ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3024/19 от 27.08.2019 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33а-3024/2019 Председательствующий в первой

Категория 020а инстанции Степанова Ю.С.

докладчик в апелляционной

инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2019 года г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего: Бабича В.В.,

судей: Дудкиной Т.Н., Артамоновой Т.А.

при секретаре: Марушевской Т.В.

при участии:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя», Паньшина В. В. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя об оспаривании решения, по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя», Паньшин В.В. обратились в суд с административным иском, указывая, что РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» была незаконно исключена из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения налогового органа от 19 октября 2018 года, поскольку фактическая деятельность организации не прекращалась.

Просили признать незаконными решение ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» и возложить на ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя обязанность аннулировать из ЕГРЮЛ запись от 19 октября 2018 года за 2189204146525 об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 06 мая 2019 года административное исковое заявление РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя», Паньшина В. В. удовлетворено.

Признано незаконным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя от 19.10.2018 г. о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» как фактически прекратившим свою деятельность.

Обязано ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя исключить из ЕГРЮЛ запись от 19 октября 2018 года за номером об исключении РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» содержит все признаки недействующего юридического лица, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129- ФЗ, что подтверждается соответствующими справками об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов; о не предоставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности. Налоговый орган совершил все необходимые действия для принятия оспариваемого решения, при этом административный истец представил отчетность после принятия решения. Считает неверной ссылку суда на Постановление Конституционного Суда РФ №26-П, поскольку данное решение касается религиозных организаций.

В судебном заседании представитель административного ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.

Представитель административного истца в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 17 февраля 2017 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю принято решение о государственной регистрации РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя»; запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27.02.2017 г.

09.02.2018 г. в адрес Главного управления Минюста России по Республике Крым и городу Севастополю административным истцом направлено сообщение о продолжении деятельности.

02 июля 2018 года административным ответчиком принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

19 октября 2018 года ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя принято решение о прекращении юридического лица (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица) - РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя». В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ, как фактически прекратившего свою деятельность, на основании решения регистрирующего органа от 02 июля 2018 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности, доказанности заявленных требований, административный ответчик обоснованность оспариваемого решения не доказал.

Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).

Пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Абзацем 3 пункта 3 той же статьи предусмотрено, что сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (индивидуальным предпринимателем, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Как следует из материалов дела, после принятия ИФНС решения от 02 июля 2018 года №145 о предстоящем исключении недействующего юридического лица и до принятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» в адрес административного ответчика 30.07.2019 г. направлены сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, о чем свидетельствует отметка налогового органа о принятии таких сведений.

Таким образом, исходя из системного толкования законоположений, указанных выше, судебная коллегия приходит к выводу, что действительно, административным ответчиком были нарушены требования абз. 3 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ в части не направления в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по сроку не позднее 20 января 2018 года.

Вместе с тем, судебная коллегия, исходя из содержания статьи пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отмечает, что принятие административным ответчиком решения от 02 июля 2018 года о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, и от 19.10.2018 г. осуществлено преждевременно, то есть до истечения двенадцати месяцев с момента не представления отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Не подача сведений о среднесписочной численности работников не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана, исходя из содержания положений пункта 6 и 3 (абз.3) ст.80 Налогового кодекса РФ и п.1 ст.21.1. Федерального закона № 129-ФЗ не является самостоятельным основанием для исчисления двенадцатимесячного срока, поскольку подается единожды в случае создания (реорганизации) организации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 26-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина А.В. Федичкина", установленный статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица - неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в период с 2017 года по 2018 год общественная организация проводила общие собрания, а также общегородские, региональные и общероссийские соревнования по кикбоксингу, что подтверждается соответствующими Положениями о проведении таких соревнований, согласованных Управлением по делам молодежи и спорта города Севастополя, актами готовности спортсооружений, протоколами мандатной комиссии, списками оргкомитета.

Таким образом, с момента государственной регистрации РОО «Федерация кикбоксинга Севастополя» фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с организацией и проведением спортивных соревнований, а потому, отсутствие у организации банковских счетов и движения по ним, а равно не представление отчетности налоговому органу в установленные сроки, не являются безусловными о достаточными основаниями для принятия решения о прекращении юридического лица, учитывая, что норма, предусматривающая исключение лица из ЕГРЮЛ не является императивной, а лишь указывает на такую возможность.

А поскольку до принятия решения об исключении административного истца из ЕГРЮЛ в налоговый орган поступили сведения о среднесписочной численности работников при подтверждении организацией своей деятельности, оснований для принятия оспариваемых решений и совершения связанных с этим действий, у налогового органа не имелось.

Довод налогового органа о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 26-П касается лишь религиозных организаций, несостоятелен, поскольку предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по делу являлась проверка конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" применительно к некоммерческим организациям.

Иные доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 06 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: