Судья 1 инстанции Смолина Т.С.
Судья - докладчик Гусарова Л.В. по делу № 33а-3123/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Харина Р.И.,
судей Гусаровой Л.В. и Усовой Н.М.,
при секретаре Шеине М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Усть-Кута в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Нийского муниципального образования о признании незаконным бездействия по незаключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, обязании заключить концессионное соглашение,
по апелляционной жалобе администрации Нийского муниципального образования на решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 17 января 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Усть-Кута в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Нийского муниципального образования, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Нийского муниципального образования по незаключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся на территории п. Ния; обязать администрацию Нийского муниципального образования в срок до 01.05.2018 заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, находящихся на территории п. Ния.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой г.Усть-Кута проведена проверка исполнения требований и законодательства в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территории п.Ния Усть-Кутского района. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Нийского муниципального образования не исполняются требования федерального законодательства, в частности Закона РФ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РФ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Закона РФ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и до настоящего времени объекты теплоснабжения муниципального имущественного комплекса Нийского муниципального образования по концессионному соглашению не переданы, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен.
В результате ненадлежащего исполнения административным ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории Нийского сельского поселения. Бездействием администрации Нийского муниципального образования могут быть нарушены права граждан, добросовестно оплачивающих за потребленные коммунальные услуги, на благоприятную среду жизнедеятельности, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а также к дезорганизации работы медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения и других потребителей.
Решением суда от 17 января 2018 года административные исковые требования прокурора города Усть-Кута в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация Нийского муниципального образования просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что прокурор не доказал, каким образом нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в связи с не заключением концессионного соглашения. Поскольку на сегодняшний день на территории п. Ния производство и подача тепловой энергии и горячей воды соответствует условиям предоставления коммунальных услуг и действующему законодательству, жалоб от граждан не поступало.
Также считает, что отсутствует бездействие администрации муниципального образования, так как администрацией совершены все действия необходимые для заключения концессионного соглашения, подготовлены все необходимые документы.
Кроме того указывает, что установленный решением суда срок заключения концессионного соглашения не основан на законе.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Усть-Кута Ерченко В.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представители административного ответчика администрации Нийского муниципального образования и заинтересованного лица ООО Управляющая компания «Ния», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя административного истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Нагорной И.Н., просившей решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Положениями закона установлено, что, если объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение. При этом, согласно ч. 3 и 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта водоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных ч. 3 или 24 данной статьи, является ничтожным.
Судом установлено, что в соответствии с п. 1.1 и приложением № 1 к договору безвозмездного пользования № 6 от 31.12.2009 между Комитетом по управлению имуществом и промышленностью Усть-Кутского муниципального образования и администрацией Нийского муниципального образования (сельского поселения) для осуществления полномочий поселения по решению вопросов местного значения администрации Нийского муниципального образования в арендное пользование передано имущество, в том числе наружные теплосети к поселку, сети теплоснабжения котельной, оборудование котельной. Год ввода в эксплуатацию наружных теплосетей к поселку, сетей теплоснабжения котельной указан 1981.
В соответствии со ст. 1 Закона Иркутской области от 05.04.2015 № 20-03 «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Усть-Кутским муниципальным образованием и вновь образованными в его границах, муниципальных образований» раздел 2 приложения № 7 изложен в редакции, согласно которой Нийскому муниципальному образованию передается котельная, расположенная по адресу: Иркутская область, Усть-Кутский район, п. Ния, ул. Тбилисская, строение 12. На основании передаточного акта безвозмездно передаваемого имущества от 16.04.2015, в соответствии со свидетельством государственной регистрации права от 03.06.2015 зарегистрировано право собственности Нийского муниципального образования на котельную, расположенную по адресу: Усть-Кутский район, п. Ния, ул. Тбилисская, строение 12.
Нийским муниципальным образованием в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с ООО УК «Ния» заключен договор аренды на объекты теплоснабжения сроком более чем 11 месяцев.
01.01.2017 администрацией Нийского муниципального образования с ООО УК «Ния» заключен договор аренды имущества № 1 сроком действия с 01.09.2017 до 31.12.2017 (в соответствии с дополнительным соглашением) в отношении здания котельной и соответствующего оборудования.
Договор аренды имущества № 2 заключен 23.10.2017 со сроком действия с 01.01.2018 по 30.11.2018.
Проверкой прокуратуры города Усть-Кута выявлен факт неоднократной передачи администрацией Нийского муниципального образования прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, что администрацией Нийского муниципального образования не оспаривалось.
Администрация Нийского муниципального образования обязана была передать объекты теплоснабжения по концессионному соглашению, что административным ответчиком также не оспаривалось.
Таким образом, вывод суда о бездействии администрации Нийского сельского поселения судебная коллегия считает правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствует бездействие администрации Нийского сельского поселения, так как администрацией совершены все действия для обеспечения теплоснабжением населения и юридических лиц на территории Нийского сельского поселения, совершены все действия для проведения торгов для заключения концессионного соглашения, не могут повлиять на выводы судебной коллегии, поскольку на момент рассмотрения дела судом административным ответчиком не исполнена возложенная на него законом обязанность по заключению концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, находящиеся на территории п. Ния.
В результате ненадлежащего исполнения ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью нарушаются жилищно-коммунальные права граждан.
Таким образом, решение суда постановлено в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 КАС РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Другие доводы апелляционной жалобы уже являлись предметом исследования в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, направлены на переоценку выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 17 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Нийского муниципального образования – без удовлетворения.
Председательствующий Р.И. Харин
Судьи Л.В. Гусарова
Н.М. Усова