ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3005/19 от 13.06.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Каспийский городской

суд РД судья Магомедова Г. Н.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 июня 2019 г. N 33а-3005/2019

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гончарова И. А.,

судей Джарулаева А.-Н. К. и Хаваева А. Г.,

при секретаре Алиомаровой М. Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика – Администрации г. Каспийска на решение Каспийского городского суда РД от 26 февраля 2019 года по административному иску прокурора г. Каспийска в защиту интересов ГО 2 город Каспийск» и неопределенного круга лиц к Собранию депутатов ГО «город Каспийск» и Главе ГО «город Каспийск» о признании бездействия незаконным.

Заслушав доклад судьи Гончаров И.А., судебная коллегия

установила:

И.о. прокурора г. Каспийск обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов МО ГО «город Каспийск» и неопределенного круга лиц к Собранию депутатов городского округа «город Каспийск» и главе городского округа «город Каспийск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности рассмотреть представление в установленном законом порядке.

Требования административного искового заявления мотивированы тем, что 19.09.2018 г. в Собрание депутатов и главе городского округа «Город Каспийск» внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. Как указано в представлении, основанием для его внесения являлись нарушения положений бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, регламентирующего нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, предельную численность работников органов местного самоуправления городских округов Республики Дагестан при принятии решения о включении в структуру администрации четырех штатных единиц заместителя главы администрации.

Решением Каспийского городского суда РД от 26 февраля 2019 года постановлено: «Административное исковое заявление и. о. прокурора г. Каспийск в защиту прав и законных интересов МО ГО «город Каспийск» и неопределенного круга лиц к Собранию депутатов городского округа «город Каспийск» и главе городского округа «город Каспийск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности рассмотреть представление в установленном законом порядке, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Собрания депутатов и главы городского округа «Город Каспийск», выражающееся в непринятии мер по рассмотрению в установленном законом порядке представления прокурора города Каспийска от 19.9.2018г. об устранении нарушений бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, и возложить на указанные органы местного самоуправления обязанность рассмотреть указанное представление прокурора в установленном законом порядке, сообщить в суд и и. о. прокурора города об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу».

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит об отмене состоявшегося судебного акта, отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование указывает, что суд не правильно применил нормы материального права.

В заседание суда апелляционной инстанции представители административного истца и административных ответчиков не явились, извещены судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Об отложении судебного разбирательства административный истец не просил, доказательств уважительности причин неявки не представили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении дела не были допущены.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор г. Каспийска обратился с представлением в адрес указанных лиц 19 сентября 2018 года.

В представлении указано, что решением Собрания депутатов городского округа «Город Каспийск» №133 от 19.2.2018 «Об утверждении структуры администрации городского округа «Город Каспийск» утверждена названная структура в новой редакции, согласно которой в штат администрации городского округа «Город Каспийск» входят четыре (4) штатные единицы заместителя главы администрации пятая (5 - первый заместитель главы администрации), а также одна (1) единица советника и одна (1) единица помощника главы администрации. Решением Собрания депутатов №141 от 24.4.2018 «О внесении изменений в структуру администрации городского округа «Город Каспийск» в штат администрации дополнительно включена еще (1) штатная единица помощника главы городского округа.

Прокурор в своем представлении указал, что полномочия администрации в области распоряжения муниципальным имуществом, включая бюджетные средства, определены статьями 37, 49, 51, 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 154, 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Органы местной администрации, являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами. В соответствии со ст.34 БК РФ, принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). В общем объеме доходов местного бюджета удельный вес межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета РД превышает 60%. БК Российской Федерации установлено (ст. 136), что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п.1). Постановлением правительства Республики Дагестан №252 от 14.07.2010 «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан» в соответствии со ст. 136 БК РФ утверждены (п.1) нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан. При этом названными нормативами установлено (приложение №2 к нормативам), что в муниципальном образовании с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек (к таковым относится г. Каспийск) помимо одной единицы первого заместителя вводится три штатных единицы должности заместителя главы администрации. В связи с превышением численности заместителей главы города, расходы муниципального бюджета на содержание лишней единицы превышают установленные нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления, что влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств. В соответствии со ст.306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. С учетом того что в штате администрации имеется не только достаточное количество единиц заместителей главы администрации, но и также две (2) единицы помощников главы, и одна (1) единица советника главы администрации, содержание дополнительно четвертой (4) штатной единицы заместителя главы администрации нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, а так же в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств. Конституция Российской Федерации устанавливает (ст. 15) обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Включение в штат администрации лишней штатной единицы и расходование на нее бюджетных средств дотационным муниципальным образованием имеет признаки, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции". В представлении было предложено в соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» безотлагательно рассмотреть представление на предмет устранения отмеченных в нем нарушений закона, недопущения их впредь, решив вопрос об исключении из структуры администрации излишней штатной единицы заместителя главы администрации; - в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; - о результатах принятых мер сообщить прокурору в письменной форме в тот же срок.

На данное представление в прокуратуру города поступили ответы: 1) председателя Собрания депутатов №49 от 26.9.2018 о рассмотрении представления на очередной сессии, о дате проведения которой будет сообщено дополнительно;

Судом было установлено, что указанные ответы не могут свидетельствовать о рассмотрении представления прокурора.

В силу п.10 ч. 1 ст. 30 Устава Муниципального образования Городской округ «г. Каспийск» РД в компетенции Собрания депутатов городского округа находится утверждение структуры Администрации городского округа.

Согласно ст. 36 Устава Муниципального образования Городской округ «г. Каспийск» РД - Глава городского округа является высшим должностным лицом и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава городского округа в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3, законом Республики Дагестан и Уставом городского округа: избирается Собранием депутатов городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Глава городского округа возглавляет Администрацию городского округа.

Срок полномочий Главы городского округа составляет 5 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 этого же Устава Глава городского округа обладает следующими полномочиями:

представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа;

назначает заместителей главы;

Согласно ч. 1 ст. 39 Устава Администрация городского округа -исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.

Администрация городского округа обладает правами юридического лица. Администрация городского округа (далее - администрация) подконтрольна и подотчетна Собранию депутатов городского округа.

Администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия.

Главой администрации является глава городского округа. Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Дагестан, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов, Положением об администрации городского округа, регламентом администрации городского округа и постановлениями главы городского округа.

В силу ч. 1 ст. 40 Устава структура администрации городского округа утверждается Собранием депутатов по представлению главы городского округа, возглавляющего администрацию городского округа.

Администрация формируется Главой городского округа в соответствии с федеральными законами, законами Республики Дагестан и настоящим Уставом.

В структуру администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации городского округа.

Руководители органов администрации городского округа назначаются на должность и освобождаются от должности главой городского округа.

Глава городского округа самостоятельно утверждает в соответствии со структурой, утвержденной Собранием депутатов городского округа, численность и штатное расписание администрации городского округа.

Заместители Главы администрации назначаются на должность Главой городского округа.

Заместители Главы администрации осуществляет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленные Главой городского округа.

Должностные инструкции для сотрудников администрации городского округа утверждаются Главой городского округа.

Финансирование администрации и ее органов осуществляется в соответствии утвержденным Собранием депутатов бюджетом городского округа и выделенными средствами расходов на управление.

Из объяснений представителя ответчика следует, что администрацией ГО «город Каспийск» и глава администрации, не бездействовали. Ответы на представление прокурора г. Каспийск были направлены за подписью самого главы администрации, а потом и его первого заместителя. Первый заместитель администрации имеет право первой подписи и поэтому он мог подписать ответ на представление прокурора г. Каспийск.

Таким образом, судом сделан вывод, что в нарушение требований ст.36 и ст.39 Устава Муниципального образования Городской округ «г. Каспийск» РД главой администрации ГО «г. Каспийск» не был дан ответ на представление прокурора г. Каспийск.

Доводы административного ответчика о неправильном применении норм материального права, судом первой инстанции были проверены и обоснованно отвергнуты.

Аналогичные требования содержатся и в апелляционной жалобе представителя Главы администрации.

Эти доводы являются необоснованными и правильно отвергнуты судом первой инстанции.

Исходя из абзаца второго пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты результативные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, то есть в течение месяца со дня внесения представления могут и должны быть приняты названные меры по представлению, а не просто даны ответы по представлению, которые не содержат конкретных решений по нему.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам,

определила:

Решение Каспийского городского суда РД от 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО «город Каспийск» Магомедова Р. А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: