Копия
Дело № 33а-3022/2016 Председательствующий в
Категория 014а первой инстанции Мох Е.М.,
докладчик в апелляционной
инстанции Кондрак Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Кондратовой Е.В.
с участием:
представителя административного истца – ФИО2;
представителя административного ответчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю ФИО3
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению первого заместителя прокурора города Севастополя ФИО4 в интересах Российской Федерации о признании бездействия руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю (далее СУ СК России по городу Севастополю) незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения, по апелляционной жалобе и.о. прокурора города Севастополя ФИО4 на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Кондрак Н.И., выслушав прокурора, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора г. Севастополя обратился в Нахимовский районный суд города Севастополя с указанным иском, в котором просил признать бездействие руководителя следственного управления Следственного комитета России по городу Севастополю по невыполнению требования прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным, понуждению руководителя следственного управления Следственного комитета России по городу Севастополю устранить допущенные нарушения путем предоставления в прокуратуру города указанных в требовании копий документов, документов, ведение которых предусмотрено Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, обеспечения доступа сотруднику прокуратуры к камере хранения вещественных доказательств СУ СК РФ по городу Севастополю, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Севастополя во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в 2015 году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие 2016 года» организовано проведение проверки соблюдения правоохранительными органами, в том числе СУ СК России по городу Севастополю требований федерального законодательства, касающихся хранения вещественных доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. С целью исполнения указанного решения заместителем прокурора города Севастополя на основании статьи 82 УПК РФ, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ за исх. № направлено соответствующее требование. Однако письмом руководителя СУ СК России по городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ за исх. 207-18-2016/3630 отказано в исполнении требования прокурора в связи с отсутствием правовых оснований для проведения данной проверки. Заявитель полагает данное бездействие не основанным на законе и создающим препятствия для проведения названной проверки.
Судом постановлено указанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного постановления, и.о. прокурора города Севастополя обратился с апелляционным представлением, в котором просил решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить заявленные исковые требования. В обоснование жалобы указано, что при принятии решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
В апелляционном представлении прокурор указывает, что ч.1 ст.82 УПК РФ установлено, что вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле, а также предусмотрены исключительные случаи, когда они могут быть переданы для реализации, уничтожения, возвращены законному владельцу до вступления в силу окончательного процессуального решения по уголовному делу.
При этом, требования к условиям хранения вещественных доказательств, порядок их реализации, уничтожения, возвращения, передачи на ответственное хранение вещественных доказательств уголовно-процессуальным законодательством не предусмотрены и не установлены.
Частью 3 статьи 82 УПК РФ прямо предусмотрено, что требования к условиям хранения вещественных доказательств устанавливаются Правительством Российской Федерации. Параграф 89 Инструкции о порядке изъятия, учета хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Генеральным прокурором СССР, Министром внутренних дел СССР, Министром юстиции СССР, Председателем Верховного Суда СССР, первым заместителем Председателя КГБ СССР, обязывает прокуроров не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету не только с позиции соблюдения норм УПК РФ, но и других федеральных законов.
Таким образом, прокурорский надзор за надлежащим исполнением этих требований не может быть ограничен рамками полномочий по надзору за процессуальной деятельностью. При этом, статьей 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прямо предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов Следственным комитетом во всех сферах его деятельности без каких-либо ограничений.
Не верными являются выводы суда первой инстанции о том, что полномочия прокурора по осуществлению контроля за учетом и хранением вещественных доказательств ограничены пунктом 50 Инструкции о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств, ценностей и иного имущества по уголовным делам в Следственном комитете Российской Федерации, которой предусмотрено, что на должностное лицо следственного органа СК России, ответственное за хранение вещественных доказательств, возложена обязанность ежеквартально производить сверку с судебными органами, прокуратурой, статистическими подразделениями МВД России сведений по вопросам хранения, передачи, выдачи и уничтожения вещественных доказательств. Названная инструкция Следственного комитета является внутриведомственным нормативным правовым актом и не регулирует вопросы организации осуществления прокурорского надзора.
В поданных возражениях СУ СК России по городу Севастополю считал доводы апелляционного представления не подлежащими удовлетворению и просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Выслушав пояснения явившихся представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что прокуратура города Севастополя, реализуя полномочия по надзору за исполнением требований законодательства, на основании статей 22 и 21 Федерального закона о прокуратуре, статьи 44 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", была не вправе требовать от руководителей ГСУ СК Российской Федерации по Республике Крым обеспечения доступа к комнате хранения вещественных доказательств и к необходимым документам, материалам, регламентирующим организацию и порядок хранения в ней вещественных доказательств, поскольку положения статьи 44 названного федерального закона о Следственном комитете, регламентирующие прокурорский надзор за исполнением законов Следственным комитетом, необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
С данными выводами согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению при рассмотрении заявленных требований.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются ст. 129 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с п. 1 ст. 21 которого предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу п. 1 ст. 6 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора подлежат безусловному исполнению. За неисполнение законных требований прокурора действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, в том числе и административная.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Севастополя во исполнение п. 2.13 решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ от 25.03.2016 г. «Об итогах работы органов прокуратуры в Южном и Крымском федеральных округах в 2015 году и задачах по совершенствованию прокурорской практики на первое полугодие 2016 года», согласно которого прокурорам субъектов Российской Федерации, в том числе и прокурору города Севастополя, предписано обеспечить проведение мероприятий по надзору за исполнением правоохранительными органами требований федерального законодательства, касающихся хранения вещественных доказательств по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в срок апрель-май 2016 года (л.д. 8-12), организовано проведение указанной проверки, для чего заместителем прокурора города Севастополя на основании статьи 82 УПК РФ, ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ за исх. № направлено соответствующее требование (л.д. 13-14).
Как усматривается из указанного требования, у ответчика запрошены документы, касающиеся исключительно хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по г. Севастополю, то есть предмета проверки.
Как следует из рапорта сотрудника прокуратуры – старшего прокурора отдела по надзору за уголовно-процессуальной деятельностью в территориальных органах СК России по г. Севастополю ФИО5 (л.д. 15-16) на имя заместителя прокурора города Севастополя ФИО6, 23-ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения вышеуказанной проверки, должностными лицами СУ СК России по г. Севастополю ему отказано в предоставлении документов и доступе в места хранения вещественных доказательств.
Письмом руководителя СУ СК России по городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № отказано в исполнении требования прокурора в связи с отсутствием правовых оснований для проведения данной проверки, в частности, проверка может быть проведена на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, основания проверки должны быть обусловлены конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности СУ СК России по городу Севастополю признаков нарушения законов и требования о предоставлении необходимых документов и материалов должны распространяться лишь на те документы и материалы, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у органов прокуратуры сведений о нарушении законов (л.д. 17-21).
Ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (Далее ФЗ N 403-ФЗ) Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ (части 2 и 5 статьи 15 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Генеральному прокурору Российской Федерации и подчиненным ему прокурорам предоставлено право осуществлять государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
В статье 44 ФЗ N 403-ФЗ прямо закреплено, что надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Во исполнение указанных полномочий Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ от 9 февраля 2012 г. N 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы».
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением требований законодательства, вправе требовать от руководителей СУ СК России по городу Севастополю доступ к комнате хранения вещественных доказательств, а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая СУ СК России по городу Севастополю, предоставления необходимых документов, материалов.
Исходя из положений Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации. При этом функциональное назначение Следственного комитета аналогично назначению других правоохранительных органов, которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют предварительное следствие.
Более того, особых различий в правовом статусе Следственного комитета и упомянутых органов исполнительной власти не усматривается, поскольку все эти органы наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами, назначаемыми Президентом Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 1 ФЗ N 403-ФЗ руководство деятельностью Следственного комитета, как и руководство деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного следствия, осуществляет Президент Российской Федерации. В то же время подчинение Президенту Российской Федерации или вышестоящему органу исполнительной власти является характерной особенностью именно исполнительного органа государственной власти.
Таким образом, Следственный комитет относится к федеральному органу исполнительной власти и какие-либо ограничения при осуществлении надзора со стороны органов прокуратуры, которая является уполномоченным Российской Федерацией органом по надзору за исполнением всех действующих на территории Российской Федерации законов, в отношении Следственного комитета действующим законодательством не установлены.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поэтому оно подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Учитывая, что требования прокурора фактически сводятся к признанию незаконным отказа руководителя следственного управления Следственного комитета России по городу Севастополю в выполнении требования прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ№, изложенного в письме руководителя СУ СК России по городу Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, признание отказа незаконным согласно положений статьи 227 КАС РФ является надлежащим способом защиты права, а исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать отказ руководителя следственного управления Следственного комитета России по городу Севастополю в выполнении требования прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Обязать руководителя следственного управления Следственного комитета России по городу Севастополю устранить допущенные нарушения путем предоставления в прокуратуру города указанных в требовании копий документов, ведение которых предусмотрено Правилами хранения, учета и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, обеспечить доступ сотруднику прокуратуры к камере хранения вещественных доказательств СУ СК РФ по городу Севастополю, в специальное изолированное помещение для хранения вещественных доказательств, относящихся к категории наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также к металлическому шкафу (сейфу) для хранения денег и иных ценностей.
Председательствующий /подпись/ Н.И. Кондрак
судьи /подпись/ Т.А. Артамонова
/подпись/ Т.Н. Дудкина
Копия верна
судья Н.И. Кондрак