ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3031 от 05.04.2018 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Марченко О.В. Дело № 33а-3031

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 апреля 2018 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Светловой С.Е.

судей Кудриной Я.Г., Пилипенко Е.В.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Хорольского района в интересах неопределенного круга лицо о возложении обязанности на администрацию Хорольского муниципального района по апелляционной жалобе администрации Хорольского муниципального района на решение Хорольского районного суда Приморского края от 21 ноября 2017 года, которым требования прокуратуры Хорольского района удовлетворены: на администрацию Хорольского муниципального района, администрацию Хорольского сельского поселения возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить бесперебойное водоснабжение в с.Новодевица Хорольского района; на администрацию Хорольского муниципального района возложена обязанность определить гарантирующую организацию для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории с.Новодевица Хорольского района.

Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г., объяснения представителя администрации Хорольского муниципального района – Мусавирова Е.Т., прокурора, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокуратура Хорольского района в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией Хорольского муниципального района при подготовке к предстоящему отопительному сезону. В ходе проверки установлено, что 9 января 2013 года между администрацией Новодевицкого сельского поселения и ООО «Девичанское» заключен договор безвозмездной аренды муниципального имущества. 23 марта 2015 года произведена замена стороны договора аренды администрации Новодевицкого сельского поселения на администрацию Хорольского муниципального района. Согласно п.1.1 договора ООО «Девичанское» безвозмездно во временное владение и пользование для выполнения функций водоснабжения и водоотведения на территории Новодевицкого сельского поселения передано недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности. 8 июня 2017 года главе администрации Хорольского муниципального района вносилось представление в связи с тем, что на территории с.Новодевица не определен гарантирующий поставщик услуг водоснабжения и водоотведения, которое было рассмотрено 30 июня 2017 года и удовлетворено. Однако до настоящего времени конкретные меры по устранению выявленных нарушений не приняты, гарантирующая организация не определена, какие-либо действенные меры, направленные на организацию и обеспечение гарантированного и бесперебойного водоснабжения на территории с.Новодевица не принято. Просит обязать администрацию Хорольского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить гарантированное и бесперебойное водоснабжение с.Новодевица, определить гарантирующего поставщика услуг водоснабжения и водоотведения на территории с.Новодевица.

Помощник прокурора в судебном заседании уточнил требования, просил возложить на администрацию Хорольского муниципального района, администрацию Хорольского сельского поселения обязанность по организации и обеспечению гарантированного и бесперебойного водоснабжения в с.Новодевица, определению гарантирующего поставщика услуг водоснабжения и водоотведения на территории с.Новодевица.

Представитель администрации Хорольского муниципального района не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то обстоятельство, что из административного иска не следует, что администрацией нарушены какие-либо нормы законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О водоснабжении и водоотведения», отсутствуют конкретные факты нарушений прав граждан на получение качественных услуг по водоснабжению. В настоящее время обязанность по бесперебойному водоснабжению с.Новодевица лежит на администрации Хорольского сельского поселения. Администрацией ведется работа по заключению концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры. 5 мая 2017 года в администрацию поступило предложение о заключении концессионного соглашения с АО «...». 10 мая 2017 года проект концессионного соглашения направлен в департамент по тарифам Приморского края. 17 мая 2017 года администрацией совместно с обществом проведены переговоры в форме совместного совещания в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров, в настоящее время идет доработка проекта соглашения с учетом предложений и замечаний администрации района. Необходимость наделения ООО «Девичанское» статусом гарантирующей организации отсутствует в силу ч.2 ст.12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Представитель администрации Хорольского сельского поселения поддержал заявленные требования, пояснил, что на сегодняшний день ООО «Девичанское» прекратило свое существование. КГУП «...» не хочет брать на себя дополнительные обязательства по с.Новодевица. В настоящее время в с.Новодевица водоснабжение осуществляется благодаря инициативе и энтузиазму двух жителей, которые выполняют работы, необходимые для подачи водоснабжения.

Представитель ООО «Девичанское» в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрации Хорольского муниципального района ставится вопрос об отмене решения суда в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Исследовав представленные сторонами доказательства, дав им оценку, суд разрешил спор без нарушения норм процессуального права, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, однако считает, что его описательно-мотивировочная часть требует уточнения.

В соответствии с п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ст.12 Закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По делу установлено, что 9 января 2013 года администрация Новодевицкого сельского поселения (арендодатель) и ООО «Девичанское» (арендатор) заключили договор безвозмездной аренды муниципального имущества № 01. В соответствии с указанным договором арендатору безвозмездно во временное владение и пользование предоставлено движимое и недвижимое имущество для выполнения функций водоснабжения и водоотведения на территории Новодевицкого сельского поселения.

23 марта 2015 года дополнительным соглашением к договору аренды имущества № 01 от 9 марта 2013 года произведена замена арендодателя администрации Новодевицкого сельского поселения Хорольского района на новую сторону – администрацию Хорольского муниципального района.

1 марта 2017 года между администрацией Хорольского муниципального района и администрацией Хорольского сельского поселения заключено соглашение о передаче на период с 1 марта 2017 по 31 декабря 2017 года администрации Хорольского сельского поселения за счет межбюджетных трансферов, предоставляемых в соответствии с БК РФ из бюджета Хорольского муниципального района в бюджет поселения части полномочий по решению вопросов местного значения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в части организации водоснабжения населения в с.Поповка и организации водоснабжения и водоотведения в с.Новодевица.

Прокуратурой Хорольского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства администрацией Хорольского муниципального района при подготовке к предстоящему отопительному периоду, по результатам которой установлено, что до настоящего времени администрацией Хорольского муниципального района не определена гарантирующая организация, схемы водоснабжения и водоотведения на территории с.Новодевица не разработаны и не утверждены, какие-либо действенные меры, направленные на организацию и обеспечение гарантированного и бесперебойного водоснабжения на территории с.Новодевица, администрацией Хорольского муниципального района не приняты.

По указанным фактам главе администрации Хорольского муниципального района внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.

30 июня 2017 года представление прокуратуры Хорольского района рассмотрено, в ответе прокурору глава Хорольского муниципального района сослался на то, что в целях устранения нарушений, указанных в представлении прокурора, администрацией Хорольского муниципального района проводится работа по заключению концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры, в состав имущества которой входят объекты водоснабжения и водоотведения в с.Новодевица. 5 мая 2017 года в администрацию муниципального района поступило предложение о заключении концессионного соглашения – АО «...». В настоящее время АО «...» дорабатывает проект концессионного соглашения с учетом предложений и замечаний администрации района. Необходимость наделения ООО «Девичанское» статусом гарантирующей организации отсутствует в силу ч.2 ст.12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»; на территории с.Новодевица отсутствуют иные организации, осуществляющие предоставление населению соответствующих коммунальных ресурсов.

Из имеющихся в материалах дела возражений главы Хорольского муниципального района на исковые требования прокурора следует, что в настоящее время сети водоснабжения в с.Новодевица функционируют в штатном режиме, граждане получают надлежащее водоснабжение.

В то же время в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции доводы главы Хорольского муниципального района, отраженные в ответе на представление прокурора, в возражениях на иск, не нашли своего подтверждения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором ООО «Девичанское» является ФИО11.

14 июля 2017 года ФИО11 умер, что подтверждается справкой о смерти.

Как пояснили в судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей ... ООО «Девичанское» ФИО13 и не состоящий в трудовых отношениях с обществом ФИО14, директора у общества нет, бухгалтер на работу не выходит, в штате состоят два сотрудника. По своей инициативе ФИО13 и ФИО14 два раза в сутки включают насос, иначе жители с.Новодевица останутся без воды. Вода качается на башню, потом вода самотеком идет по деревне. Заработную плату они не получают.

Представитель администрации Хорольского сельского поселения пояснил, что в любой момент водоснабжение в с.Новодевица может прекратиться. Организации, которая бы занималась вопросом водоснабжения, нет, ООО «Девичанское» фактически не существует. Водоснабжение села происходит благодаря энтузиазму и инициативе двух людей.

Давая оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что водоснабжение населения с.Новодевица не организовано, для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории села не определена гарантирующая организация.

Таким образом, администрацией Хорольского муниципального района, администрацией Хорольского сельского поселения не выполняются обязанности по бесперебойному водоснабжению с.Новодевица Хорольского района, что в силу вышеприведенных правовых норм является основанием к удовлетворению административных исковых требований прокурора.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что администрацией Хорольского муниципального района не нарушены какие-либо нормы законов, отсутствуют конкретные факты нарушений прав граждан на получение качественных услуг по водоснабжению, прокурор вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность администрации Хорольского муниципального района, ООО «Девичанское» является единственной организацией, осуществляющей предоставление населению коммунальных ресурсов, в связи с чем наделять какую-либо организацию статусом гарантирующей не представляется возможным, нельзя считать обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Хорольского районного суда Приморского края от 21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Хорольского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи