Судья: Григорашенко О.В. Дело <данные изъяты>а-30750/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М., при секретаре Налапкине А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу ФИО1 на решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к О. Р. по городскому округу Дубна о признании незаконными действий, заслушав доклад судьи Редченко Е.В., установила: ФИО1 обратился в суд с административным иском к О. Р. по городскому округу Дубна о признании незаконными действий по передаче обработки персональных данных в ООО «ИРЦ Дубна». В обоснование требований указывалось, что в нарушение требований действующего законодательства О.<данные изъяты> без согласия ФИО1 передал в ООО «ИРЦ Дубна» данные его нового паспорта. В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 и его представительФИО2 требования поддержали, дополнительно пояснили, что в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 713) ООО "ИРЦ Дубна" и ООО "ГЕУК Дубна" не относятся к лицам, уполномоченным на прием и передачу документов в органы регистрационного учета, а следовательно ООО "ИРЦ Дубна" не имело правовых оснований для обработки персональных данных административного истца. Следовательно, О.<данные изъяты> незаконно передал персональные данные ФИО1 в ООО "ИРЦ Дубна". Кроме того, обработка персональных данных истца в ООО "ГЕУК Дубна" и ООО "ИРЦ Дубна" не соответствует заявленным целям, поскольку административный истец не осуществлял через указанные организации никаких действий, связанных с регистрацией или снятием его с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания, в связи с чем у ООО "ИРЦ Дубна" не было и нет никакой реальной потребности в обработке персональных данных (паспортных данных) ФИО1 Письменного договора на управление многоквартирным домом ФИО1 с ООО "ГЕУК "Дубна" не подписывал. Представитель О. Р. по г.о. <данные изъяты> по доверенности ФИО3 требования не признал. Пояснил, что <данные изъяты>ФИО1 лично обратился в ФИО4 по г.о. Дубна с заявлением об утере принадлежащего ему паспорта гражданина РФ, и о выдаче ему нового паспорта взамен утраченного. <данные изъяты> в соответствии с Административным регламентом МВД Р. по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ на территории РФ, сотрудниками О.ФИО1 был выдан новый паспорт гражданина РФ. В силу статьи 10 Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "О персональных данных" О. в рамках информационного взаимодействия передало сведения о паспортных данных ООО "ИРЦ Дубна", как органу, уполномоченному управляющей жилищным фондом организацией на прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятии с регистрационного учета граждан РФ, на которое законодательством РФ возложены полномочия по обработке персональных данных граждан, а также осуществление взаимодействия с органами регистрационного учета (О.). <данные изъяты> в О. от ФИО1 поступило требование о прекращении обработки его персональных данных, на которое ему был дан соответствующий ответ. Кроме того, представитель О. пояснил, что в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных" обработка и передача ООО ИРЦ Дубна" данных нового паспорта гражданина ФИО1 в данном случае возможна и без согласия субъекта персональных данных, поскольку она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим ООО "ИРЦ Дубна", которому была передана информация о персональных данных истца, вправе осуществлять их обработку без получения соответствующего согласия граждан-субъектов персональных данных. Кроме того, требование о прекращении обработки персональных данных от ФИО5 поступило в О. только <данные изъяты>, однако, все необходимые действия по замене паспорта были окончены уже <данные изъяты>, то есть до подачи указанного заявления. Представители заинтересованного лица ООО "ИРЦ Дубна" - генеральный директор ФИО6 и ФИО7, действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований ФИО1 возражали, указали, что ООО "ИРЦ Дубна" является лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ, а также осуществляет взаимодействие с органами регистрационного учета О. Р. по г.о. Дубна в части актуализации сведений, содержащихся в формах статистического учета, что предусмотрено пунктом 4 постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ..." и пунктом 2 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятии с регистрационного учета граждан РФ о месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ". Кроме того, отметили, что управление многоквартирным домом <данные изъяты> по <данные изъяты>, в котором зарегистрирован ФИО1, осуществляет управляющая компания ООО "ГЕУК "Дубна". Между ООО "ИРЦ Дубна" и управляющей компанией заключен Агентский договор N 52/16 от <данные изъяты>, по которому ООО "ИРЦ Дубна" осуществляет действия по организации зачисления и оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг, по организации взаимодействия с территориальными подразделениями МВД Р. по вопросам деятельности в сфере миграции по вопросам приема, оформления и передачи документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. В связи с этим в силу положений части 2 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" ООО "ИРЦ "Дубна" праве осуществлять обработку персональных данных без получения соответствующего согласия граждан-субъектов персональных данных. Ссылались, что для выполнения обязанностей по регистрационному учету граждан ООО ИРЦ "Дубна" обязано иметь актуальные сведения, в связи с чем, осуществляет обмен данными сведениями с органами регистрационного чета. Обмен данными сведениями с органами регистрационного учета не нарушает прав и законных интересов граждан, т.к. обязанность по взаимодействию с органами регистрационного учета возложена на ООО ИРЦ Дубна" законодательством РФ, и согласие граждан на обработку персональных данных в рассматриваемом случае не требуется. Поэтому считали, что ООО "ИРЦ Дубна" является лицом, уполномоченным управляющей жилищным фондом организацией на прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ, на которое законодательством РФ возложены полномочия по обработке персональных данных граждан, в связи чем, у ООО "ИРЦ Дубна" отсутствует обязанность получения согласия ФИО1 на обработку его персональных данных. Представитель заинтересованного лица - ООО "ГЕУК "Дубна" по доверенности ФИО8 требования ФИО1 не поддержала, указав, что ООО "ГЕУК "Дубна" является управляющей компанией, осуществляющей обслуживание жилого дома, расположенного о адресу: <данные изъяты>, где проживает ФИО1 Между собственниками жилого дома и ООО "ГЕУК "Дубна" заключен договор управления жилого дома. Персональные данные граждан, проживающих в доме являются необходимым условием для идентификации граждан, которым оказываются жилищно-коммунальные услуги со стороны ООО "ГЕУК "Дубна". Решением Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований было отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 152-ФЗ "О персональных данных" под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных, в том числе действия, связанные с направлением межведомственного запроса и получением информации по нему в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг в рамках реализации возложенных на соответствующие органы полномочий. Пунктами 2 - 11 части 1 статьи 6 данного Федерального закона предусмотрены случаи обработки персональных данных, при наступлении которых согласие субъекта персональных данных не требуется. Так, допускается обработка персональных данных для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (пункт 2). Обработка персональных данных допускается в случае, когда она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг (пункт 4). Обработка персональных данных допускается, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5). Обработка персональных данных допускается, если она необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (пункт 7). В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона "О персональных данных" в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона. Таким образом, как верно отметил суд, персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона о персональных данных (часть 8 статьи 9 Закона о персональных данных). Следует также учесть, что Закон Российской Федерации от <данные изъяты> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3). Постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила) и Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Перечень). В соответствии с данными Правилами граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, является: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В качестве лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации перечнем установлены, в том числе уполномоченные лица управляющей жилищным фондом организации. При этом ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета. Кроме того, на основании подпунктов "е", "ж" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (утверждены постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 354) исполнитель коммунальных услуг вправе привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям, а также осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом согласно пунктам 15, 16 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется. В соответствии с Правилами формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 4) настоящие Правила определяют порядок формирования, ведения и использования базового государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - база данных). Так, база данных ведется в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы. Включению в базу данных подлежит информация, предусмотренная частью 11 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - информация). Сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование информации в базе данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Информация предоставляется гражданам Российской Федерации и юридическим лицам в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Информация также предоставляется органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения ими государственных и муниципальных функций. В силу статьи 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в базе данных содержится следующая информация: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания); данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано). Судом установлено и из материалов дела усматривается, что <данные изъяты>ФИО1 обратился в ФИО4 по г.о. Дубна с заявлением по предоставлению государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного. В соответствии с Административным регламентом МВД Р. по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (утвержден приказом МВД Р. от <данные изъяты> N 851) О. Р. по г.о. Дубна выдало административному истцу новый паспорт гражданина РФ, данные о котором переданы в ООО "ИРЦ Дубна". Кроме того, с <данные изъяты> административный истец ФИО1 зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты>. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО "ГЕУК "Дубна". <данные изъяты> между ООО "ГЕУК "Дубна" и ООО "ИРЦ Дубна" заключен Агентский договор N 52/16. По условиям договора Агент как представитель Принципала совершает от имени Принципала или от своего имени, но всегда а счет Принципала, физические и юридические действия в целях осуществления функций и задач, составляющих предмет настоящего договора, в том числе по организации начисления и оплаты потребителями жилищно-коммунальных услуг и иные платежи согласно внутренним документам Принципала; по организации взаимодействия с территориальными подразделениями МВД Р. по вопросам деятельности в сфере миграции по вопросам приема, оформления и передачи документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 1.1). Принципал предоставляет Агенту все необходимые полномочия для исполнения предмета договора и совершения в его рамках сделок от имени Принципала и за его счет, в том числе полномочия по заверению подписей граждан для регистрации по месту пребывания и по месту жительства, с дальнейшей передачей и получением всех необходимых документов в территориальное подразделение МВД Р. по вопросам деятельности в сфере миграции (пункт 1.5). Принимая во внимание наличие заключенного между административным истцом и ООО "ГЕУК "Дубна" договора управления многоквартирным жилым домом, суд пришел к выводу, что управляющая организация вправе в целях исполнения этого договора без согласия субъекта персональных данных обрабатывать персональные данные истца и передавать их для осуществления своей деятельности, в том числе делегировать свои полномочия ООО "ИРЦ Дубна" по Агентскому договору, поскольку такие данные используются в целях исполнения договора. В свою очередь ООО "ИРЦ Дубна" является лицом, привлеченным управляющей организацией в качестве представителя для осуществления расчетов с собственниками и нанимателями жилых помещений по взиманию платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также соблюдению правил регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, в связи с чем, по мнению суда, согласие административного истца на передачу этому представителю его персональных данных также не требуется. Разрешая требования об оспаривании действий О., суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства и учитывая установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что действия административного ответчика были обусловлены необходимостью исполнения применительно к ФИО1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Кроме того, в целях применения указанного Федерального закона «О персональных данных» передача информации осуществлялась и для обеспечения возможности предоставления государственной или муниципальной услуги в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в том числе, части 4 статьи 7, статьи 16). Таким образом, как отметил суд, действия административного ответчика в значительной мере были направлены на достижение общественно значимых целей, совершались для осуществления прав и законных интересов третьих лиц, были необходимы для предоставления государственной и муниципальной услуги, в связи с чем согласно действующем законодательству в данном случае получать согласие ФИО1, как субъекта персональных данных, на обработку и передачу его персональных данных во исполнение договорных обязательств административному ответчику и заинтересованным лицам ее требуется. Ссылки ФИО1 на отсутствие письменного договора, заключенного с ним управляющей компанией ООО "ГЕУК "Дубна", признаны судом не имеющими правового значения для разрешения настоящего спора и не свидетельствующими сами по себе об отсутствии между административным истцом и управляющей компанией соответствующих правоотношений по предоставлению услуг и их фактическому получению административным истцом. Доводы ФИО1 об отсутствии у О. Р. по г.о. Дубна его письменного согласия на оказание ему государственной услуги по замене паспорта, а также заявления на его регистрацию либо на снятие с регистрационного учета по месту жительства, отклонены судом как основанные на неправильном понимании норм материального права. Кроме того, судом были признаны необоснованными доводы административного истца о реальном нарушении его законных прав и интересов. Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и дополнительно отмечает, что действия по обмену данными между регистрационными органами сами по себе не нарушают прав и законных интересов граждан, в том числе административного истца, а в силу вышеприведенных положений законодательства и установленных по делу обстоятельств ООО "ИРЦ Дубна" является лицом, которое уполномочено на прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан и на которое в соответствии с действующим законодательством возложены полномочия по обработке персональных данных граждан, в связи с чем согласие граждан на обработку персональных данных не требуется в силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных». Доводы в апелляционной жалобе не опровергают вышеприведенные выводы суда и подлежат отклонению, как основанные на неверном понимании действующего законодательства. В апелляционной жалобе не приводится объективных данных о нарушении прав административного истца оспариваемыми действиями. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не установлено. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Дубненского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |