ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3008/2022 от 17.05.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Тюрин А.С. Дело №33а-3008/2022

УИД: 76RS0015-01-2022-000536-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Моисеевой О.Н.,

рассмотрев в г. Ярославле

17 мая 2022 года

частную жалобу Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области на определение Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2022 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей возвратить.

Разъяснить административному истцу о том, что возвращение административному истцу административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.

Определение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 15 дней со дня его вынесения путем подачи частной жалобы через Ленинский районный суд г.Ярославля».

По делу установлено:

25.02.2022 года Межрайонная ИФНС России №10 по Ярославской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании обязательных платежей.

Определением суда от 28.02.2022 года указанное заявление оставлено без движения, истцу предоставлен срок для устранения недостатков до 21.03.2022 года, а именно: истцу надлежало предоставить копию доверенности (иного документа), подтверждающей полномочия заместителя начальника инспекции на подписание административного иска; документы, подтверждающие наличие у представителя истца ФИО2 высшего юридического образование либо ученой степени по юридической специальности, а также сведений, позволяющих суду убедиться в получении копии административного искового заявления адресатом.

21.03.2022 года от административного истца поступили дополнительные пояснения, согласно которым в адрес административного ответчика 11.03.2022 года было направлено административное исковое заявление заказным письмом. Кроме того, исходя из ст. 7 и ст. 8 Закона РФ от 21.03.1991 г. №943-1 «О налоговых органах в РФ» административное исковое заявление может быть подписано руководителем инспекции либо его заместителем, поскольку данные лица имеют равное процессуально-правовое положение.

Судьей постановлено указанное выше определение.

В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения суда первой инстанции и разрешении вопроса по существу. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм процессуального права.

В порядке ч. 2 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность определения в полном объеме, изучив письменные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Возвращая административное исковое заявление, суд исходил из того, что недостатки, указанные в определении от 28.02.2022 года об оставлении искового заявления без движения не устранены.

Однако с обоснованностью такого вывода согласиться не представляется возможным.

Согласно положениям части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 1 статьи 287 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление.

В соответствии с частью 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Из части 1 статьи 125 КАС РФ следует, что административное исковое заявление подписывается административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Пунктом 5 части 1 статьи 126 КАС РФ указано, что к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца; документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подписано представителем.

Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ).

От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).

Пунктом 9 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации", абзацем 2 подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, предъявлять в суде иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации", права налоговых органов, предусмотренные пунктами 8 - 13 статьи 7 указанного Закона, предоставляются руководителям налоговых органов и их заместителям.

В лице налоговых органов государство осуществляет контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и в этих целях наделяет их полномочиями предъявлять в суды требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").

Таким образом, действительно, от имени федерального органа исполнительной власти административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подписано руководителем контрольного органа, либо его заместителем, и данные лица имеют равное процессуально-правовое положение. К указанным лицам не предъявляются требования о наличии высшего юридического образования.

Взаимосвязанные положения статей 54 - 56 КАС РФ наделяют представителя государственного органа отличным процессуальным статусом от иных представителей в суде по административным делам, не распространяя на него требования, указанные в статьях 55, 56 КАС РФ.

Материалами дела подтверждается, что административное исковое заявление от имени Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области подписано заместителем начальника инспекции ФИО2.

Должность заместителя начальника инспекции относится к категории руководителей и, соответственно, указанное должностное лицо наделено правом представлять интересы административного истца при взыскании обязательных платежей и санкций в судах общей юрисдикции без соответствующей доверенности и подтверждения сведений о наличии высшего юридического образования.

При таких обстоятельствах, выводы судьи первой инстанции о возвращении административного искового заявления в связи с тем, что заместитель начальника ИФНС России №10 по Ярославской области при предъявлении искового заявления в суд должна иметь высшее юридическое образование, и, как следствие, представить документ о таком образовании, являются ошибочными.

Заместитель начальника ИФНС России №10 по Ярославской области, подписав и подав административное исковое заявление в суд, действовала в пределах полномочий, представленных ею законом в силу занимаемой ею должности, и представление ею документа, подтверждающего наличие у нее высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности, не требовалось.

Учитывая изложенные обстоятельства, определение судьи о возврате административного искового заявления нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к своему производству.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

о п р е д е л и л :

Определение судьи Ленинского районного суда г. Ярославля от 25 марта 2022 года - отменить.

Материал по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей - направить для рассмотрения в тот же суд со стадии принятия.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья О.Н. Моисеева