ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3008/2022 от 26.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Синицына О.П.

Дело № 33а-3008/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 26 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Юсуповой Л.А-В.,

судей Агина В.В., Холодной Е.И.,

при секретаре Степановой К.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-2221/2021 по административному исковому заявлению Саушкиной И.А. к администрации Джанкойского района Республики Крым о признании недействующим нормативного правового акта в части,

по апелляционной жалобе администрации Джанкойского района Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года, которым административный иск удовлетворён частично.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

30 октября 2020 года администрацией Джанкойского района Республики Крым принято постановление № 636 «Об утверждении Порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, предоставляемых без проведения торгов» (далее -Постановление № 636).

Постановление подписано главой администрации Джанкойского района Республики Крым, опубликовано на официальном сайте администрации Джанкойского района Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://djankoiadm.ru/, а также зарегистрировано на официальном сайте Нормативных правовых актов в Российской Федерации Министерства юстиции Российской Федерации – http://pravo-minjust.ru/.

Постановлением № 636 установлено, в том числе, следующее:

- в абзаце 3 пункта 2 Раздела II Приложения к Постановлению указано, что цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду в порядке переоформления в соответствии с частями 4, 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

17 июня 2021 года той же администрацией принято постановление № 345 «О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30 октября 2020 года № 636» (далее – Постановление № 345).

Данное постановление также подписано главой администрации Джанкойского района Республики Крым, опубликовано на официальном сайте администрации Джанкойского района Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://djankoiadm.ru/, и зарегистрировано на официальном сайте Нормативных правовых актов в Российской Федерации Министерства юстиции Российской Федерации – http://pravo-minjust.ru/.

Постановлением № 345 внесены изменения в Постановление № 636, в том числе, абзац 3 пункта 2 Раздела II Приложения к Постановлению изложен в следующей редакции:

- цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду в порядке переоформления в соответствии с частью 4 статьи 3Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 2 Постановления № 345 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального обнародования на сайте администрации Джанкойского района Республики Крым (djankoiadm.ru) и распространяется на правоотношения возникшие с 01 января 2021 года.

Административный истец Саушкина И.А. обратилась в Джанкойский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учётом уточнений, просит восстановить срок на подачу административного иска; признать недействующим постановление администрации Джанкойского района Республики Крым от 17 июня 2021 года № 345 «О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30 октября 2020 года № 636» в части распространения действия указанного постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, как не соответствующее законодательству Российской Федерации; признать недействующим постановление администрации Джанкойского района Республики Крым от 17 июня 2021 года № 345 «О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30 октября 2020 года № 636» в части ограничения круга лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельного участка по цене 15 процентов кадастровой стоимости.

Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка № 5 от 3 марта 2019 года она арендует земельный участок площадью 500000 кв. метров из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – сельскохозяйственное использование, кадастровый номер – , расположенный по адресу: <адрес> (за границами населённых пунктов). Указанный земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и передан ей в аренду в порядке переоформления, в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым № 38-ЗРК). Прежде были заключены договоры аренды в отношении названного земельного участка 19 августа 2008 года № 194/Мас, 21 января 2016 года № 163-п.

11 июня 2021 года она обратилась в администрацию Джанкойского района Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов на условиях, предусмотренных Постановлением № 636, путём выкупа по льготной цене, в чём административным ответчиком отказано письмом от 30 июня 2021 года № 01-13/2010, с указанием на внесение изменений в Постановление № 636 в части исключения пункта 13 статьи 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК из абзаца 3 пункта 2 раздела II Приложения к постановлению. Предложено приобрести арендуемый земельный участок по цене в размере его кадастровой стоимости.

Оспаривая в части положения Постановления № 345, принятого 17 июня 2021 года администрацией Джанкойского района Республики Крым, которым внесены изменения в Постановление № 363, административный истец считает, что административный ответчик, распространив его действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2021 года, незаконно применил обратную силу, что не соответствует конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, а также принципу определённости и стабильности правового регулирования. Также административный истец считает, что администрацией Джанкойского района необоснованно ограничен круг лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельных участков без проведения торгов путём заключения договора купли-продажи по льготной цене – за 15 процентов кадастровой стоимости. Считает, что оспариваемые положения Постановления № 345 противоречат положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), конституционным принципам.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года административное исковое заявление Саушкиной И.А. удовлетворено частично. Срок на подачу административного иска Саушкиной И.А. к администрации Джанкойского района Республики Крым о признании недействующим нормативного правового акта в части признан не пропущенным. Признано недействующим постановление администрации Джанкойского района Республики Крым от 17 июня 2021 года № 345 «О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30 октября 2020 года № 636» в части распространения действия указанного постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года. В удовлетворении иной части административного иска отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда, администрация Джанкойского района Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Указывает на то, что субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением № 345 является исключительно индивидуальный предприниматель Саушкина И.А., в связи с чем данный спор подведомствен Арбитражному суду Республики Крым и должен рассматриваться в порядке Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Также указывает, что в связи с тем, что Постановление №636 было принято с нарушением действующего законодательства, администрация Джанкойского района Республики Крым обязана была привести Постановление № 636 в соответствие с действующим законодательством, что и сде6лано путём внесения в него изменений оспариваемым Постановлением № 345. Помимо того, как указывает апеллянт, Конституция Российской Федерации, а также Федеральный закон № 131-ФЗ не содержат норм, посвящённых действию нормативных актов органов местного самоуправления во времени. Полагает, что законодательством предусмотрены случаи придания нормативным правовым актам обратной силы, кроме случаев, отягощающих ответственность, что не относится к оспариваемому Постановлению № 345. Дополнительно указывает, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель администрации Джанкойского района Республики Крым Терёшин А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда от 17 ноября 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.

Представитель Саушкиной И.А. – Ситкин Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 октября 2020 года администрацией Джанкойского района Республики Крым принято Постановление № 636, вступившее в силу со дня его официального обнародования – 30 октября 2020 года.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 раздела II Приложения к Постановлению № 636 цена продажи земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду в порядке переоформления в соответствии с частями 4, 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

17 июня 2021 года администрацией Джанкойского района Республики Крым принято Постановление № 345, вступившее в силу со дня его официального обнародования – 17 июня 2021 года.

Обжалуемым Постановлением № 345 внесены изменения в абзац 3 пункта 2 раздела II Приложения к Постановлению № 636, а именно, названный абзац изложен в новой редакции: цена продажи земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду в порядке переоформления в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трёх лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устранённых нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка, устанавливается 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Дополнено пунктом 4, где указано, что если заинтересованное лицо имеет право покупки земельного участка в собственность без проведения торгов, то цена продажи земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами, определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 Раздела II настоящего Порядка.

В пункте 2 указано, что Постановление № 345 вступает в силу со дня его официального обнародования на сайте администрации Джанкойского района Республики Крым и распространяется на правоотношения, возникшие до 1 января 2021 года.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление № 345 в части ограничения круга лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельного участка по цене 15 процентов кадастровой стоимости, не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, а потому заявленные требования административного истца в данной части не подлежат удовлетворению. Относительно требования Саушкиной И.А. в части незаконности придания обжалуемому нормативному правовому акту обратную силу действия, суд указал, что в нарушение позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 января 2005 года № 7-0, а также положений Федерального закона № 131-ФЗ, а также Устава администрации Джанкойского района Республики Крым, пунктом 2 Постановления № 345 его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, проверяя законность выводов суда первой инстанции и принятого им решения, обоснованность доводов апелляционной жалобы, исходит из следующего.

Как следует из материалов административного дела, Саушкина И.А. является индивидуальным предпринимателем и зарегистрирована в качестве таковой с 4 января 2015 года, вид деятельности – выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур; оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем, и прочее (том 1 л.д. 70-82).

На основании договора аренды земельного участка № 5 от 3 марта 2019 года Саушкина И.А. арендует земельный участок площадью 500 000 кв. метров из земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования – сельскохозяйственное использование, кадастровый номер – , расположенный по адресу: <адрес> (за границами населённых пунктов) (том 1 л.д. 97-115).

Указанный земельный участок предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и передан ей в аренду в порядке переоформления, в соответствии с частью 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым № 38-ЗРК).

Прежде с Саушкиной И.А. были заключены договоры аренды в отношении названного земельного участка 19 августа 2008 года № 194/Мас и 21 января 2016 года № 163-п (том 1 л.д. 83-96).

11 июня 2021 года она обратилась в администрацию Джанкойского района Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов на условиях, предусмотренных Постановлением № 636, путём выкупа по льготной цене (том 1 л.д. 67).

Письмом от 30 июня 2021 года № 01-13/2010 администрацией Джанкойского района Республики Крым отказано в продаже испрашиваемого земельного участка по льготной цене, со ссылкой на внесение изменений в Постановление № 636 в части исключения пункта 13 статьи 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК из абзаца 3 пункта 2 раздела II Приложения к постановлению. Саушкиной И.А. предложено приобрести арендуемый земельный участок по цене в размере его кадастровой стоимости (том 1 л.д.145-146).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Саушкиной И.А. в суд с настоящим административным исковым заявлением, и свидетельствуют о том, что административный истец является субъектом правоотношений по данному административному делу.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 50 от 25 декабря 2018 г.).

Пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

В соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон № 101-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статьей 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.

Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу осуществляется при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ).

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ).

На основании и во исполнение Земельного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Местная администрация полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется уставом муниципального образования (часть 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ, часть 1 статьи 31 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года № 54-ЗРК).

В соответствии со статьёй 6 Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым, утверждённого решением Джанкойского районного совета Республики Крым от 14 ноября 2014 года № 1/4-5 (далее - Устав муниципального образования Джанкойский район Республики Крым), к вопросам местного значения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статьёй 5 Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым установлена структура органов местного самоуправления района, которая состоит из, в том числе, местной администрации – администрация Джанкойского района Республики Крым.

Администрация Джанкойского района Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными и республиканскими законами (статья 42 Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Устава, пунктом 2.1 Положения об администрации Джанкойского района Республики Крым, утверждённого решением Джанкойского районного совета от 5 декабря 2014 года № 1/6-5 (далее - Положение об администрации Джанкойского района Республики Крым), администрация Джанкойского района Республики Крым в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории района, в том числе, управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, решает вопросы по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности.

В систему муниципальных правовых актов района входят: Устав района; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты Джанкойского районного совета; правовые акты председателя Джанкойского районного совета, администрации Джанкойского района, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом (часть 1 статьи 61 Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым).

В силу пункта 3 части 1 статьи 63 Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым глава администрации Джанкойского района во исполнение возложенных на него полномочий муниципальные правовые акты издаёт в форме постановлений и распоряжений.

В соответствии с положениями Устава муниципального образования Джанкойский район Республики Крым и Положения об администрации Джанкойского района Республики Крым акты администрации Джанкойского района, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, связанные с решением вопросов, относящихся к полномочиям администрации Джанкойского района (в том числе по вопросам экономического и социального развития, охраны общественного порядка, муниципальной собственности), издаются в форме постановлений.

Постановления администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке.

Правовые акты администрации Джанкойского района, подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу со дня их официального опубликования, если поздний срок не установлен самим правовым актом. Иные правовые акты администрации вступают в силу со дня их подписания (издания), если иное не установлено самим правовым актом.

Согласно части 3 статьи 68 Устава муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации, учредителем которых выступает район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после его официального опубликования.

Порядок подготовки и издания администрацией Джанкойского района Республики Крым постановлений, установленный Регламентом администрации Джанкойского района Республики Крым, утверждённым постановлением администрации Джанкойского района Республики Крым от 8 декабря 2014 года № 1, при принятии оспариваемого Постановления № 345 административным ответчиком соблюдён, о чём представлены соответствующие доказательства, в частности, пояснительная записка к проекту Постановления № 345, согласования, прокурорское заключение.

Официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов может осуществляться, в том числе, посредством размещения текста правового акта или проекта правового акта на официальном сайте Джанкойского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - djankoiadm.ru; размещения в сетевом издании – портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф, регистрация в качестве сетевого издания Эл № ФС77-72471 от 5 марта 2018 года); размещения на официальной странице (сайте) в государственной информационной системе «Портал Правительства Республики Крым» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Учитывая изложенное, оспариваемое в части Постановление № 345 принято уполномоченным органом, в пределах своих полномочий, в форме и в порядке, определённом законодательством. По этим основаниям Постановление № 345 административным истцом не оспаривается.

Проверяя оспариваемое постановление на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции с учётом вышеперечисленных норм законодательства, пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемое Постановление администрации Джанкойского района Республики Крым от 17 июня 2021 года № 345 в части ограничения круга лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельного участка по цене 15 процентов кадастровой стоимости, является законным. Кроме того, судебная коллегия полагает, что оспариваемое Постановление № 345 принято административным ответчиком в пределах дискреции органа муниципального образования. В данной части решение суда Джанкойского района Республики Крым от 17 ноября 2021 года не обжалуется.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.

В соответствии со статьёй 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования (ч. 1).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2).

Согласно пункту 3 статьи 68 Устава муниципального образования Джанкойского района Республики Крым муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 1 октября 1993 года № 81-р, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие. Придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя, при этом законодатель, реализуя своё исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений. Обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство). В отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица (к таким относятся и трудовые отношения), обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

Также Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, в том числе отношений собственности в земельной сфере, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определённости и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу либо, напротив, допустить в определённых случаях возможность применения утративших силу норм (постановление от 22 апреля 2014 года № 12-П).

Принимая во внимание, что оспариваемым Постановлением № 345 ограничен круг лиц, имеющих право на приобретение в собственность арендуемого земельного участка по льготной цене - 15 процентов кадастровой стоимости, чем могут быть нарушены права и свободы человека и гражданина, то суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что положения пункта 2 Постановления № 345 в части распространения положений данного постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, противоречат положениям статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о подведомственности настоящего административного дела арбитражному суду, поскольку административный истец является индивидуальным предпринимателем, основаны на неверном толковании норм законодательства о судопроизводстве.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подведомственности и подсудности которых оно отнесено законом.

Частью 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 - КАС РФ, главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Принимая во внимание указанные выше нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, оспариваемое Постановление № 345 является правовым актом, имеющим нормативный характер и принятым исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, и в силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации к подведомственности Арбитражного суда не относятся.

Как следует из материалов административного дела административный истец Саушкина И.А. обратилась с настоящим иском в суд 29 сентября 2021 года. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным, в связи с чем доводы апелляционной жалобы административного ответчика в данной части также являются необоснованными.

При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия установила, что оспариваемые положения нормативного правового акта применялись, как в отношении административного истца Саушкиной И.А., так и в отношении иных лиц, что подтверждается представленными в материалы административного дела доказательствами (том 1 л.д.67,145-146, том 2 л.д.216-229).

Таким образом, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 Постановления № 50, судебная коллегия считает необходимым указать в резолютивной части судебного акта на признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента вступления в законную силу судебного решения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определённой периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Также, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судом разрешается вопрос о способе доведения до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим полностью или в части.

В связи с изложенным судебная коллегия полает необходимым отразить в решении суда необходимость доведения административным ответчиком до сведения населения информации о решении суда, которым нормативный правовой акт признан не действующим в части.

С учётом изложенного, оценив в совокупности собранные по делу доказательства и анализируя установленные на их основе обстоятельства, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм права. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений для отмены обжалуемого решения судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года по административному делу №2а-2221/2021 оставить без изменения, изложив абзац 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:

Признать постановление администрации Джанкойского района Республики Крым от 17 июня 2021 года № 345 «О внесении изменений в постановление администрации Джанкойского района от 30 октября 2020 года № 636» в части распространения действия указанного постановления на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года, недействующим со дня вступления решения Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года в законную силу.

Дополнить резолютивную часть решения Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года следующим абзацем.

Возложить обязанность на администрацию Джанкойского района Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения Джанкойского районного суда Республики Крым от 17 ноября 2021 года, с учётом настоящего апелляционного определения, на официальном сайте администрации Джанкойского района Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://djankoiadm.ru/, а также на официальном сайте Нормативных правовых актов в Российской Федерации Министерства юстиции Российской Федерации – http://pravo-minjust.ru/.

Апелляционную жалобу администрации Джанкойского района Республики Крым – оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий

Л.А-В. Юсупова

Судьи

В.В. Агин

Е.И. Холодная