ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-30246/17 от 08.11.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Кобзарева О.А. №33а-30246/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Брыкова И.И.,

судей Найденовой Л.А., Соколовой Н.М.,

при секретаре Саховаровой А.Р.,

с участием прокурора Корнилова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2017 года апелляционную жалобу Эйдельмана В. Л. на решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 июня 2017 года по административному делу по административному иску Эйдельмана В. Л. к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным Постановления об утверждении платы за жилое помещение на территории городского округа Балашиха,

заслушав доклад судьи Найденовой Л.А.,

объяснения Эйдельмана В.Л., представителя Администрации городского округа Балашиха Московской области Алещенко И.Л.,

заключение прокурора Корнилова П.С.,

установила:

житель города Балашиха Московской области Эйдельман В.Л. обратился в Балашихинский городской суд Московской области с административным иском к Администрации городского округа Балашиха о признании незаконным Постановления Администрации городского округа Балашиха от 09 июня 2016 года №556/1-ПА «Об утверждении платы за жилое помещение на территории городского округа Балашиха» (далее – Постановление №556/1-ПА).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что оспариваемое Постановление №556/1-ПА является незаконным, поскольку – в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290 - не содержит расшифровку установленных тарифов за содержание жилого помещения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции административный истец поддержал заявленные требования, просил признать оспариваемое Постановление №556/1-ПА незаконным также и по тем основаниям, что, по мнению административного истца, он принят неуполномоченным органом.

Представитель Администрации городского округа Балашиха Алещенко И.Л. просил в удовлетворении административного иска отказать, представил письменные возражения.

Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица Управляющая компания ООО «Союз-Люберцы» не обеспечила явку в суд своего представителя.

Решением Балашихинского городского суда Московской области от 27 июня 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.

На решение суда административный истец Эйдельман В.Л. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 июня 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным Постановление Администрации городского округа Балашиха от 09 июня 2016 года №556/1-ПА «Об утверждении платы за жилое помещение на территории городского округа Балашиха».

В судебном заседании апелляционной инстанции Эйдельман В.Л. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Администрации городского округа Балашиха Алещенко И.Л. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель заинтересованного лица – Управляющая компания «Союз-Люберцы» не явился в заседание апелляционного суда, о месте и времени рассмотрения дела заинтересованное лицо извещено в установленном законом порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 226, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство (пункт 11 часть 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлены статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая, в частности, к таким полномочиям относит иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

На основании пункта 4 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Жилищным кодексом Российской Федерации на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность по принятию решения о выборе формы управления, а также об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления (часть 7 статьи 156 и часть 2 статьи 161).

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами №491, и минимального перечня услуг и работ необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290. При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35 Правил №491).

Частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 36 Правил №491 если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Как установлено судом первой инстанции Администрацией городского округа Балашиха принято Постановление от 09 июня 2016 года №556/1-ПА «Об утверждении платы за жилое помещение на территории Городского округа Балашиха». Первоначальный текст Постановления опубликован в официальном периодическом издании муниципального образования – газете «ФАКТ», №23, 16 июня 2016 года.

Данный муниципальный нормативный правовой акт принят – как указано в его преамбуле – в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и на основании решения комиссии по установлению регулируемых цен (тарифов), применяемых для расчета платы за жилое помещение, и тарифов на услуги (выполнение работ), предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями Городского округа Балашиха (протокол №2 от 06 июня 2016 года).

Постановлением №556/1-ПА утверждены и введены на территории Городского округа Балашиха с 01 июля 2016 года:

- плата за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (с НДС). Утвержденный размер платы указан в Приложении.

- плата за пользование жилым помещением (наем) для нанимателей жилого помещения в размере базовой ставки 8,30 руб./м2 (не облагается НДС).

В Приложении к Постановлению №556/1-ПА указана плата – размер платы в месяц – за конкретные услуги, соответственно перечисленные в приведенной таблице: 1. содержание жилого помещения по категориям благоустройства многоквартирных домов; 2. одноэтажные дома; 3.дополнительно к размеру платы для домов с газовыми плитами; 5.дополнительно к размеру платы, соответствующей уровню благоустройства дома.

Порядок установления тарифов на услуги (выполнение работ), предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа Балашиха на время принятия Постановления №556/1-ПА был определен решением Совета депутатов городского округа Балашиха от 20 января 2016 №02/16 «Об утверждении порядка установления тарифов на услуги (выполнение работ), предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа Балашиха». Настоящий Порядок – как указано в его пункте 1.1 – разработан в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Балашиха с целью создания единого подхода по решению вопросов формирования и утверждения тарифов, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления. Порядок применяется при расчетах, утверждении тарифов на услуги (выполнение работ), предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями городского округа Балашиха (пункт 1.2).

Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха от 19 апреля 2017 года утвержден Порядок установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа Балашиха. Данный нормативный правовой акт – как указано в пункте 1.1 – разработан на основании Жилищного кодекса Российской Федерации и Приказа Минстроя России от 27 сентября 2016 года №668/ПР «Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда».

Суду представлен протокол №2 заседания Тарифной комиссии от 06 июня 2016 года, в повестку дня которого входили вопросы платы граждан за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения с 01 июля 2016 года. К протоколу прилагаются материалы: в т.ч. расчет платы граждан за содержание жилого помещения по г.о. Балашиха с 01 июля 2016 года

Суд первой инстанции, рассмотрев требования административного истца и отказывая в удовлетворении административного иска, считал установленным, что Эйдельманом В.Л. в ходе судебного разбирательства не предоставлены доказательства нарушения его прав вследствие принятия административным ответчиком оспариваемого нормативного правового акта.

Суд считал установленным, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с требованиями статьи 156 ЖК РФ и статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ. Доказательств принятия собственниками помещений об установлении иного размера тарифов не предоставлено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят неуполномоченным лицом судебная коллегия считает несостоятельными.

Из анализа приведенных выше норм федерального законодательства следует, что установление размеров платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также в предусмотренных федеральным законодательством случаях – для собственников жилых помещений, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения поселения.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона №131-ФЗ Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, закон не наделяет правом принятия муниципального правового акта только представительный орган местного самоуправления – Совет депутатов муниципального образования.

То обстоятельство, что в соответствии с законом глава муниципального образования подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом, не означает, что этим положением закона ограничиваются его полномочия по принятию правовых актов.

Суду представлены доказательства того, что установленный размер платы основан на решении Комиссии по установлению регулируемых цен (тарифов), применяемых для расчета платы за жилое помещение, и тарифов на услуги (выполнение работ), предоставляемых муниципальными предприятиями и учреждениями Городского округа Балашиха (протокол №2 от 06 июня 2016 года), что свидетельствует о том, что оспариваемое Постановление об утверждении платы за жилое помещение имеет экономическое обоснование.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения Балашихинского городского суда Московской области от 27 июня 2017 года

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи