ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-31212/2015 от 22.12.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Грошкова В.В. Дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Перовой М.В., Морозовой Н.А.

по докладу судьи Перовой М.В.

с участием прокурора Руденко М.В.

при секретаре Горб Е.В.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по доверенности Наружного Н.С. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 сентября 2015 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

представитель Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - ККО ПП КПРФ), член территориальной избирательной комиссии Анапская с правом совещательного голоса от ПП КПРФ Наружный Н.С. обратился в суд с заявлением о нарушении избирательного законодательства при формировании участковых избирательных комиссий. В обоснование заявленных требований указал, что участковые избирательные комиссии №№ 02-69, 02-70 сформированы с нарушением требований федерального законодательства, а именно в отсутствии опубликованного информационного сообщения о приеме предложений в состав участковых комиссий №№ 02-69, 02-70. В связи с этим формирование данных комиссий из резерва участковых избирательных комиссий является незаконным, а решения ТИК «Анапская» от 25.08.2015 года №38/355 «О формировании УИК № 02-69» и решение от 25.08.2015 года №38/357 «О формировании УИК № 02-70» являются незаконными и подлежат отмене. Также административным истцом указано, что в состав УИК 02-04 из резерва введена Качьян Т.Н., но она давала согласие быть членом УИК 02-01, что противоречит закону. В состав УИК 02-18 из состава резерва включен Ерохин Д.В., а в состав УИК 02-58 из резерва включена Крикун Н.А., но в резерве такие граждане не значатся, в связи с этим их включение в состав УИК является незаконным. В виду того, что в состав УИК №№ 02-06, 02-20, 02-53, 02-66 вместо выбывших членов введены новые члены, место жительства которых относится к территории иных избирательных участков, то решения ТИК «Анапская» о назначении нового члена в УИК №№ 02-06, 02-20, 02-53, 02-66 вместо выбывшего подлежат отмене, а в состав данных комиссий из состава резерва необходимо ввести новых членов, место жительства которых находится на территории формируемых участков.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Наружный Н.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ТИК «Анапская» по доверенности Соснова Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Прокурор Никитенко О.В. в судебном заседании полагала, что в удовлетворении заявления следует отказать.

Решением Анапского городского суда от 24 сентября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о нарушении избирательного законодательства при формировании участковых избирательных комиссий, отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель ККО ПП КПРФ по доверенности Наружный Н.С. просит решение Анапского городского суда от 24 сентября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им исковые требования. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ККО ПП КПРФ по доверенности Наружного Н.С., представителя ТИК «Анапская» по доверенности Соснову Е.В., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 16 января 2013 года администрацией муниципального образования город-курорт Анапа издано постановление за №54 «Об образовании избирательных участков на территории муниципального образования город-курорт Анапа».

В связи с тем, что по данным регистрации (учета) избирателей число избирателей на 01.07.2015 года увеличилось, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями и не оспаривалось сторонами, принимая во внимание, что увеличение количества избирателей повлекло увеличение численности избирателей на избирательном участке, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа издано постановление от 22.07.2015 года №3312 «О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 16.01.2013 года № 54 «Об образовании избирательных участков на территории муниципального образования город-курорт Анапа», в соответствии с которым на территории муниципального образования город-курорт Анапа помимо имеющихся шестидесяти восьми участков образовано два новых избирательных участка - №№ 02-69, 02-70. Общее число участков составило семьдесят избирательных участков.

Указанное постановление и список избирательных участков опубликованы в газете «Анапское Черноморье» 01 августа 2015 года, а в сети Интернет размещено незамедлительно после издания данного постановления.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2012 года №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные участки образуются сроком на пять лет в соответствии с п. 2 чт. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 20 января 2013 года.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 года 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковые комиссии формируются территориальными комиссиями. Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 ст. 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

В силу требований постановления ЦИК России от 05.12.2012 года №152/1137-6 «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий» председателем избирательной комиссии Краснодарского края издано распоряжение за №78-р от 07.07.2015 года «О проведении сбора предложений для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий». Этим же распоряжением утверждены тексты информационных сообщений о приеме предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий. Информационное сообщение о приеме предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых комиссий было опубликовано ТИК «Анапская» в газете «Анапское Черноморье» от 23.07.2015 года. В опубликованном информационном сообщении указывалось, что ТИК «Анапская» осуществляет прием предложений по кандидатурам для дополнительного зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий на территории муниципального образования город-курорт Анапа.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что гражданин, избирательное объединение, ознакомившись с указанным информационным сообщением, а также с постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа, которым образовано два новых избирательных участка и которое размещено на интернет-сайте ТИК «Анапская» и опубликовано в газете «Анапское Черноморье», могли, соблюдая установленный порядок, внести предложение о своей кандидатуре, а избирательное объединение - о кандидатурах в состав комиссий, в том числе в состав образованных участковых комиссий №№ 02-69 и 02-70.

После окончания срока приема предложений на основании поданных документов, руководствуясь п. 9 ст. 26 и п. 5.1 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ТИК «Анапская» издано решение от 14.08.2015 года №33/277 «О предложении кандидатур для зачисления в резерв составов участковых комиссий муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края». В свою очередь на основании данного решения, принимая во внимание, что резерв формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссией Краснодарского края издано постановление от 18.08.2015 года №156/2058-5 «О зачислении в резерв составов участковых комиссий на территории муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края». В состав резерва, сформированного в 2015 году, вошло 487 граждан, в том числе и те граждане, которые подали заявления о зачислении в резерв участковых комиссий №№ 02-69 и № 02-70.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия ТИК «Анапская», направленные на формирование резерва составов участковых комиссий на территории муниципального образования город-курорт Анапа, осуществлены в соответствии с нормами п. 9 ст. 26, п. 5.1 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», постановления ЦИК России от 05.12.2012 года №152/1137-6 «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий».

Из заявлений граждан о согласии быть членом участковой избирательной комиссии № 02-69 и участковой избирательной комиссии № 02-70, имеющихся в материалах дела, следует, что граждане вошедшие в последующем в состав данных комиссий, обратились в ТИК «Анапская» с вышеуказанными заявлениями 20.08.2015 года, о чем свидетельствует штамп входящего документа на указанных заявлениях.

Кроме того, судом установлено, что в состав формируемых комиссий вошли граждане, находящиеся в резерве как с 2013 года, что подтверждается постановлением избирательной комиссии Краснодарского края от 21.03.2013 года №87/860-5 «О кандидатурах, зачисленных в резерв составов участковых комиссий на территории муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края», так и вошедшие в резерв в 2015 году.

Довод административного истца о том, что включение граждан в состав комиссий № 02-69 и № 02-70 является незаконным в виду того, что первоначально граждане давали согласие быть в резерве иных участковых комиссий, суд правильно признал необоснованным, поскольку граждане, вошедшие в состав формируемых комиссий по своей воле выразили согласие быть членом именно формируемых комиссий, что также подтверждается заявлениями граждан о согласии быть членом комиссии № 02-69 и № 02-70. Кроме того, структура сформированного избирательной комиссией Краснодарского края состава резерва участковых комиссий не предполагает резерв для какой-либо конкретной участковой комиссии, а напротив, исходя из имеющихся в материалах дела постановлений избирательной комиссии Краснодарского края, резерв сформирован для участковых комиссий, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Анапа. Действующее законодательство не запрещает гражданину изменять свое мнение о включении в состав той или иной участковой комиссии, соблюдая при этом установленные требования.

Таким образом, исходя из имеющихся документов, согласия граждан быть членом соответствующей формируемой комиссии ТИК «Анапская» 25.08.2015 года приняло решение №38/355 «О формировании участковой избирательной комиссии № 02-69» и решение №38/357 «О формировании участковой избирательной комиссии № 02-70». При этом численный состав сформирован таким образом, что в соответствии с требованиями п. 5 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ комиссией назначено не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений от политических партий. Следовательно, приведенные административным истцом доводы о формировании участковых комиссий № 02-69 и № 02-70 не из состава резерва комиссий, опровергается представленными в материалы дела документами.

