ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-30253/19 от 08.08.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Головин А.Ю. Дело № 33а-30253/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ефименко Е.В.

судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.

по докладу судьи Ефименко Е.В.

с участием прокурора Давыдова А.А.

при секретаре Шехель З.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП «Водоканал города Новороссийска» к администрации муниципального образования город Новороссийск о признании недействующим постановления от 20 декабря 2018 г. № 5290 «Об утверждении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение на 2019-2023 годы» в части установления для МУП «Водоканал» тарифа и в части установления объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственных программ по водоотведению

по апелляционной жалобе представителя МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности Боряк А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 г.

Заслушав доклад, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда

установила:

МУП «Водоканал города Новороссийска» обратился в Октябрьский районный суд г. Новороссийска к администрации муниципального образования город Новороссийск с административным исковым заявлением о признании незаконным нормативного правового акта, в котором просили: признать недействующим постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 20 декабря 2018 г. № 5290 «Об утверждении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы» п. 1 приложения № 1 в части установления для МУП «Водоканал» тарифа без НДС на питьевую воду на период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. в г. Новороссийске в сельском округе Абрау-Дюрсо, сельских округах Раевский, Глебовский, Натухаевский, с. Борисовка, и в части определения объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы раздел № 8 на 2019-2023 годы, как не соответствующее законодательству Российской Федерации ; обязать администрацию муниципального образования город Новороссийск внести изменения в раздел 8 постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 20 декабря 2018 г. № 5290 «Об утверждении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы» в части установления объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы по водоснабжению увеличив их за 2019 год на 79 758 рублей; 2020 год на 82 948 рублей; 2021 год на 86 265 рублей; 2022 год на 89 716 рублей; 2023 год на 93 305 рублей; обязать администрацию муниципального образования город Новороссийск применить при расчете тарифа на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1 разряда в размере 9 149,8 рублей и учесть размер премии не менее 40 % тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда; обязать администрацию муниципального образования Новороссийск внести изменения в приложение № 1 к постановлению администрации муниципального образования город Новороссийск от 20 декабря 2018 г. № 5290 «Об утверждении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы» в части установления тарифа без НДС для МУП «Водоканал» в г. Новороссийске в сельском округе Абрау-Дюрсо, сельских округах Раевский, Глебовский, Натухаевский, с. Борисовка на период с 01 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г., с учетом расходов МУП «Водоканал», неучетенных при установлении тарифа на 2019-2023 годы.

Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 г. в удовлетворении требований вышеуказанного административного искового заявления МУП «Водоканал города Новороссийска» отказано.

В апелляционной жалобе представитель МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности Боряк А.А. просит решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 г. отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления.

В письменных возражениях прокурор города Новороссийска Грибова М.Г. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу МУП «Водоканал города Новороссийска» без удовлетворения.

В письменных возражениях представитель администрации муниципального образования город Новороссийск по доверенности Галь А.Е. просит решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП «Водоканал города Новороссийска» без удовлетворения.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,, выслушав представителя МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности Щурову В.В., прокурора Давыдова А.А., судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда не находит оснований для отмены решение суда первой инстанции.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, МУП «Водоканал города Новороссийска» с 01 марта 2013 г. осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск.

Постановлением Администрации муниципального образования город Новороссийск от 20 февраля 2014 г. № 1303 МУП «Водоканал» определен гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Новороссийск, за исключением зоны деятельности ОАО «Черномортранснефть», ПК «Шесхарис», зоны деятельности Северо-Кавказской дирекции по теплоснабжению — структурного подразделения центральной дирекции по теплоснабжению — филиала ОАО «Российские железные дороги».

Между МУП «Водоканал города Новороссийска» и административным ответчиком в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийск заключены договоры аренды муниципального имущества № 42 от 09 января 2014 г., № 59 от 15 сентября 2014 г., № 58 от 15 сентября 2014 г., по условиям которых МУП «Водоканал города Новороссийска» передано во владение и пользование муниципальное имущество - объекты водопроводного пользования, обязанность по капитальному ремонту которых возложена на арендатора.

Администрацией муниципального образования город Новороссийск в рамках предоставленных полномочий принято постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 20 декабря 2018 г. № 5290 «Об утверждении тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2019-2023 годы», опубликованное «Вестнике муниципального образования город Новороссийск» № 34, 26 декабря 2018 г. в установленном законом порядке.

Согласно позиции административного истца при утверждении тарифов расходы на капитальный ремонт и финансовые потребности МУП «Водоканал города Новороссийска» необоснованно уменьшены, не приняты во внимание утвержденная Производственная программа в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023 годы, уменьшены расходы на оплату труда, что явилось основанием для обращения МУП «Водоканал города Новороссийска» с настоящим административным иском.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Из положений п. 1 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 8 ст. 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Краснодарского края от 15 октября 2010 г. № 2065 органы местного самоуправления в Краснодарском крае наделены полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения, установлены Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято Постановление № 406, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»« в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, а в сфере водоотведения - тарифы на водоотведение и на транспортировку сточных вод.

Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применяются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод доходности инвестированного капитала; метод индексации; метод сравнения аналогов.

В соответствии с п. 31 Постановления № 406 выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных пунктами 37, 53 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

Согласно п. 74-76 Постановления № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого; метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58-65 настоящего документа.

В соответствии с п. 58-65 Постановления № 406 текущие расходырегулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями.

Неподконтрольные расходы включают в себя: расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов; расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа; расходы по сомнительным долгам, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего документа; экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования; расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией; расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов; расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций (за исключением мероприятий, включенных в инвестиционную программу); расходы на концессионную плату; расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного; соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Из материалов дела усматривается, что расчет величины необходимой валовой выручки (НВВ) необходимой МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при установлении базовых тарифов на 2019 год произведен органами регулирования тарифов администрации муниципального образования город Новороссийск в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. №1746-э, с учетом фактических затрат МУП «Водоканал города Новороссийска за 2017 год и индекса потребительских цен, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

Величина необходимой валовой выручки, принятая органом регулирования при установлении тарифов на 2019 год, перечень и величина параметров, учтенных при расчете необходимой валовой выручки, определена в таблице экспертного заключения управления экономического развития администрации муниципального образования город Новороссийск к проекту долгосрочных тарифов МУП «Водоканал Новороссийска» на питьевую воду и водоотведение на 2019 -2023 год № 2 от 14 декабря 2018 г. (Том 1, л.д. 69-78).

С 2017 года тарифы МУП «Водоканал г. Новороссийска» на услуги водоснабжения и водоотведения приведены к экономически обоснованному размеру, учтены финансовые потребности предприятия, необходимые для осуществления деятельности в сферах водоснабжения и водоотведения в полном объеме, заявленном предприятием. Тарифы были установлены с опережающим ростом в среднем по муниципальному образованию 129,66% - водоснабжение и 164,27% - водоотведение. В разрезе населенных пунктов рост по отношению к тарифам, действующим по состоянию на 31 декабря 2016 г. составил: Водоснабжение: Город-129%, С/о Абрау-Дюрсо - 166,6%, С/о Раевский, Глебовский, Натухаевский, село Борисовка- 142,1%. Водоотведение: Город-163,66%, С/о Абрау-Дюрсо - 194,88%, С/о Раевский, Глебовский, Натухаевский, село Борисовка- 180,37%.

В целях соблюдения статьи 13 раздела III Основ ценообразования в части не превышения предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, в соответствии со ст.2 Закона Краснодарского края от 06 апреля 2015 г. № 3161-КЗ «О мерах дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате коммунальных услуг на территории Краснодарского края» для населения с 01 июля 2017 г. действуют льготные тарифы (в соответствии Законом Краснодарского края от 06 апреля 2015 г. № 3161-КЗ) с выплатой компенсации выпадающих доходов от реализации коммунальных услуг по льготным тарифам из бюджета Краснодарского края.

Тарифы на 2017 год оспаривались в судебном порядке прокуратурой города Новороссийска с требованием снизить размер. Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 20 сентября 2017 г. по делу № 2а-3448/2017 административный иск прокурора оставлен без удовлетворения.

Расчет величины необходимой валовой выручки (НВВ) необходимой МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при установлении базовых тарифов на 2019 год произведен органами регулирования тарифов администрации муниципального образования город Новороссийск в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, с учетом фактических затрат МУП «Водоканал города Новороссийска за 2017 год, размера необходимой валовой выручки на 2018 год, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 18 декабря 2017 г. № 9517 и индекса потребительских цен, определенных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.

В соответствии с требованиями пункта 13 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.

Плановый размер тарифов на питьевую воду и водоотведение, заявленный МУП «Водоканал г. Новороссийска» на 2019 год предполагал дополнительный рост тарифов по отношений к действующим на 31 декабря 2018 г.: водоснабжение - 133,3%, водоотведение 105,3%, при ограничении Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2018 г. № 2490-р повышения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (предельный индекс) с 01.07.2019 г. по отношению январю 2019 г. в среднем по Краснодарскому краю на 2,6%.

Документы, подтверждающие фактический объем необходимой валовой выручки в указанном размере и необходимость значительного увеличения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2019 год, в рамках состязательности процесса административным истцом не предоставлены.

Предприятием заявлен объем НВВ на осуществление деятельности в сфере оказания услуг водоснабжения на 2019 год в размере 1010 662,19 рублей.

Однако согласно предоставленным материалам к тарифному делу № 4/2018-окк/вс/во от 14 мая 2018 г. фактический объем НВВ за 2017 год составил 730 452,68 рублей.

При уровне инфляции, определенном в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года в размере 107,4% - 2019/2017 г. (2018/2017 г. - 102,7% и 2019/2018 г. - 104,6%) плановый рост НВВ, заявленный предприятием на 2019 год по отношению к фактическим затратам за 2017 год составил 138,4%.

Органом регулирования по результатам проведенного анализа необходимой потребности для осуществления предприятием услуг водоснабжения в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее Методические указания) произведена корректировка НВВ. В расчет базового тарифа на 2019 год объем НВВ принят в размере 883 618,31 рублей.

Рост по отношению к фактическому объему НВВ за 2017 год 121%.

В соответствии с п. 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения - в случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального образования г. Новороссийск) проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечет превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной антимонопольной службой в среднем по субъекту Российской Федерации.

Предприятием при расчете базового тарифа на услуги водоснабжения на 2019 год заявлены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации Производственной программы в размере 47 685,31 рублей.

Между тем, «МУП «Водоканал г. Новороссийска» не исполнены Производственные программы в сферах водоснабжения и водоотведения, утвержденные на предыдущие периоды регулирования, что подтверждено представленными органом местного самоуправления документами.

Так, согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2016 год - на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 30 705,34 рублей, фактически освоено 12 324,56 рублей, отклонение - 18 380,78 рублей, за 2017 год - утверждено в Программе в сфере водоснабжения - 19 539,54 рублей, фактически освоено 5 850,78 рублей, отклонение - 13 688,76 рублей.

На основании п. 16 раздела III Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения неосвоенные средства предыдущих периодов регулирования исключены как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования - 32 069,54 рублей.

Остаток планового размера расходов предприятия на реализацию Производственной программы в сфере водоснабжения в 2019 году проанализирован в соответствии с п. 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на предмет доступности тарифов на услуги водоснабжения для населения муниципального образования с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 г. № 835 с 01 июля 2019 г. для муниципального образования город Новороссийск в размере 2,6%. В расчет тарифа на 2019 год органом регулирования принята сумма расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации Производственной программы в размере 7 306 рублей. Помимо указанных средств предприятие обязано направить на указанные цели ранее полученные и неосвоенные средства в предыдущие периоды регулирования в размере 32 069,54 рублей.

Также согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2018 год - на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 20 645,55 рублей, фактически освоено 5 858,36 рублей, отклонение - 14 787,19 рублей.

Кроме того, предприятием реализуются инвестиционные программы в сфера водоснабжения и водоотведения (утверждены Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 21 июля 2015 г. № 494 «О внесении изменений в решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26 ноября 2013 г. № 432 и об утверждении в новой редакции инвестиционных программ МУП «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения»), мероприятия которой также направлены на повышение энергетической эффективности, в том числе на снижение потерь воды при транспортировке. За период реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения 2013-2018 годы Предприятием получено средств от платы за подключение (присоединение) к централизованным сетям водоснабжения 166 120,9 рублей, фактически освоено 54 351,99 рублей.

Вместе с тем, включение в тариф расходов в указанном размере повлечет рост тарифов на услуги водоснабжения превышающем предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденный постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 г. № 835 с 01 июля 2019 г. для муниципального образования город Новороссийск в размере 2,6%, что нарушает п. 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ.

Согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2018 год - на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 20 645,55 рублей, фактически освоено 5 858,36 рублей, отклонение - 14 787,19 рублей.

При установлении базового тарифа на услуги водоснабжения на 2019 год Предприятием заявлен объем подъема воды из собственных источников в размере 8 231,06 тыс.м3, органом регулирования учтены фактические показатели Предприятия за предыдущие периоды регулирования: 2015 год подъем воды из собственных источников — 9 453,37 тыс. м3, 2016 год- 11 644,24 тыс. м3, 2017 год - 11 420,84 тыс. м3.

В расчет тарифа принят объем в размере 10 857,01 тыс. м3 - ниже факта 2017 года на 5%.

При этом, расходы на сырье и материалы, а также электроэнергию приняты с учетом фактических расходов за 2017 год и уровня инфляции составили: расходы на электроэнергию - 78 667,75 тыс. рублей, расходы на сырье и материалы - 4 755,75 тыс. рублей.

Принято в тариф на 2019 год: расходы на электроэнергию - 88 055,31 тыс. руб., увеличение 112%, расходы на сырье и материалы - 8 766,38 тыс. руб., увеличение 184%.

Регулирование тарифов МУП «Водоканал г. Новороссийска» органами местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск осуществляется в рамках переданных полномочий законом Краснодарского края от 15 октября 2010 г. № 2065-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса».

Тарифы на питьевую воду и водоотведение для МУП «Водоканал г. Новороссийска» (далее ОКК) установлены в соответствии с пунктом 31 главы V Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, на долгосрочный период 2019 - 2023 годы с применением метода индексации.

Расчет величины необходимой валовой выручки (НВВ) необходимой МУП «Водоканал города Новороссийска» на осуществление регулируемых видов деятельности, принятой при установлении базовых тарифов на 2019 год произведен органами регулирования тарифов администрации муниципального образования город Новороссийск в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. №1746-э.

Пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 установлено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг).

Предприятием при расчете базового тарифа на 2019 год заявлен общий объем поданной воды в сеть - 42 915,41 тыс. м3, в том числе: покупная вода - 34 684,35 тыс. м3, вода из собственных источников - 8 231,06 тыс. м3. Экономическое обоснование изменения долевого соотношения объема покупной воды и воды из собственных источников по отношению к фактическим данным за предыдущие периоды регулирования предприятием не предоставлено.

В то же время органом регулирования в расчет базового тарифа на 2019 год принят общий объем поданной воды на уровне фактического объема за 2017 год в размере 43 285,25 тыс. м3 с увеличением по отношению к объему, заявленному Предприятием на 0,86 %, долевое соотношение воды из собственных источников и покупной воды принято с учетом фактических показателей за три предыдущих года.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Исходя из представленных административным ответчиком показателей, распределение долевого соотношения на уровне, заявленном предприятием, необоснованно приведет к увеличению расходов на покупку воды и соответственно увеличению тарифа на услуги водоснабжения. Во включении в тариф на основании пункта 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 отказано.

Указанные предприятием в дополнении к исковому заявлению доводы, что при расчете тарифа органом регулирования не учтены объемы реализации воды ГУП КК «Кубаньводкомплекс» МУП «Водоканал г. Новороссийска», принятые при установлении тарифов для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края (Приказ РЭК-ДЦиТ КК от 10 декабря 2018 г. № 135/2018-ВК) несостоятельны, так как органом регулирования анализ экономического обоснования затрат, включенных в тариф предприятия производится на основании фактически подтвержденных документов в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 не может основываться на плановых (расчетных) показателях другой организации коммунального комплекса, регулируемой иным органом регулирования. Данный довод административного истца является несостоятельным.

По вопросу применения при расчете плановых затрат предприятия на покупку воды в 2019 год тарифа ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в размере 16,59 руб./м3 в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 - тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования. Так как откорректированный тариф на 2019 год для ГУП КК «Кубаньводкомплекс» в размере 16,84 руб./м3 установлен приказом РЭК-ДЦиТ КК № 135/2018-ВК -10 декабря 2018 г., то на момент проведения анализа затрат на покупку воды у ГУП КК «Кубаньводкомплекс» органом регулирования применен тариф, заявленный Предприятием, в размере 16,59 руб./м3 установленный приказом РЭК -ДЦиТ КК от 06 декабря 2017 г. № 47/2017-вк на 2019 год.

В соответствии с п. 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения - в случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (полномочия переданы органам местного самоуправления муниципального образования город Новороссийск) проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечет превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной антимонопольной службой в среднем по субъекту Российской Федерации.

Фактические расходы предприятия за 2017 год на покупку воды составили 407 432,21 рублей, в расчет базового тарифа на 2019 год органом регулирования включена сумма на покупку воды в размере 503 632,44 рублей с ростом по отношению к фактическим затратам 123,6 %, при общем уровне инфляции на 2019/2017 г.г., определенном в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года в размере 107,4%.

Предприятием при расчете базового тарифа на услуги водоснабжения на 2019 год заявлены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем в рамках реализации Производственной программы в размере 37 545,691 тыс. рублей и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 8 455,62 тыс. рублей, что предполагает дополнительный рост тарифов по отношению к тарифам, действующим в январе 2019 года на услуги водоснабжения - 133,3%, при ограничении Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 2490-р повышения совокупной платы граждан за коммунальные услуги (предельный индекс) с 01 июля 2019 года по отношению январю 2019 г. в среднем по Краснодарскому краю на 2,6%.

В то же время МУП «Водоканал г. Новороссийска» не исполнены Производственные программы в сферах водоснабжения и водоотведения, утвержденные на предыдущие периоды регулирования.

Так, согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2016 год - на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 30 705,34 тыс. рублей, фактически освоено 12 324,56 тыс. руб., отклонение - 18 380,78 тыс. рублей; за 2017 год - утверждено в Программе в сфере водоснабжения - 19 539,54 тыс. рублей, фактически освоено 5 850,78 тыс. рублей, отклонение - 13 688,76 тыс. рублей.

На основании п. 16 раздела III Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения неосвоенные средства предыдущих периодов регулирования исключены как экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования - 32 069,54 тыс. рублей.

Остаток планового размера расходов Предприятия на реализацию Производственной программы в сфере водоснабжения в 2019 году проанализирован в соответствии с п. 10 раздела III Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение на предмет доступности тарифов на услуги водоснабжения для населения муниципального образования с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 декабря 2018 г. № 835 с 01 июля 2019 г. для муниципального образования город Новороссийск в размере 2,6%. В расчет тарифа на 2019 год органом регулирования принята сумма расходов на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации Производственной программы в размере 7 306 рублей. Помимо указанных средств предприятие обязано направить на указанные цели ранее полученные и неосвоенные средства в предыдущие периоды регулирования в размере 32 069,54 рублей.

Согласно отчету о реализации производственной программы в сфере водоснабжения за 2018 год - на реализацию мероприятий программы утверждены расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем и расходы на выполнение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 20 645,55 тыс. рублей, фактически освоено 5 858,36 тыс. рублей, отклонение - 14 787,19 тыс. рублей.

Кроме того, предприятием реализуются инвестиционные программы в сферах водоснабжения и водоотведения (утверждены Решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 21 июля 2015 г. № 494 «О внесении изменений в решение городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 26 ноября 2013 г. № 432 и об утверждении в новой редакции инвестиционных программ МУП «Водоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения»), мероприятия которой также направлены на повышение энергетической эффективности, в том числе на снижение потерь воды при транспортировке. За период реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения 2013-2018 годы предприятием получено средств от платы за подключение (присоединение) к централизованным сетям водоснабжения 166 120,9 тыс. рублей, фактически освоено 54 351,99 тыс. рублей.

В муниципальной программе «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, социальной сферы в муниципальном образовании город Новороссийск на 2017-2019 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 03 ноября 2016 г. № 9020 предусмотрены средства на строительство и реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения на 2019 год в размере 153 000 рублей.

С 01 июля 2017 г. тарифы МУП «Водоканал г. Новороссийска» на услуги водоснабжения и водоотведения приведены к экономически обоснованному размеру с опережающим ростом по отношению к тарифам, действующим ранее: на питьевую воду - от 29% в городе до 67% в сельских населенных пунктах; на водоотведение - от 64% в городе до 95% в селах.

Для населения, в целях соблюдения действующего законодательства об установлении тарифов на коммунальные услуги с учетом предельного индекса роста платы граждан, с 01 июля 2017 года действуют льготные тарифы (в соответствии Законом Краснодарского края от 06 апреля 2015 г. № 3161-КЗ) с выплатой компенсации выпадающих доходов от реализации коммунальных услуг по льготным тарифам из бюджета Краснодарского края.

В целях сокращения расходов краевого бюджета льготные тарифы для населения постепенно приводятся к установленному экономически обоснованному размеру в рамках допустимого предельного индекса роста платы граждан.

Кроме того, с 01 июля 2018 г. размер льготных тарифов для населения на услуги водоснабжения и водоотведения увеличен с учетом предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги, установленного в индивидуальном порядке для МО г. Новороссийск в размере 6,5%, при среднекраевом росте платы в 4%.

Рост льготных тарифов для населения с 01.07.2018 года, составил: водоснабжение - от 8% до 14%, водоотведение - от 10% до 20%.

Для приведения тарифов для населения к экономически обоснованному уровню, установленному постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 20 декабря 2018 г. № 5290 и ухода от субсидии из средств краевого бюджета, необходимо увеличить тарифы для населения: водоснабжение от 22% по городу до 50% в селах; водоотведение - от 40% в городе до 77% в селах.

В части неверного установления тарифа рабочего 1 разряда, суд учитывает, что административным истцом по заявке на установление базового тарифа расчет затрат на оплату труда основного производственного персонала произведен по тарифной ставке рабочего 1 разряда в размере 6 473,08 рублей, однако органом регулирования в расчет принята тарифная ставка с учетом дефлятора в размере 8 631,59 рублей.

Следовательно, предприятием не доказано, что органом местного самоуправления не учтены финансовые и экономические потребности административного истца, указанные в административном иске доводы опровергаются материалами административного дела и представленными административным ответчиком доказательствами.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 23 мая 2019 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МУП «Водоканал города Новороссийска» по доверенности Боряк А.А.- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 августа 2019 года.