Дело № 33а-3111/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 24 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Шадриной Е.В.,
судей Морозовой С.Г. и Муратовой С.В.,
прокурора Бурмакина И.Н.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 19 марта 2018 года об обязании совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет государственного природного заказника регионального значения «Котельский».
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., объяснения представителя административного ответчика ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу прокурора Ленинградской межрайонной прокуратуры Бурмакина И.Н., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (далее Комитет по природным ресурсам), которым просил:
признать незаконным бездействие комитета по природным ресурсам Ленинградской области по предоставлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Котельский» для постановки его на государственный кадастровый учет;
обязать представить в орган, осуществляющий кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Котельский» для постановки его на государственный кадастровый учет в срок 12 месяцев, со дня вступления решения в законную силу.
Административный иск природоохранного прокурора мотивирован тем, что в результате проведенной прокурорской проверки реализации комитетом по природным ресурсам Ленинградской области своих соблюдения законодательства в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения установлено, что на территории Кингисеппского района Ленинградской области имеется государственный природный заказник регионального значения «Котельский», площадь которого составляет 16146,3 га и границы.
Данный государственный природный заказник не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В суде первой инстанции представитель административного истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в суд первой инстанции не явился.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 19 марта 2018 года административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено. Суд обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Котельский» для постановки его на государственный кадастровый учет в течение12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.59-69).
На постановленное судом решение Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права. В жалобе указывается на то, что Федеральный закон №218-ФЗ от 13.07.2015 не устанавливает требования к сроку направления органами государственной власти, органами местного самоуправления в орган регистрации прав документов в случае принятия акта об установлении или изменении границ ООПТ. По аналогии закона, по смыслу части 20 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, такой срок должен составлять шесть месяцев.
Относительно апелляционной жалобы Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности решения суда(л.д.85).
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. "в", "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство Российской Федерации об особо охраняемых территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории (далее ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния.
Изъятие из оборота или ограничение в обороте земель в границах ООПТ, в соответствии с абз. 1 ч. 4 и абз. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, является одним из основных правовых средств охраны ООПТ и их природных ресурсов и обеспечения публичных (как государственных, так и общественных) интересов в этом. Ограничение в обороте земель в границах ООПТ означает, что все земли или практически все земли в границах ООПТ будут находиться в государственной или муниципальной собственности. Это является одним из средств, направленных на сохранение целостности ООПТ, как природного комплекса, на осуществление действенного надзора и контроля за различными видами деятельности в их границах, охрану от негативного антропогенного влияния и ограждение их ресурсов от эксплуатации.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ определено, что особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 года N 145 «О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области» был учрежден государственный природный комплексный заказник «Котельский», в дальнейшем, Постановлением Правительства Ленинградской области от 13 мая 2011 года N 365 «Об утверждении Положения о государственном природном комплексном заказнике «Котельский» и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 года N 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике «Котельский».
Судом первой инстанции установлено, что результаты проведенной Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки показали, что государственный природный заказник регионального значения «Котельский» не поставлен на кадастровый учет, сведения о нем как об особо охраняемой природной территории в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
В письме в адрес Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора (вход.01.08.2017 г.) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области согласился, что сведения об ООПТ должны быть представлены в в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем Комитет начал работы по подготовке документации, необходимой для учета сведений об ООПТ регионального значения и планирует проведение работ по обеспечению учета сведения об ООПТ регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости в текущем и последующих годах по мере выделения финансирования за счет средств бюджета Ленинградской области (л.д.10).
В силу требований статьи 15 Федерального закона N 221 от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", действовавшей до 1 января 2017 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, в течение пяти рабочих дней с даты вступления их в силу, в случае, если требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия решений.
Аналогичные требования к органам государственной власти и местного самоуправления в части внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно квалифицировал возникшие правоотношения и применил вышеизложенные положения.
Довод апелляционной жалобы о возникновении обязанности по внесению сведений об ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости лишь после 01.01.2017 г. и только в отношении вновь созданных объектов не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании положений действующего законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - особые экономические зоны), о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 12 ст. 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", органы государственной власти направляют в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений, а в случае, если в соответствии с частью 5 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных решений.
Согласно ст. 10 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;
2) описание местоположения границ таких зон или территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 31 июля 2014 года N 341, установлено, что Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных в том числе с охраной окружающей среды и в частности в сфере отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
Исходя из совокупности доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории государственного природного заказника регионального значения «Котельский» для постановки его на кадастровый учет.
Кроме изложенного, довод апелляционной жалобы об отсутствии обязанности по внесению сведений об ООПТ в кадастр и необходимости внесения сведений только об охранных зонах ООПТ опровергается в том числе и Приказом Минприроды России от 19.03.2012 N 69"Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий"(Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2012 N 23810), которым подробно регламентирован порядок внесения таковых.
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" утверждено Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, в соответствии с пунктом 13 которого Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно нормам, указанным в статье 4 постановления Правительства РФ от 3 февраля 2014 года N 71 «Об утверждении правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме» (в редакции, действующей на момент утверждения Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области) в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) (далее - объекты культурного наследия), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, на законность постановленного судом решения не влияют и его отмену не влекут.
Руководствуясь приведенными положениями нормативных правовых актов, установив, что обязанность, возложенная на упомянутые органы исполнительной власти в силу закона, не исполнена, а отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором Тверской межрайонной природоохранной прокуратуры требования.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует закону.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
Решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Заплохова И.Е.