№ 33а-307/2020 судья Потаповой Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2020 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе
председательствующего Епихиной О.М.,
судей Юрковой Т.А., Дорохина О.М.,
при секретаре Алешиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Киреевский район на решение Киреевского районного суда Тульской области от 11 октября 2019 года по делу по административному иску Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению вопросов местного значения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия
установила:
Киреевский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению вопросов местного значения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 29 июня 2017 года за муниципальным образованием Киреевский район зарегистрировано право собственности на наружный подземный газопровод среднего и низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м.
Вышеуказанное имущество в силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является опасным производственным объектом.
Киреевской межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в администрации муниципального образования Киреевского района, в ходе, которой были установлены нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившиеся в непринятии мер по регистрации газопровода в государственно реестре опасных производственных объектов, а также отсутствием плана по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Кроме того, у администрации муниципального образования Киреевский район лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности отсутствует, экспертиза промышленной безопасности в отношении вышеуказанного газопровода не проведена, передача газопровода для эксплуатации специализированной организации, имеющей лицензию, не обеспечена.
По фактам выявленных нарушений 10 августа 2017 года в адрес главы администрации муниципального образования Киреевский район межрайонным Киреевским прокурором вынесено представление об устранении нарушений закона, однако они не были устранены.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по организации газоснабжения, предупреждению чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций.
С учетом изложенного, просил признать бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по выполнению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов в отношении наружного подземного газопровода среднего и низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м, незаконным; обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 01 февраля 2020 года зарегистрировать наружный подземный газопровод среднего и низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м, в государственном реестре опасных производственных объектов; провести экспертизу промышленной безопасности в отношении наружного подземного газопровода среднего и низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м; обеспечить наличие плана по локализации последствий аварии на опасном производственном объекте – наружном подземном газопроводе среднего и низкого давления, расположенного по адресу: <адрес> протяженностью 1180 м; обеспечить получение лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию.
Представитель административного истца Киреевского межрайонного прокурора по Тульской области – ст.помощник ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика муниципального образования Киреевский район по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, считая их необоснованными.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 11 октября 2019 года постановлено:
административное исковое заявление Киреевского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Киреевский район о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению вопросов местного значения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Киреевский район, выразившееся в невыполнении обязанности по выполнению требований промышленной безопасности опасных производственных объектов в отношении наружного подземного газопровода среднего и низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Киреевский район в срок до 01.02.2020 зарегистрировать наружный подземный газопровод среднего и низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м, в государственном реестре опасных производственных объектов;
провести экспертизу промышленной безопасности в отношении наружного подземного газопровода среднего и низкого давления, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 1180 м;
обеспечить наличие плана по локализации последствий аварии на опасном производственном объекте – наружном подземном газопроводе среднего и низкого давления, расположенного по адресу: <адрес> протяженностью 1180 м;
обеспечить получение лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Киреевский район Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца - помощника прокуратура Тульской области ФИО3, представителей административного ответчика администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области по доверенности ФИО2 и ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 29 июня 2019 года за муниципальным образованием Киреевский район зарегистрировано право собственности на наружный подземный газопровод среднего и низкого давления, расположенный по адресу: <адрес> протяженностью 1180 м.
Поскольку указанное имущество (наружный подземный газопровод среднего и низкого давления) в силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является опасным производственным объектом.
Киреевской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в администрации муниципального образования Киреевского района.
В ходе проведенной проверки, были установлены нарушения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившиеся в непринятии мер по регистрации газопровода в государственно реестре опасных производственных объектов, а также отсутствием плана по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Кроме того, у администрации муниципального образования Киреевский район лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности отсутствует, экспертиза промышленной безопасности в отношении вышеуказанного газопровода не проведена, передача газопровода для эксплуатации специализированной организации, имеющей лицензию, не обеспечена.
10 августа 2017 года на имя главы администрации муниципального образования Киреевский район межрайонным Киреевским прокурором вынесено представление об устранении нарушений закона.
То обстоятельство, что до настоящего времени указанный газопровод не зарегистрирован в государственно реестре опасных производственных объектов, отсутствует план по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, отсутствует соответствующая лицензия, не проведена экспертиза промышленной безопасности, и не осуществлена передача газопровода для эксплуатации специализированной организации, имеющей лицензию, административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что наружный подземный газопровод среднего и низкого давления является опасным производственным объектом, а бездействие администрации муниципального образования Киреевский район по ненадлежащему содержанию объектов инженерных коммуникаций, находящихся в муниципальной собственности, является незаконным, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении полномочий по организации газоснабжения, предупреждению чрезвычайных ситуаций, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Правила регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 №1371 (далее Правила).
Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, что установлено п. 3 Правил.
В силу п.5 Правил для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Частью 2 ст.10 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №730 утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее Положение).
В силу п.3 Положения планы мероприятий разрабатываются для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 статьи 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (абз. 2); иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 4); обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (абз. 13).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждено «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В соответствии с п. а ч. 4 Положения лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.
Поскольку администрация муниципального образования Киреевский район в течение длительного времени не принимает меры по регистрации газопровода в государственном реестре опасных производственных объектов; разработке плана по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; не проведена экспертиза промышленной безопасности в отношении вышеуказанного газопровода; не обеспечена передача газопровода для эксплуатации специализированной организации, имеющей лицензию, в соответствии с предъявляемыми требованиями, суд пришел к верному выводу о нарушении административным ответчиком законодательства Российской Федерации действующего в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что бездействие административного ответчика по исполнению возложенных на него законодательством обязанностей в течение длительного времени приводит к нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, оснований к отказу в удовлетворении заявленных административных исковых требований у суда не имелось.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на административного ответчика подлежит возложению обязанность в срок до 01 февраля 2020 года зарегистрировать наружный подземный газопровод среднего и низкого давления в государственном реестре опасных производственных объектов; провести экспертизу промышленной безопасности в отношении наружного подземного газопровода среднего и низкого давления; обеспечить наличие плана по локализации последствий аварии на опасном производственном объекте – наружном подземном газопроводе среднего и низкого давления; обеспечить получение лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что обжалуемое решение суда понуждает орган местного самоуправления получить статус специализированной (эксплуатирующей) организации несостоятельны и по существу основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд возложил обязанность устранить нарушения закона, допущенные административным ответчиком по содержанию объектов инженерных коммуникаций в связи с невыполнением последним обязательных требований к сфере полномочий данного органа. При этом суд обосновано указал, что наружный подземный газопровод среднего и низкого давления отнесен к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций надлежащего содержания, в противном случае, это приведет к нарушению прав граждан на охрану и защиту их жизни и здоровья.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права и дал надлежащую оценку установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, аналогичны позиции, изложенной административным ответчиком в суде первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 11 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Киреевский район – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи