Председательствующий по делу Дело № 33а-3025/2019
судья Демина Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.
и судей краевого суда Бурака М.Н., Пичуева В.В.,
при секретаре Солодухиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 7 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Забайкальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Билитуйское» о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения,
по апелляционной жалобе административного ответчика главы сельского поселения «Билитуйское» ФИО1
на решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 6 мая 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Забайкальского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Билитуйское» в части не осуществления отжига сухой растительности и опашки вокруг сельского поселения «Билитуйское».
Обязать администрацию сельского поселения «Билитуйское» в срок до 30 сентября 2019 года произвести контролируемый отжиг сухой растительности между опашками вокруг сельского поселения «Билитуйское».
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия
установила:
18 апреля 2019 года прокурор Забайкальского района обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населенных пунктов от природных пожаров. Установлено, что администрация сельского поселения «Билитуйское» полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения должным образом не исполняет, не проведены профилактические мероприятия, направленные на локализацию пожара: двойная опашка и контролируемые отжиги сухой растительности между опашками. Расположение сельского поселения в степной зоне и погодные условия в весенний период, характеризующиеся сухой ветреной погодой, способствуют мгновенному и непредсказуемому распространению природных пожаров на огромные территории, представляя угрозу перехода на населенные пункты, и тем самым причинение вреда жизни и здоровью граждан, уничтожению имущества, чем могут быть нарушены права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Билитуйское» в части неосуществления отжига сухой растительности и опашки вокруг сельского поселения, обязать произвести двойную опашку (шириной не менее 6 м одна полоса) в границах поселения на расстоянии не менее 50 м друг от друга, произвести контролируемые отжиги между опашками (л.д. 4-9).
В ходе производства по делу прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Билитуйское» в части неосуществления отжига сухой растительности и опашки вокруг сельского поселения, обязав в срок до 30 сентября 2019 года произвести контролируемый отжиг сухой растительности между опашками (л.д. 44).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 64-67).
В апелляционной жалобе глава сельского поселения «Билитуйское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО1 просит решение районного суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что полномочия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесены к полномочиям муниципального района. Указывает, что в компетенцию органа местного самоуправления создание и организация деятельности добровольной пожарной дружины для добровольной пожарной охраны не входит (л.д. 71-73).
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Забайкальского района Забайкальского края Балданов Р.Д. просит в удовлетворении апелляционной жалобы, решение районного суда оставить без изменения (л.д. 81-83).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика – глава сельского поселения «Билитуйское» муниципального района «Забайкальский район» ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубова С.А. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Положениями частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения (пункт 9).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 указанного Федерального закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В соответствии со статьями 1, 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 72 (1), 78 указанных Правил выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках (за исключением участков, находящихся на торфяных почвах) населенных пунктов, землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения может производиться в безветренную погоду при условии, что: а) участок для выжигания сухой травянистой растительности располагается на расстоянии не ближе 50 метров от ближайшего объекта защиты; б) территория вокруг участка для выжигания сухой травянистой растительности очищена в радиусе 25 - 30 метров от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; в) на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим; г) лица, участвующие в выжигании сухой травянистой растительности, обеспечены первичными средствами пожаротушения. На объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством районный суд пришел к правильному выводу, что такие профилактические мероприятия, направленные на локализацию пожара, как двойная опашка и контролируемые отжиги сухой растительности между опашками, являются первичными мерами пожарной безопасности, исполнение которых относится к полномочиям сельского поселения «Билитуйское».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно протоколу заседания КЧС и ОПБ Забайкальского края от 18 февраля 2019 года № 6 органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края в срок до 20 марта 2019 года было предписано обеспечить противопожарную защиту населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений от распространения природных пожаров, завершить их двойную опашку, обновление минерализованных полос, очистку прилегающей к населенным пунктам территории от отходов деревообработки (опилки, горбыль и т.д.).
Из протокола № 1 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района «Забайкальский район» от 26 февраля 2019 года следует, что главе сельского поселения «Билитуйское» было предписано осуществить опашку и формирование минерализованной полосы вокруг сельского поселения «Билитуйское» в срок до 20 марта 2019 года.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции административным ответчиком была произведена двойная опашка вокруг поселения (расстояние между полосами около 50 м, ширина одной полосы около 5-6 м), что подтверждается актом проверки от 29 апреля 2019 года, составленного помощником прокурора.
Принимая во внимание, что указанные работы должны были быть произведены административным ответчиком в срок до 20 марта 2019 года, однако они были осуществлены после возбуждения административного дела в суде, районный суд обоснованно признал незаконным бездействие администрации сельского поселения «Билитуйское» в части неосуществления опашки вокруг сельского поселения.
Между тем с выводом суда о возложении на администрацию сельского поселения «Билитуйское» обязанности в срок до 30 сентября 2019 года произвести контролируемый отжиг сухой растительности между опашками вокруг сельского поселения «Билитуйское» и признания незаконным бездействия судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 26 апреля 2019 года № 23 «Об установлении на территориях отдельных муниципальных районов и городских округов Забайкальского края особого противопожарного режима» на территории Забайкальского края в границах муниципальных районов, в том числе «Забайкальский район», установлен с 29 апреля 2019 года особый противопожарный режим.
Как упоминалось выше, в силу положений пункта 72 (1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации выжигание сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов может производиться в безветренную погоду при условии, что на территории, включающей участок для выжигания сухой травянистой растительности, не действует особый противопожарный режим.
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждены Методические рекомендации по проведению выжигания сухой травянистой растительности от 23 января 2014 года № 2-4-87-1-1922, которые направлены на исключение возможности перехода огня на лесные насаждения, торфяники, населенные пункты и объекты инфраструктуры. Согласно пункту 22 рекомендаций профилактические выжигания запрещаются при действии на соответствующей территории особого противопожарного режима.
При таких обстоятельствах, в условиях действия на территории Забайкальского района Забайкальского края особого противопожарного режима возложение на административного ответчика обязанности произвести контролируемый отжиг сухой растительности между опашками вокруг сельского поселения «Билитуйское» не может быть признано законным и отвечающим принципу целесообразности.
Таким образом, решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 6 мая 2019 года в части признания незаконным бездействия администрации сельского поселения «Билитуйское» по неосуществлению отжига сухой растительности вокруг сельского поселения «Билитуйское» и возложении обязанности произвести контролируемый отжиг сухой растительности на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 6 мая 2019 года отменить в части признания незаконным бездействия администрации сельского поселения «Билитуйское» по неосуществлению отжига сухой растительности вокруг сельского поселения «Билитуйское» и возложении на администрацию сельского поселения «Билитуйское» обязанности в срок до 30 сентября 2019 года произвести контролируемый отжиг сухой растительности между опашками вокруг сельского поселения «Билитуйское». Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления в данной части.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий О.Ч. Цыдендамбаева
Судьи М.Н. Бурак
В.В. Пичуев