Судья Панкова С.В. Дело № 33а-3099/2023
70RS0009-01-2023-001520-20
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 августа 2023 года
Апелляционная инстанция Томского областного суда в составе
председательствующего Точилина Е.С.
при секретаре Серяковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске частную жалобу депутата Петрова Владимира Ивановича на определение Северского городского суда Томской области от 27 июня 2023 года о прекращении производства по административному делу № 2а-1162/2023 по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова Владимира Ивановича к Думе ЗАТО Северск о признании недействующим решения Думы ЗАТО Северск от 25 апреля 2023 года № 35/7 «Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год»,
установила:
депутат Думы ЗАТО Северск Петров В.И. обратился в Северский городской суд Томской области с административным иском к Думе ЗАТО Северск о признании недействующим решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 (в административном исковом заявлении ошибочно указано 20.04.2023) № 35/7 «Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год»; признании необходимым опубликования решения суда по данному административному делу после вступления его в законную силу.
В обоснование требований указал, что решением Думы ЗАТО Северск от 25.04.2023 № 35/7 утвержден годовой отчет об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год; названное решение принято с нарушением порядка его принятия, то есть без обсуждения проекта годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год на публичных слушаниях. Административный ответчик, не исполнил требования пунктов 2, 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе ЗАТО Северск Томской области по вопросам, не связанным с осуществлением градостроительной деятельности, нарушил законный интерес административного истца в законности и обоснованности осуществления ответчиком своих полномочий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных муниципальных актов ЗАТО Северск.
Относительно административного искового заявления от административного ответчика Думы ЗАТО Северск в лице представителя Кошкаровской К.В. поступили возражения, согласно которым Дума ЗАТО Северск назначает и проводит в установленном порядке публичные слушания по решению Думы ЗАТО Северск об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за отчетный финансовый год в соответствии с Положением о бюджетном процессе в ЗАТО Северск, утвержденным Решением Думы ЗАТО Северск от 29.09.2011 № 17/4 (пункт 6 статьи 36). Аналогичная норма содержится в Законе Томской области от 11.10.2007 № 231-03 «О бюджетном процессе в Томской области». В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе ЗАТО Северск Томской области по вопросам, не связанным с осуществлением градостроительной деятельности, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 24.12.2020 № 6/18, на публичные слушания должны выноситься проект местного бюджета и отчет о его исполнении. Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-Ф3 не установлена норма об общественном обсуждении, проведении публичных слушаний проекта отчета об исполнении бюджета.
Аналогичная позиция изложена в возражениях на административное исковое заявление заинтересованных лиц Администрации ЗАТО Северск, Мэра ЗАТО Северск.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания.
Обжалуемым определением Северского городского суда Томской области от 27.06.2023 производство по административному делу прекращено.
Апелляционная инстанция отмечает, что в обжалуемом определении также содержится описка в части указания даты вынесения оспариваемого решения Думы ЗАТО Северск – 20.04.2023 вместо 25.04.2023.
В частной жалобе депутат Думы ЗАТО Северск Петров В.И. просит определение суда отменить, разрешив вопрос по существу.
В обоснование частной жалобы указывает, что решением административного ответчика нарушен интерес административного истца в законности и обоснованности осуществления административным ответчиком полномочий в соответствии с требованиями законодательства; в нарушение пункта 1 статьи 36 Положения о бюджетном процессе в ЗАТО Северск на публичные слушания 23.05.2023 вынесен не отчет об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год, а уже состоявшееся решение Думы; поскольку судом не решен вопрос о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца либо об их отсутствии, вынесение определения о прекращении производства по данному административному делу преждевременно.
На основании частей 2, 2.1 статьи 315, части 6 статьи 226, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела административного истца депутата Думы ЗАТО Северск Петрова В.И., представителя административного ответчика Думы ЗАТО Северск, заинтересованного лица Мэра ЗАТО Северск, представившего ходатайство о рассмотрении частной жалобы в свое отсутствие, представителя заинтересованного лица Администрации ЗАТО Северск, представившей ходатайство о рассмотрении частной жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело к принятию неправильного судебного акта (части 2 и 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 194, пункта 1 части 1 статьи 128, части 1 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку связаны с разрешением вопросов, возникающих из внутренней деятельности органов местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции находит данный вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования включен в структуру органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, принятого решением сессии Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 № 69/1, Дума ЗАТО Северск входит в структуру органов местного самоуправления и является представительным органом городского округа ЗАТО Северск.
В силу пункта 5 статьи 26 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Томской области, Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории ЗАТО Северск государственными, муниципальными органами и их должностными лицами и соблюдения общественными объединениями, организациями независимо от их подчиненности и форм собственности и гражданами.
Пунктами 22, 26 части 1 статьи 28 Устава, пунктом 7 статьи 4 Положения о бюджетном процессе ЗАТО Северск закреплено, что Дума ЗАТО Северск устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта бюджета ЗАТО Северск, утверждения и исполнения бюджета на очередной финансовый год и плановый период, осуществления контроля за его исполнением и утверждения годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск; обладает полномочиями по установлению расходных обязательств бюджета ЗАТО Северск.
Таким образом, Думой ЗАТО Северск принято решение № 35/7 от 25.04.2023 «Об утверждении годового отчёт об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год» в пределах предоставленных ей полномочий.
В силу пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 20 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области, пункта 2, подпункта 2 пункта 5 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе ЗАТО Северск Томской области по вопросам, не связанным с осуществлением градостроительной деятельности, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 24.12.2020 № 6/18, отчет об исполнении бюджета ЗАТО Северск в обязательном порядке выносится на публичные слушания, которые являются одной из форм непосредственного участия населения ЗАТО Северск в осуществлении местного самоуправления путем обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения ЗАТО Северск.
Из анализа приведенных положений следует, что решение представительного органа местного самоуправления об утверждении отчета об исполнении бюджета является муниципальным нормативным правовым актом.
Оспариваемым решением утверждён годовой отчет об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год в следующем составе: отчет об исполнении основных параметров бюджета ЗАТО Северск за 2022 год; отчет о доходах бюджета ЗАТО Северск за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск по разделам и подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов 2022 год; отчет о расходах бюджета по ведомственной структуре расходов бюджета ЗАТО Северск за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск по программным и непрограммным направлениям деятельности за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск по объектам капитального ремонта за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск на приобретение, модернизацию оборудования и предметов длительного пользования ЗАТО Северск за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, за 2022 год; отчет об источниках финансирования дефицита бюджета ЗАТО Северск 2022 год; отчет об исполнении программы муниципальных внутренних заимствований Северск за 2022 год; отчет о расходах бюджета ЗАТО Северск по муниципальным за 2022 год; отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов Администрации ЗАТО Северск за 2022 год; отчет об исполнении муниципального дорожного фонда за счет средств бюджета ЗАТО Северск за 2022 год; отчет о численности муниципальных служащих ЗАТО Северск, лиц замещающих муниципальные должности ЗАТО Северск, и расходах на оплату их труда за 2022 год.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (пункт 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом; акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права.
Анализ содержания оспариваемого решения указывает на то, что данный акт отвечает приведенным признакам нормативности, поскольку издан уполномоченным органом местного самоуправления; не является индивидуальным актом применения права, направлен на урегулирование общественных правоотношений, поскольку содержит нормы, закрепляющие финансовые результаты деятельности органов местного самоуправления ЗАТО Северск.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, представительных органов муниципальных образований в качестве суда первой инстанции рассматривают верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.
При изложенных данных у городского суда отсутствовали правовые основания для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку административное дело подлежало рассмотрению Томским областным судом в качестве суда первой инстанции.
Статьей 47 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В силу положений статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности (пункт 2 части 2).
При указанных обстоятельствах определение суда о прекращении производства по административному делу не может быть признано законным, допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие неправильного судебного акта, что в силу части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его отмены с направлением административного дела на рассмотрение в Томский областной суд в качестве суда первой инстанции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Руководствуясь статьей 315, пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция
определила:
определение Северского городского суда Томской области от 27 июня 2023 года отменить;
административное дело по административному исковому заявлению депутата Думы ЗАТО Северск Петрова Владимира Ивановича к Думе ЗАТО Северск о признании недействующим решения Думы ЗАТО Северск от 25 апреля 2023 года № 35/7 «Об утверждении годового отчета об исполнении бюджета ЗАТО Северск за 2022 год» передать на рассмотрение по подсудности в Томский областной суд в качестве суда первой инстанции;
кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Северский городской суд Томской области.
Судья