В своем заявлении административный истец указывает на незаконность включения в состав комиссии № 02-18 Ерохина Д.В., в состав комиссии №02-58 - Крикун Н.А. Однако решением ТИК «Анапская» от 12.08.2015 года № 32/265 на основании поданного заявления Ерохин Д.В. выведен из состава участковой избирательной комиссии № 02-18. Пунктом 2 указанного решения кандидатура Ерохина Д.В. предложена для включения в резерв участковых комиссий. Согласно постановлению избирательной комиссии Краснодарского края от 18.08.2015 года №156/2058-5 «О зачислении в резерв составов участковых комиссий на территории муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края» Ерохин Д.В. зачислен в резерв (порядковый номер 484). В связи с включением Ерохина Д.В. в состав резерва комиссий, на основании личного заявления о согласии быть членом комиссии № 02-18 решением ТИК «Анапская» от 08.09.2015 года №43/438 Ерохин Д.В. назначен членом комиссии с правом решающего голоса.

Таким образом, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что Ерохин Д.В. включен в состав комиссии №02-18 в соответствии с установленными требованиями, в том числе из состава резерва.

Согласно постановлению избирательной комиссии Краснодарского края от 21.03.2013 года №87/860-5 «О кандидатурах, зачисленных в резерв составов участковых комиссий на территории муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края» (порядковый номер 66), Крикун Н.А. находилась в резерве составов комиссий с 21.03.2013 года. Однако при назначении ее в состав комиссии № 02-58 ТИК «Анапская» ошибочно в решении указаны правовые акты, которые не содержат в себе сведений о Крикун Н.А. Более того, решением ТИК Анапская от 16.09.2015 года №49/508 в решение ТИК Анапская от 04.09.2015 года №42/434 «О назначении нового члена участковой избирательной комиссии № 02-58 вместо выбывшего» внесены изменения, согласно которым преамбула решения приведена в соответствие с постановлениями избирательной комиссии Краснодарского края.

Суд первой инстанции, верно не согласился с доводами административного истца о том, что решения ТИК «Анапская» о назначении нового члена в УИК №№ 02-06, 02-20, 02-53, 02-66 вместо выбывшего подлежат отмене, поскольку в их состав назначен гражданин, место жительства которого находится на территории иного избирательной участка, и что включение в состав нового члена вместо выбывшего является формированием комиссии. Порядок назначения члена избирательной комиссии с правом решающего голоса вместо выбывшего определен постановлением ЦИК России от 17.02.2010 года №192/1337-5 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий».

В соответствии с п. 11 ст. 29 Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии в период избирательной кампании орган, назначивший такого члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными ст. 22, 24 -27 Федерального закона (п. 10.1 вышеуказанных Методических рекомендаций). Новый член участковой избирательной комиссии назначается из резерва составов участковых комиссий с соблюдением требований, предусмотренных п. 3.1 и 3.2 ст. 22 Федерального закона, в соответствии с Порядком формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий, установленным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (п. 10.6 вышеуказанных Методических рекомендация).

Согласно пункту 10.1 вышеуказанных Методических рекомендаций « О порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» назначение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса вместо выбывшего не означает полное формирование комиссии, в данном случае происходит лишь замещение вакантного места. В связи с чем довод административного истца о том, что назначение нового члена комиссии вместо выбывшего является формированием комиссий №№ 02-06, 02-20, 02-53, 02-66 опровергается материалами дела и нормами действующего законодательства.

Согласно пункту 29 постановления ЦИК России от 05.12.2012 года №152/1137-6 «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов участковых комиссий» при назначении нового члена участковой комиссии на вакантное место ТИК рекомендуется учитывать наличие профессионального образования: в области информационных технологий и автоматизации обработки информации, юридического либо иного профессионального образования, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участие молодежи. Требований о нахождении места жительства назначаемого в комиссию члена в пределах границ избирательного участка указанные Методические рекомендации не содержат.

Пункт 1 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ также не указывает на невозможность быть членом комиссии с правом решающего голоса по основаниям нахождения места жительства члена в границах иного избирательного участка. Пункт 4 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ, на который ссылается административный истец, устанавливает лишь необходимость проведения определенных процедур, а именно проведения собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы граждан, которые хотели бы быть членом какой-либо участковой избирательной комиссии.

В соответствии со ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие права членов таких комиссий, связанные с осуществлением ими своих полномочий.

Согласно ст. 244 КАС суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных представителем ККО ПП КПРФ по доверенности Наружным Н.С. требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Анапского городского суда Краснодарского края от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Краснодарского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по доверенности Наружного Н.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: