ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3092/2017 от 04.12.2017 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33а-3092/2017 судья Мечетин Д.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2017 года судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего: Воейкова А.А.,

судей: Хмельниковой Е.А., Логвина В.Н.,

при секретаре: Ельковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г.Рязани от 12 декабря 2017 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации города Рязани о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и возложении на администрацию г.Рязани обязанности незамедлительно повторно рассмотреть уведомление и согласовать проведение публичного мероприятия, возмещении судебных расходов - отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Воейкова А.А., объяснения административного истца ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя администрации г.Рязани – ФИО2, против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что 4 декабря 2017 года обратился в администрацию г.Рязани с уведомлением о проведении митинга 15 декабря 2017 года с 18.00 до 22.00 на площади Ленина г.Рязани. 6 декабря 2017 года истец получил ответ, в котором ему предложено изменить время и место проведения публичного мероприятия, в связи с тем, что в указанное время отсутствуют свободные, специально отведенные места для проведения публичных мероприятий.

ФИО1 считает, что ответ администрации г.Рязани не содержит доказательства отсутствия свободных специально отведенных или иных мест для проведения митинга, а также предложений по месту и (или) времени его проведения.

ФИО1 полагает, что администрация города Рязани незаконно отказала в согласовании публичного мероприятия, поэтому просил удовлетворить его требования.

Суд отказал в удовлетворении административного искового заявления, постановив указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия полагает, что решение суда не подлежит отмене.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее закон № 54-ФЗ) указывает, что проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.

Информация о проведении публичного мероприятия сообщается органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия (статья 2 закона № 54-ФЗ).

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (статья 7 названного Закона).

Согласно статье 8 закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные места для публичных мероприятий.

Постановлением Правительства Рязанской области от 8 февраля 2013 года №24 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Рязанской области» определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в г.Рязани: площадь Ленина, площадка перед памятником Советского-Польского братства по оружию по ул.Октябрьской, сквер им. М.Д.Скобелева по ул.Новоселов и площадка перед входом в ЦПКиО по ул.Братиславской.

В пункте 1.2 части 1 статьи 8 закона №5 4-ФЗ говорится – в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В пункте 2 части 1 статьи 12 данного закона указано, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Как следует из материалов дела, 4 декабря 2017 года в 09.33 ФИО1 обратился в администрацию г.Рязани с уведомлением о проведении митинга 15 декабря 2017 года с 18.00 до 22.00 на площади Ленина г.Рязани, с целью «Встреча граждан а Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности», с предполагаемым количеством участком публичного мероприятия – 1500 человек (л.д.8-9).

Ранее, 1 декабря 2017 года в 12.05 в администрацию г.Рязани обратились ФИО3 и ФИО4 с уведомлением о проведении публичных мероприятий 15 декабря 2017 года с 09.00 до 22.00 на площади Ленина г.Рязани, площадке перед памятником Советско-Польскому братству по оружию по ул.Октябрьской, сквере им. М.Д.Скобелева, на площадке перед входом в ЦПКиО по ул.Братиславской. Администрация г.Рязани согласовала проведение данных публичных мероприятий в указанных местах и в указанное время (распоряжение администрации г.Рязани «О назначении уполномоченного представителя органа местного самоуправления при проведении публичного мероприятия и о разъяснении прав, обязанностей и ответственности организатора публичного мероприятия» от 4 декабря 2017 года № 455р-ах, л.д.21).

6 декабря 2017 года администрация г.Рязани направила ФИО1 ответ, в котором истцу предложено подать новое уведомление, изменив время и место проведения публичного мероприятия, в связи с тем, что в указанное время отсутствуют свободные специально отведенные места для проведения публичных мероприятий (л.д.10-11).

Данные обстоятельства указывают на невозможность проведения ФИО1 митинга в заявленном месте и в заявленное время, в связи с чем администрация г.Рязани мотивированно предложила истцу избрать другое место и другое время для проведения публичного мероприятия.

Судебная коллегия считает, что в письме администрации г.Рязани от 6 декабря 2017 года содержатся веские доводы (отсутствие свободных специально отведенных мест), обосновывающие невозможность проведения публичного мероприятия в указанном в уведомлении ФИО1 месте и времени.

В жалобе ФИО1 указал на то, что в силу ст.9 закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться с 7 до 22 часов, соответственно имелась возможность проведения запланированного истцом митинга с 07.00 до 09.00 несостоятельна, так как названный ФИО1 митинг запланирован продолжительностью 4 часа и, исходя из его характера, в том числе с предполагаемым количеством участком публичного мероприятия в 1500 человек, а также необходимостью проведения подготовительных мероприятий к его проведению и то, что в 09.00 во всех специально отведенные местах уже должны начаться другие публичные мероприятия, к которому также необходима соответствующая подготовка, следует сказать, что в названное время отсутствовала возможность проведения запланированного истцом митинга.

Судебная коллегия полагает, что в данном случае администрация г.Рязани не имела фактической возможности предложить истцу иные места и (или) время проведения публичного мероприятия, в связи с их отсутствием.

Таким образом, решение администрации г.Рязани, содержащее предложение администрации г.Рязани подать новое уведомление, соответствует положениям, предусмотренным статьей 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Данные выводы в полной мере согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой орган публичной власти не может произвольно воспрепятствовать проведению публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 №4-П, Определения КС РФ от 18.07.2017 №1730-О, от 01.06.2010 № 705-О-О, от 02.04.2009 № 484-О-П и другие).

Предложение административного ответчика изменить время и место проведения публичного мероприятия является мотивированным и не лишило истца возможности провести запланированный митинг. В определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2017 № 1730-О также указано, что организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Доводы жалобы о том, что в ответе от 6 декабря 2017 года администрация г.Рязани не указала время и места проведения иных согласованных публичных мероприятий, а также не предложила истцу провести митинг в ином месте, помимо специально отведенного, являются необоснованными и подлежат отклонению, поскольку положения статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не указывают на данные обязанности органа публичной власти в ходе процедуры согласования.

Все доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, они фактически сводятся к необходимости переоценки исследованных судом доказательств. Однако, основания для иной оценки, имеющихся в деле доказательств, отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах, решение суда отвечает требованиям ст.176 КАС РФ о законности и обоснованности, правовых оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Рязани от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: