ: в справке о доходах за ... не отражено нежилое помещение площадью <...> расположенное по адресу <...>. Также, в справке и доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги ФИО3 за ... отсутствуют сведения об ее участии в каких-либо коммерческих организациях. Однако по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц супруга ФИО3 являлась учредителем трех коммерческих организаций: ООО «Капитал Плюс», ООО «Профиль Плюс», ООО Спутник».
Данные обстоятельства административным ответчиком и заинтересованным лицом не оспариваются.
Результаты проверки были направлены Главе Республики Бурятия.
... Глава Республики Бурятия, после проверки полученной от прокуратуры информации, направил в Улан-Удэнский городской Совет депутатов обращение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3
... указанное обращение рассмотрено на 50 сессии Улан-Удэнского городского Совета депутатов и принято следующее решение: «Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Улан-Удэнского городского Совета депутатов ФИО3 в связи с утратой доверия не принимать».
Таким образом, при наличии безусловного основания для прекращения полномочий депутата ФИО3, Улан-Удэнский городской Совет депутатов отказался прекращать его полномочия в нарушение части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ, то есть принял решения, противоречащие указанной норме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ обоснованно признал незаконным отказ Улан-Удэнского городского Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3
Заявленные исковые требования о признании незаконными действия административного ответчика, выразившееся в отказе в досрочном прекращении полномочий ФИО3, не противоречат нормам Кодекса административного судопроизводства РФ, в связи с чем отдельного судебного акта о признании решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ... незаконным, не требуется.
Довод жалобы о том, что прокурор Республики Бурятия не вправе был обращаться с рассматриваемыми исковые требованиями, подлежит отклонению.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ).
Положения статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в том числе с органами местного самоуправления (подп. «д.1» п. 7 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Таким образом, прокурор имел право на оспаривание в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, отказа Улан-Удэнского городского Совета депутатов в досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3
Учитывая, что Улан-Удэнский городской Совет депутатов, при наличии безусловных оснований, отказал в досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3, суд имел право вынести решение пресекающие незаконные действия Совета депутатов и самостоятельно принять решение о досрочном прекращении полномочий ФИО3
Как указано выше, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
ФИО3, при заполнении справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супругу за ... знал о наличии у него нежилого помещения, расположенного по адресу <...>, знал, что супруга являлась учредителем трех коммерческих организаций, однако заведомо указал в справках неполные сведения.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Улан-Удэ от 16 мая 2019 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: П.С. Назимова
Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева
Е.И. Захаров